Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2011

Семейный бизнес и развитие репродуктивной экономики

Русакова Зифа Каюмовна, Уральский социально-экономический институт (ф-л) Академия Труда и Социальных отношений, кафедра менеджмента, ст.преподаватель., Россия

Лаврентьева Ирина Викторовна, д.э.н., профессор, Уральский социально-экономический институт (ф-л) Академия Труда и Социальных отношений, кафедра менеджмента, Россия

Family Business and Development of the Reproductive Economy - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 154

Аннотация:
Статья посвящена вопросам формирования семейного бизнеса в домашних хозяйствах и их роли в экономической жизни страны. Большое внимание уделено проблеме оценки эффективности инвестиций предпринимателей в репродуктивный труд. Приведен опыт финансирования некоторых зарубежных стран по рождению, воспитанию, уходу, обучению, социализации будущих трудовых ресурсов.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Русакова З.К., Лаврентьева И.В. Семейный бизнес и развитие репродуктивной экономики // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 1. – С. 10-15.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В современных рыночных условиях выявилась способность к быстрой адаптации деятельности домашних хозяйств к постоянно изменяющимся условиям, что определяет необходимость их всесторонней поддержки со стороны государства. Государственная политика не может быть направлена только на увеличение социальных платежей, не обеспечивая возможностей создания благоприятных условий для формирования и развития домашних хозяйств, особенно касательно домашнего репродуктивного труда и семейного предпринимательства.

В результате социальных и экономических преобразований домашний репродуктивный труд по рождению, уходу, воспитанию, социализации детей должен быть признан общественно полезным и не может оставаться неоплачиваемым. Также нельзя оставлять без государственной поддержки семьи, которые желают заниматься собственным делом.

Семья как ячейка экономики

Во всем цивилизованном мире признано право семьи на защиту со стороны общества и государства. Семья давно стала центральной ячейкой в демографии, а в экономике отходила на задний план [2].

Авторы выделяют экономическую функцию семьи как одну из основных. Раньше в понятие «экономическая функция» вкладывалось в основном обеспечение потребительских интересов и удовлетворение потребностей членов семьи. В настоящее же время происходит экономическое обособление семьи, а изменение отношений собственности и форм хозяйствования вызывает необходимость для возникновения во многих семьях самостоятельного бизнеса.

Семью, ведущую домашнее хозяйство, тем самым, позиционирующую себя социально-экономической ячейкой, не следует рассматривать только как потребителя. В ней осуществляется воспроизводство индивида и воспитание его как личности, развитие его склонностей, характера, культурное развитие не как потребителя, а как самостоятельного работника, привыкшего полагаться, в первую очередь, на самого себя.

Для этого необходимо осуществлять подготовку к труду, профессиональную ориентацию и экономическое воспитание, формирование хозяина своей жизни с раннего возраста. Именно в семье приходится решать многообразные проблемы ведения домашнего хозяйства и семейного бизнеса, производства и воспроизводства рабочей силы и т.д.

Семьи в домашних хозяйствах нуждаются во всесторонней поддержке, а именно в создании условий в организации адресной помощи малообеспеченным слоям:

– для выполнения полноценной репродуктивной функции семьи;

– для непрерывной социализации членов домашнего хозяйства;

– для тех, кто намерен заняться семейным бизнесом (правовая поддержка при регистрации и ведении бизнеса, кредиты, налоговые льготы, учитывая количество детей в семье, вид предполагаемой предпринимательской деятельности).

Виды семейного бизнеса разнообразны и зависят от множества факторов, среди которых можно назвать знания и умения каждого из членов семьи, наличие свободного времени и, в конце концов, желания. Предпринимательской деятельности отдают свои силы и умения люди с разным уровнем образования, способностями.

Принимая решение заняться своим делом, индивид получает возможность продолжить традиции семьи, доказать свою состоятельность, возродить народные промыслы, тем самым стать независимым. Самый главный пункт этой цепочки он вправе использовать по своему усмотрению – доход, получаемый в результате реализации товаров или услуг после выплаты налогов, тем самым пополняя семейный бюджет. Так кто же такой предприниматель в нашем понимании?

