Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2011

Особенности формирования правового поля государственной поддержки малого предпринимательства в России

Есина Юлия Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Россия

Воротынцева Светлана Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Россия

Features of Forming the Legal Framework of State Support for Small Enterprises in Russia - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 34

Аннотация:
В статье рассматривается система законодательных актов, регулировавших деятельность субъектов малого бизнеса в советском и постсоветском прошлом, а также анализируется современная ситуация, связанная с принятием Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Цитировать публикацию:
Есина Ю.Л., Воротынцева С.А. Особенности формирования правового поля государственной поддержки малого предпринимательства в России // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 1. – С. 16-22.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В моменты экономических кризисов малый бизнес выступает своеобразной «подушкой безопасности», снижая безработицу, повышая уровень благосостояния населения, обеспечивая налоговые доходы бюджетов различного уровня.

Несмотря на высокую социально-экономическую значимость, малое предпринимательство сталкивается с целым рядом проблем, решение которых невозможно без корректного правого регулирования.

Регулирование предпринимательства в эпоху СССР

Начало формирования современного правового поля малого предпринимательства в России можно отнести к концу 80-х годов прошлого века. Развернувшееся в этот период кооперативное движение послужило отправной точкой нормативного регулирования малого бизнеса. Принятые законы «Об индивидуальной трудовой деятельности» [1] [1] и «О кооперации в СССР» [2] [2] позволили в определенной степени развить творческий потенциал населения и деловую активность в стране.

Однако эти документы не только напрямую не регулировали функционирование малого предпринимательства, но даже не содержали трактовки данного термина. Впервые оно появилось в подзаконном документе – в Положении об организации деятельности малых предприятий [3] и относило к данной категории субъектов малого предпринимательства юридических лиц с бесцеховой структурой и с числом работающих до 100 человек.

Стремительное развитие кооперативной деятельности при отсутствии целенаправленности и последовательности в проводимых общеэкономических реформах вызвало искажение рыночных механизмов. Это потребовало от экономической политики мобильности в части реформирования нормативно-правовой базы и разработки форм стимулирования и защиты производителя.

Следующим шагом стало принятие Закона «О предприятиях в СССР» [4] [3]. Он детально определил понятие предпринимательской деятельности, нормативно установил термин «малое предпринимательство», выделил субъекты предпринимательской сферы, а также прописал процедуру создания и ликвидации малого предприятия. Кроме того, данный документ существенно расширил самостоятельность предприятий в вопросах ценообразования и распределения дохода.

Продолжением экономической политики государства в вопросах поддержки малого предпринимательства стало принятие Постановления «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» [5] [4], которое расширило перечень организационных форм предпринимательства. Вступление в силу Закона СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» [6] [5] определило основные принципы отношений малого бизнеса с органами государственной власти, в том числе в вопросах его поддержки.

Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ

Трансформация экономической системы России при ее переходе к рыночным отношениям потребовала нового этапа в формировании правового поля функционирования малого предпринимательства. В частности, Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [7] [6] закрепил общеправовые и социально-экономические основы создания предприятий в условиях различных форм собственности, а Постановление «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» [8] [7] определило новую экономическую категорию «малые предприятия» и обозначило действующие для них критерии.

В результате мер, предпринятых государством, возросла активность предпринимательской деятельности, что позволило заполнить рынок потребительскими товарами и заложить основы формирования конкурентоспособной экономической среды. К сожалению, на данном этапе правовое поле не обеспечивало создание льготных условий, направленных на поддержку и развитие субъектов малого предпринимательства. Со стороны государства предпринимались лишь отдельные, локальные попытки. Примером может служить Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» [9].

Принятие 12 декабря 1993 года Конституции РФ [10] явилось следующим важным шагом в развитии нормативно-правового регулирования предпринимательской среды. Данный документ закрепил различные формы собственности в России, а также признал право каждого гражданина «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности».

Еще одним базовым нормативным актом современного правового пространства российского малого бизнеса стал Гражданский кодекс РФ [11]. В нем детально дается характеристика юридических лиц как представителей субъектов малого предпринимательства, их видов, организационно-правовых форм, порядка создания и ликвидации.

Другие нормативные акты, действовавшие в середине 90-х – начале 2000-х годов

Развитие правового поля в середине 90-х годов прошлого столетия во многом обусловлено приватизацией в стране, которая негативно отразилась на становлении класса мелких частных собственников. Стихийное формирование системы государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне в рамках департаментов и ведомств, образованных при различных министерствах, не давало ожидаемого результата.

С целью создания единой концепции государственной поддержки Президентом РФ был издан указ «О создании Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства» [12] [8]. А законодательными органами власти разработан и принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 № 88-ФЗ [13] [9].

Этот нормативный акт напрямую затрагивал интересы субъектов малого бизнеса. Он был направлен, во-первых, на соблюдение конституционных норм, а, во-вторых, не только на развитие и урегулирование предпринимательской деятельности, но и на государственную поддержку данного сектора экономики. С целью формирования стабильных условий реализации форм и методов господдержки малых предприятий выходит Указ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» [14], в котором были указаны конкретные меры государственной помощи:

– создание гарантийного фонда;

– упрощение процедуры регистрации;

– введение налоговых льгот для учреждений, обслуживающих малый бизнес.

Федеральные программы поддержки малого предпринимательства на 1998–1999 и 2000–2001 годы способствовали формированию региональных центров поддержки предпринимательства и созданию механизмов совмещения собственных капиталов предпринимателей и государственной финансовой поддержки.

