Особенности формирования правового поля государственной поддержки малого предпринимательства в России

Есина Ю.Л., Воротынцева С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-1 (175), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Есина Ю.Л., Воротынцева С.А. Особенности формирования правового поля государственной поддержки малого предпринимательства в России // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 1. – С. 16-22.

Аннотация:
В статье рассматривается система законодательных актов, регулировавших деятельность субъектов малого бизнеса в советском и постсоветском прошлом, а также анализируется современная ситуация, связанная с принятием Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Ключевые слова: налоговые льготы, малое предпринимательство, развитие малого бизнеса, государственная поддержка, правовое поле, кооперативная деятельность



В моменты экономических кризисов малый бизнес выступает своеобразной «подушкой безопасности», снижая безработицу, повышая уровень благосостояния населения, обеспечивая налоговые доходы бюджетов различного уровня.

Несмотря на высокую социально-экономическую значимость, малое предпринимательство сталкивается с целым рядом проблем, решение которых невозможно без корректного правого регулирования.

Регулирование предпринимательства в эпоху СССР

Начало формирования современного правового поля малого предпринимательства в России можно отнести к концу 80-х годов прошлого века. Развернувшееся в этот период кооперативное движение послужило отправной точкой нормативного регулирования малого бизнеса. Принятые законы «Об индивидуальной трудовой деятельности» [1] [1] и «О кооперации в СССР» [2] [2] позволили в определенной степени развить творческий потенциал населения и деловую активность в стране.

Однако эти документы не только напрямую не регулировали функционирование малого предпринимательства, но даже не содержали трактовки данного термина. Впервые оно появилось в подзаконном документе – в Положении об организации деятельности малых предприятий [3] и относило к данной категории субъектов малого предпринимательства юридических лиц с бесцеховой структурой и с числом работающих до 100 человек.

Стремительное развитие кооперативной деятельности при отсутствии целенаправленности и последовательности в проводимых общеэкономических реформах вызвало искажение рыночных механизмов. Это потребовало от экономической политики мобильности в части реформирования нормативно-правовой базы и разработки форм стимулирования и защиты производителя.

Следующим шагом стало принятие Закона «О предприятиях в СССР» [4] [3]. Он детально определил понятие предпринимательской деятельности, нормативно установил термин «малое предпринимательство», выделил субъекты предпринимательской сферы, а также прописал процедуру создания и ликвидации малого предприятия. Кроме того, данный документ существенно расширил самостоятельность предприятий в вопросах ценообразования и распределения дохода.

Продолжением экономической политики государства в вопросах поддержки малого предпринимательства стало принятие Постановления «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» [5] [4], которое расширило перечень организационных форм предпринимательства. Вступление в силу Закона СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» [6] [5] определило основные принципы отношений малого бизнеса с органами государственной власти, в том числе в вопросах его поддержки.

Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ

Трансформация экономической системы России при ее переходе к рыночным отношениям потребовала нового этапа в формировании правового поля функционирования малого предпринимательства. В частности, Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [7] [6] закрепил общеправовые и социально-экономические основы создания предприятий в условиях различных форм собственности, а Постановление «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» [8] [7] определило новую экономическую категорию «малые предприятия» и обозначило действующие для них критерии.

В результате мер, предпринятых государством, возросла активность предпринимательской деятельности, что позволило заполнить рынок потребительскими товарами и заложить основы формирования конкурентоспособной экономической среды. К сожалению, на данном этапе правовое поле не обеспечивало создание льготных условий, направленных на поддержку и развитие субъектов малого предпринимательства. Со стороны государства предпринимались лишь отдельные, локальные попытки. Примером может служить Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» [9].

Принятие 12 декабря 1993 года Конституции РФ [10] явилось следующим важным шагом в развитии нормативно-правового регулирования предпринимательской среды. Данный документ закрепил различные формы собственности в России, а также признал право каждого гражданина «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности».

Еще одним базовым нормативным актом современного правового пространства российского малого бизнеса стал Гражданский кодекс РФ [11]. В нем детально дается характеристика юридических лиц как представителей субъектов малого предпринимательства, их видов, организационно-правовых форм, порядка создания и ликвидации.

Другие нормативные акты, действовавшие в середине 90-х – начале 2000-х годов

Развитие правового поля в середине 90-х годов прошлого столетия во многом обусловлено приватизацией в стране, которая негативно отразилась на становлении класса мелких частных собственников. Стихийное формирование системы государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне в рамках департаментов и ведомств, образованных при различных министерствах, не давало ожидаемого результата.

С целью создания единой концепции государственной поддержки Президентом РФ был издан указ «О создании Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства» [12] [8]. А законодательными органами власти разработан и принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 № 88-ФЗ [13] [9].

Этот нормативный акт напрямую затрагивал интересы субъектов малого бизнеса. Он был направлен, во-первых, на соблюдение конституционных норм, а, во-вторых, не только на развитие и урегулирование предпринимательской деятельности, но и на государственную поддержку данного сектора экономики. С целью формирования стабильных условий реализации форм и методов господдержки малых предприятий выходит Указ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» [14], в котором были указаны конкретные меры государственной помощи:

– создание гарантийного фонда;

– упрощение процедуры регистрации;

– введение налоговых льгот для учреждений, обслуживающих малый бизнес.

Федеральные программы поддержки малого предпринимательства на 1998–1999 и 2000–2001 годы способствовали формированию региональных центров поддержки предпринимательства и созданию механизмов совмещения собственных капиталов предпринимателей и государственной финансовой поддержки.