Предпринимательская деятельность в семье

Термин «предприниматель», означающий человека, действующего в условиях риска [4], введен Р. Кантильоном в XVIII веке. Сегодня это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, частным бизнесом [1, с. 551], то есть человек, который берет на себя риск и ответственность за организацию и управление бизнесом.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Различают две основные формы индивидуального предпринимательства:

1) индивидуальную трудовую деятельность, основанную на собственном труде предпринимателя и членов его семьи;

2) индивидуальное (семейное) предприятие, работающее с привлечением наемных работников.

Следует отметить недостаточность развития малого индивидуального предпринимательства в России и обратить внимание на семейное предпринимательство, которое непременно благоприятно скажется на экономической деятельности страны.

В нашей стране наиболее часто встречаются следующие виды предпринимательской деятельности в семье:

– коммерческая и посредническая деятельность;

– оказание услуг;

– производство и реализация товаров, произведенных усилиями членов семьи (пошив и вязание одежды, изготовление изделий декоративно-прикладного творчества и т. п.).

Но цель всегда одна – увеличение семейных доходов в совокупности с решением комплекса воспитательных и познавательных задач. Совместная работа в семейном бизнесе не только сближает всех членов семьи для решения общей задачи, но и вырабатывает чувство взаимопомощи, помогает младшему поколению познакомиться с окружающей средой, научиться на примере старших приемам работы, которые непременно пригодятся им в будущем.

Общеизвестно, что большинство людей получает первоначальные знания по экономике именно в семье: как зарабатывать и рационально тратить деньги, умело использовать рабочее время не только в общественном производстве, но в домашнем хозяйстве, как организовать досуг и отдых всех членов семьи. В Древней Греции термин «экономика» означал «искусство ведения домашнего хозяйства», то есть «ойкос» – дом, хозяйство, «номос» – закон [3].

Экономическая функция домашних хозяйств

Все ресурсы в экономике ограничены. Поэтому домашние хозяйства, стоящие перед выбором направить деньги на обучение членов семьи, профилактику их здоровья или на удовлетворение потребительских нужд, вынуждены выбрать последнее. А для предприятий и предпринимателей это оборачивается упущенной возможностью. Не следует забывать, что во всех обществах семья выполняет очень важные функции – репродуктивную, экономическую, воспитательную, рекреативную, коммуникативную, регулятивную.

Рис. Экономическая функция домашних хозяйств

Составными частями экономической функции являются (см. рис.):

1) организация семейного потребления и ведение домашнего  хозяйства, может включать в себя бытовое обслуживание членов семьи, личное подсобное хозяйство, индивидуальную трудовую деятельность, создание частных семейных предприятий;

2) накопление имущества и обеспечение его наследования;

3) финансовая деятельность по формированию и использованию домашнего хозяйства, охватывающая движение денег от поступления и до расходования и накопления;

4) участие членов семьи в общественном, частном и коллективном производстве. Новые возможности рыночных отношений дали толчок к развитию индивидуальной трудовой деятельности, образованию частного бизнеса;

5) подготовка детей – будущих трудовых ресурсов – к труду, профессиональная ориентация, экономическое воспитание.

Заключение

В настоящее время семейное предпринимательство не получило широкого развития в системе новых рыночных отношений. Его потенциал используется слабо и далеко не соответствует потребностям домашних хозяйств.

Одной из причин такого положения является недостаточная теоретическая разработанность базовых категорий семейного предпринимательства: экономической природы, особенностей, порядка формирования и воспроизводства их финансового потенциала. Также следует обратить внимание на несовершенство законодательной базы малого семейного предпринимательства, учитывающей его специфику.

Таким образом, исследование сущности, особенностей, роли и места малых семейных предприятий в предоставлении недорогих качественных услуг населению с невысокими доходами, разработка возможных моделей и финансово-экономических механизмов, необходимых для достижения этих целей, форм и методов интеграции малых семейных предприятий в действующую систему бизнеса, носят актуальный характер как для экономической теории, так и для практики.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2008. – 860 с. – С. 551.
2. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. – М.: Владос, 2009. – 192 с. – С. 90.
3. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 184 с.
4. Robert Hisrich. Entrepreneurship and Intrapreneurship: Methods for Creating That Have an Impact on the Economic Renaissanse of an Area. // Entrepreneurship, Intrapreneurship and Venture Capital. – Lexington: Lexington Books, 1986. – P. 96.