Действующий закон о развитии малого и среднего предпринимательства

На современном этапе основным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность субъектов малого предпринимательства, является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [15] [10]. К сожалению, данный законодательный акт имеет целый ряд недостатков. Некоторые его нормы носят коллизионный характер, вызывают противоречивые мнения, как в научных кругах, так и в рядах простых предпринимателей [11].

Для функционирования любого бизнеса, в том числе малого, важными аспектами являются смягчение налогового бремени, упрощение отчетности [12] и наличие гарантий прав от чужого вмешательства. К сожалению, рассматриваемый закон не прописывает эти позиции, в силу чего был очень быстро отнесен к числу рамочных федеральных законов. Основные нормы носят рекомендательный характер и ведут к формированию искусственно создаваемых посредников, которые сформируют очередной «бумажный вал» для чиновников и предпринимателей [13].

Вместе с тем, данный закон обладает и множеством неоспоримых достоинств. Прежде всего, он конкретизировал понятие «малое предпринимательство», приблизив его к существующим мировым стандартам, выделил в его составе средние, малые и микропредприятия. Принятие закона послужило началом разработки и реализации в субъектах Российской Федерации целевых программ финансовой поддержки малых предприятий.

Примером практической реализации положений этого законодательного документа является Липецкая область. С 2009 года в данном регионе действует уже пятая областная целевая «Программа развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2009-2012 гг.». Реализация таких программ позволяет субъектам малого бизнеса, осуществляющим свою деятельность на территории области, получить кредитно-финансовую, информационно-консультационную и другие виды помощи со стороны региональных органов власти.

Однако современное правовое поле государственной поддержки малого предпринимательства нельзя назвать полностью сформировавшимся и совершенным. Правовое регулирование субъектов малого бизнеса раздроблено по отдельным отраслям гражданского, налогового и бюджетного законодательства. Как следствие, оно не имеет цельности и последовательности, требует дальнейшего реформирования.

Необходима разработка единого законодательного акта, представляющего собой свод норм, регулирующих не только различные вопросы деятельности малого предпринимательства, но и все аспекты государственной поддержки его развития.



[1] Закон СССР от 19.11.86 «Об индивидуальной трудовой деятельности» утратил силу в апреле 1990 года. – Прим. ред.

[2] Указанный закон на сегодняшний день не применяется на территории России в части, касающейся потребительской кооперации (постановление ВС РФ от 19.06.92 № 3086-1), сельскохозяйственной кооперации (Федеральный закон от 08.12.95 № 193-ФЗ), в части, регулирующей деятельность кооперативов в сферах производства и услуг (Федеральный закон от 08.05.96 № 41-ФЗ), садоводческих товариществ и дачных кооперативов (Федеральный закон от 15.04.98 № 66-ФЗ). – Прим. ред.

[3] Закон утратил силу с 1 января 1991 года. – Прим. ред.

[4] Указанное постановление фактически утратило силу на территории Российской Федерации (в июне 1995 года) в связи с принятием Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». – Прим. ред.

[5] Закон фактически утратил силу на территории Российской Федерации (в декабре 1994 года) в связи с принятием части первой Гражданского кодекса РФ. – Прим. ред.

[6] Закон утратил силу с 1 июля 2002 года (на основании Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ). – Прим. ред.

[7] Указанное постановление утратило силу в декабре 2000 года (постановление Правительства РФ от 27.11.2000 № 897). – Прим. ред.

[8] Документ утратил силу в апреле 1999 года (указ Президента РФ от 12.04.99 № 456). – Прим. ред.

[9] Закон утратил силу с 1 января 2008 года. – Прим. ред.

[10] Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» действует с 1 января 2008 года. – Прим. ред.

[11] Без указания конкретных норм закона и разъяснения сути, порождаемых ими коллизий, данное утверждение авторов является недоказанным. – Прим. ред.

[12] Вопросы снижения налогового бремени и упрощения отчетности для субъектов малого предпринимательства урегулированы в других нормативных документах (см. главы 26.1–26.3 Налогового кодекса РФ – в них установлены специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса, связанные с предоставлением значительных налоговых льгот. Там же прописаны возможности ведения упрощенного налогового учета (см. п. 8 ст. 346.5, ст. 346.24, п. 12 ст. 346.25.1 НК РФ)), п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в нем закреплено освобождение от ведения бухгалтерского учета для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения), пункты 2 и 3 ст. 54 НК РФ (устанавливают упрощенную систему ведения налогового учета для индивидуальных предпринимателей и физических лиц) и др. – Прим. ред.

[13] Без пояснения, какие нормы рассматриваемого закона и почему вызывают такой эффект, данное утверждение авторов является недоказанным. – Прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Закон СССР от 19.11.86 «Об индивидуальной трудовой деятельности».
2. Закон СССР от 26.05.88 № 8998-ХI «О кооперации в СССР».
3. Положение об организации деятельности малых предприятий (одобрено Комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при Совмине СССР 06.06.1989, протокол № 14).
4. Закон СССР от 04.06.90 № 1529-1 «О предприятиях в СССР».
5. Постановление Совмина СССР от 08.07.90 № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».
6. Закон СССР от 2.04.91 № 2079-I «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР».
7. Закон СССР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
8. Постановление Совмина РСФСР от 18.07.91 № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».