Действующий закон о развитии малого и среднего предпринимательства

На современном этапе основным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность субъектов малого предпринимательства, является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [15] [10]. К сожалению, данный законодательный акт имеет целый ряд недостатков. Некоторые его нормы носят коллизионный характер, вызывают противоречивые мнения, как в научных кругах, так и в рядах простых предпринимателей [11].

Для функционирования любого бизнеса, в том числе малого, важными аспектами являются смягчение налогового бремени, упрощение отчетности [12] и наличие гарантий прав от чужого вмешательства. К сожалению, рассматриваемый закон не прописывает эти позиции, в силу чего был очень быстро отнесен к числу рамочных федеральных законов. Основные нормы носят рекомендательный характер и ведут к формированию искусственно создаваемых посредников, которые сформируют очередной «бумажный вал» для чиновников и предпринимателей [13].

Вместе с тем, данный закон обладает и множеством неоспоримых достоинств. Прежде всего, он конкретизировал понятие «малое предпринимательство», приблизив его к существующим мировым стандартам, выделил в его составе средние, малые и микропредприятия. Принятие закона послужило началом разработки и реализации в субъектах Российской Федерации целевых программ финансовой поддержки малых предприятий.

Примером практической реализации положений этого законодательного документа является Липецкая область. С 2009 года в данном регионе действует уже пятая областная целевая «Программа развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2009-2012 гг.». Реализация таких программ позволяет субъектам малого бизнеса, осуществляющим свою деятельность на территории области, получить кредитно-финансовую, информационно-консультационную и другие виды помощи со стороны региональных органов власти.

Однако современное правовое поле государственной поддержки малого предпринимательства нельзя назвать полностью сформировавшимся и совершенным. Правовое регулирование субъектов малого бизнеса раздроблено по отдельным отраслям гражданского, налогового и бюджетного законодательства. Как следствие, оно не имеет цельности и последовательности, требует дальнейшего реформирования.

Необходима разработка единого законодательного акта, представляющего собой свод норм, регулирующих не только различные вопросы деятельности малого предпринимательства, но и все аспекты государственной поддержки его развития.

[1] Закон СССР от 19.11.86 «Об индивидуальной трудовой деятельности» утратил силу в апреле 1990 года. – Прим. ред.

[2] Указанный закон на сегодняшний день не применяется на территории России в части, касающейся потребительской кооперации (постановление ВС РФ от 19.06.92 № 3086-1), сельскохозяйственной кооперации (Федеральный закон от 08.12.95 № 193-ФЗ), в части, регулирующей деятельность кооперативов в сферах производства и услуг (Федеральный закон от 08.05.96 № 41-ФЗ), садоводческих товариществ и дачных кооперативов (Федеральный закон от 15.04.98 № 66-ФЗ). – Прим. ред.

[3] Закон утратил силу с 1 января 1991 года. – Прим. ред.

[4] Указанное постановление фактически утратило силу на территории Российской Федерации (в июне 1995 года) в связи с принятием Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». – Прим. ред.

[5] Закон фактически утратил силу на территории Российской Федерации (в декабре 1994 года) в связи с принятием части первой Гражданского кодекса РФ. – Прим. ред.

[6] Закон утратил силу с 1 июля 2002 года (на основании Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ). – Прим. ред.

[7] Указанное постановление утратило силу в декабре 2000 года (постановление Правительства РФ от 27.11.2000 № 897). – Прим. ред.

[8] Документ утратил силу в апреле 1999 года (указ Президента РФ от 12.04.99 № 456). – Прим. ред.

[9] Закон утратил силу с 1 января 2008 года. – Прим. ред.

[10] Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» действует с 1 января 2008 года. – Прим. ред.

[11] Без указания конкретных норм закона и разъяснения сути, порождаемых ими коллизий, данное утверждение авторов является недоказанным. – Прим. ред.

[12] Вопросы снижения налогового бремени и упрощения отчетности для субъектов малого предпринимательства урегулированы в других нормативных документах (см. главы 26.1–26.3 Налогового кодекса РФ – в них установлены специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса, связанные с предоставлением значительных налоговых льгот. Там же прописаны возможности ведения упрощенного налогового учета (см. п. 8 ст. 346.5, ст. 346.24, п. 12 ст. 346.25.1 НК РФ)), п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в нем закреплено освобождение от ведения бухгалтерского учета для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения), пункты 2 и 3 ст. 54 НК РФ (устанавливают упрощенную систему ведения налогового учета для индивидуальных предпринимателей и физических лиц) и др. – Прим. ред.

[13] Без пояснения, какие нормы рассматриваемого закона и почему вызывают такой эффект, данное утверждение авторов является недоказанным. – Прим. ред.


Источники:

1. Закон СССР от 19.11.86 «Об индивидуальной трудовой деятельности».
2. Закон СССР от 26.05.88 № 8998-ХI «О кооперации в СССР».
3. Положение об организации деятельности малых предприятий (одобрено Комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при Совмине СССР 06.06.1989, протокол № 14).
4. Закон СССР от 04.06.90 № 1529-1 «О предприятиях в СССР».
5. Постановление Совмина СССР от 08.07.90 № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».
6. Закон СССР от 2.04.91 № 2079-I «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР».
7. Закон СССР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
8. Постановление Совмина РСФСР от 18.07.91 № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:00:30