Оценка капитализации розничного бизнеса коммерческого банка

Шипунов В.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-1 (175), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шипунов В.Ю. Оценка капитализации розничного бизнеса коммерческого банка // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 1. – С. 103-110.

Аннотация:
Задача оценки капитализации коммерческого банка приобрела в последнее время большую актуальность. Однако подходы к этой оценке до последнего времени недостаточно исследованы в отечественной экономической литературе. В статье произведено уточнение самого термина «капитализация» и рассмотрены подходы к оценке капитализации розничного направления коммерческого банка.

Ключевые слова: коммерческий банк, дисконтирование денежных потоков, оценка стоимости, рыночная капитализация, экономическая добавленная стоимость, винтажный анализ, административно-хозяйственные расходы



Термин «капитализация» широко используется в современной экономике. Однако отсутствует единый подход к определению этого понятия. До недавнего времени под капитализацией понимали только наращивание собственного капитала банка и только недавно «капитализация» стала связываться с рыночным толкованием данного термина [1]. Например, Е.В. Гальцева выделяет три формы капитализации [2] и указывает, что все они «отражаются в балансе компаний».

По мнению автора статьи, подход, при котором капитализация коммерческого банка оценивается только через данные баланса, не совсем информативен. Например, до кризиса 2008 года сделки по купле-продаже банков проходили по цене от 3 до 5–6 балансовых капиталов [3]. Во время кризиса владельцы кредитных организаций, испытывающих финансовые затруднения, вынуждены были продать свой бизнес за очень символические суммы, значительно меньше их балансового капитала. Таким образом, величина балансового капитала не отражает стоимости кредитной организации.

Справедливая стоимость банка

В современной экономической науке упоминается несколько форм капитализации [4]:

– реальная;

– рыночная;

– биржевая (фондовая, фиктивная).

По мнению автора, термин «биржевая (фондовая, фиктивная) капитализация» очень близок по смыслу термину «рыночная капитализация». Под первой понимают капитал, представленный в ценных бумагах, приносящих доход [5]. Американская ассоциация оценщиков в стандарте оценки стоимости 2008 года [6] определяет рыночную капитализацию (Market Capitalization of Equity) как произведение цены публично торгуемой акции на число выпущенных акций.

Таким образом, термины «биржевая (фондовая, фиктивная) капитализация» и «рыночная капитализация» являются синонимами. Иными словами, рыночная капитализация — цена, которую рынок готов заплатить за компанию.

Для понимания рыночной (фондовой) капитализации кредитной организации необходимо, чтобы ее акции котировались на торговых площадках. Однако для российских банков это скорее исключение. Публичные котировки имеет лишь незначительная доля крупных банков, а большие объемы торгов наблюдаются только по бумагам Сбербанка и ВТБ. Следовательно, метод рыночной капитализации не может использоваться для оценки российских кредитных организаций.

В практике делового оборота при упоминании термина капитализация коммерческого банка понимают стоимость, которую готов заплатить рынок за банк. В стандартах оценки Американской ассоциации оценщиков упоминаются несколько видов стоимости, например:

– справедливая рыночная стоимость (Fair Market Value). Это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства;

– внутренняя (фундаментальная) стоимость (Intrinsic, Fundamental Value) – это стоимость, которую инвестор рассматривает как истинную стоимость и которая станет рыночной, когда остальные инвесторы придут к такому же заключению.

Из этих определений видно, что совокупность внутренних (фундаментальных) стоимостей кредитной организации отражает мнение различных участников рынка, а их различие вызвано сомнениями в перспективах развития и неопределенностью будущих показателей. Справедливая рыночная стоимость является элементом из множества (совокупности) внутренних (фундаментальных) стоимостей банка и отражает согласованную позицию участников рынка.

Таким образом, необходимо говорить о следующих видах капитализации кредитной организации:

– балансовая – отражается в отчетности кредитной организации;

– фондовая (рыночная) – рассчитывается как цена публично торгуемой акции на число выпущенных акций;

– основанная на текущей справедливой стоимости – отражает согласованную позицию участников рынка на стоимость, которую готов заплатить рынок за кредитную организацию.

Три подхода к оценке стоимости банка

Согласованность позиции участников рынка о стоимости кредитной организации может быть обеспечена применением единой методологии ее оценки. Выделяется три основных подхода к оценке стоимости:

– доходный подход – основан на определении ожидаемых доходов от объекта оценки;

– затратный подход – основывается на определении затрат, необходимых для восстановления объекта оценки;

– сравнительный подход – основывается на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами.

Затратный подход к оценке кредитных организаций в России не может применяться по ряду причин, которые вытекают из специфики деятельности банков, как финансовых посредников. Кредитная организация может ничего не стоить, если даже на ее создание были потрачены миллионы рублей.

Сравнительный подход предполагает подбор банка-аналога, чьи показатели будут использоваться в качестве эталона. Также для применения сравнительного подхода необходима информация о существенных условиях сделок купли-продажи кредитных организаций. Однако очень сложно определить полностью сопоставимые банки и еще меньшая вероятность получения информации об их стоимости. Таким образом, для оценки стоимости банков необходимо использовать доходный подход.

Доходный подход предполагает следующие методы оценки:

– метод дисконтирования денежных потоков;

– метод капитализации дохода;

– метод добавленной экономической стоимости (economic value added – EVA).

Результаты, которые получаются с применением метода капитализации дохода, не учитывают ряд особенностей и дают существенные погрешности. Применение данного метода возможно, когда необходимо сделать приблизительный расчет [7].

Оценки методом дисконтированных денежных потоков детально рассмотрены в работах А. Дамодарана [8]. Основной предпосылкой модели избыточного дохода является предположение о том, что стоимость создают лишь денежные поступления, заработанные сверх необходимых доходов.

Расчет экономической добавленной стоимости

Подробно методы расчета для модели избыточного дохода описаны В.С. Романовым [9]. Важным преимуществом при расчете методом добавленной экономической стоимости EVA является возможность вносить корректировки к бухгалтерской отчетности. Авторы концепции EVA Б. Стюарт, Д. Стерн дают описание 164 возможных корректировок.

И.А. Никонова предупреждает, что в публикациях различных российских авторов нет единой интерпретации понятия EVA для банка, понятие EVA бизнеса банка подменяется понятием EVA собственного капитала. В этом случае рыночная стоимость акционерного капитала определятся формулой:

(1)

Избыточная доходность определяется формулой:

EVAet = SVAt = (ROEt – ke) х Et-1, (2)

где

ROE (Return On Equity) – рентабельность собственного капитала банка,

ke – ожидаемая акционерами норма доходности на вложенный в акции капитал,

E – величина собственного капитала банка.

Однако формула (2) должна быть скорректирована с учетом специфики розничного бизнеса коммерческого банка. Для определения корректировок и параметров, которые должны быть спрогнозированы, преобразуем формулу (2):

EVAet = (ROEt – ke) х Et-1 = ROEtх Et-1 - keх Et-1 = ROEtхEt-1 - ke х Et-1, (3)

Поскольку NP/NW, (4)

где

NP (net profit) – чистая прибыль,

NW (net worth) – собственный капитал.

Формула (2) примет вид:

EVAet = NPt- ke х Et-1 (5)

Выразим величину чистой прибыли через балансовые показатели чистого процентного дохода, чистого комиссионного дохода, торгового дохода и административно-хозяйственных расходов:

NP = ЧПД + ЧКД + ТД – АХР, (6)

где

ЧПД – чистый процентный доход;

ЧКД – чистый комиссионный доход;

ТД – торговый доход;

АХР – административно хозяйственные расходы.

Под торговым доходом понимают доходы от ценных бумаг, валюты и т.д., что не имеет отношения к розничному бизнесу, поэтому формула (6) имеет следующий вид:

NP = ЧПД + ЧКД – АХР (7)

Чистый процентный доход может быть описан следующим выражением:

ЧПД = ПД – ПР – ∆Р, (8)

где

ПД – процентный доход;

ПР – процентный расход;

∆Р – изменение (увеличение) резервов).

Зависимость нормы резерва от количества дней просрочки

В формуле (8) особое место занимают резервы на возможные потери. Зависимость нормы резерва от количества дней просрочки по кредитам представлена в таблице.

Таблица

Зависимость нормы резерва от количества дней просрочки

Месяцев на просрочке
Дней на просрочке
Потребительские кредиты
Автокредиты
0
0
1%
0,5%
1
1
3%
1,5%
2
31
20%
10%
3
61
20%
10%
4
91
50%
35%
5
121
50%
35%
6
151
50%
35%
7
181
75%
75%
>=8
>=211
75%
75%

Из таблицы видно, что максимальный объем резерва по кредиту составляет 75% от его суммы и начисляется лишь после 8 месяцев просрочки. Такой поход к резервированию явно искажает расчет капитализации с учетом временной стоимости дохода. Также процентный доход не должен учитывать проценты от просроченных кредитов. Тогда формула (5) примет вид:

EVAet = ПД(nonNPL)t – ПРt – Объем_кредитов(NPL)t +ЧКДt – АХРt– keх Et-1, (9)

где

ПД(nonNPL)t – процентный доход за вычетом дохода от невозвратных кредитов;

ПРt – процентный расход;

Объем_кредитов(NPL)t–объем выданных в периоде невозвратных кредитов;

ЧКДt – чистый комиссионный доход;

АХРt – административно-хозяйственные расходы.

Для моделирования прогнозных результатов, включая аннуитетное погашение [1] кредитов и доли невозвратных ссуд, может использоваться винтажный анализ.

Предложенный автором подход позволит с большей точностью осуществить расчет капитализации розничного направления коммерческого банка. Метод может быть использован при принятии управленческих решений, нацеленных на максимизацию стоимости кредитной организации.

[1] Аннуитетным погашением называют такое, при котором платежи производятся на протяжении всего срока кредита равными друг другу. Структура аннуитетного платежа состоит из двух частей: процентов за пользование кредитом и суммы идущей на погашение кредита. С течением времени соотношение этих величин меняется и проценты постепенно начинают составлять меньшую величину, соответственно сумма на погашение основного долга внутри аннуитетного платежа увеличивается. При аннуитетных платежах в начале сумма, идущая на погашение основного долга, убывает медленно, а проценты всегда начисляются на остаток от этой суммы, то и общий размер уплаченных процентов по такому кредиту больше. – Прим. ред.


Источники:

1. Климов А.С. Капитализация коммерческих банков: мировая практика и ее использование российскими банковскими структурами: Дисс. … канд. экон. наук. – М., 2008. – 180 с.
2. Гальцева Е.В. Капитализация как фактор укрепления финансовой устойчивости предприятий сферы услуг: Дисс. … канд. экон. наук. – М., 2005. – 137 с.
3. Мартынова Т., Скогорева А., Логвинова Н. Средняя цена российского банка в 2006 году – 2,7 капитала // Банковское обозрение. – 2007. – № 2 (92).
4. Тян Н.С. Капитализация банков: формы, проявления и методика оценки // Банковское дело. – 2010. – № 1.
5. Политическая экономия // Экономическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – Т. 4. – 943 с. – С. 281–283.
6. ASA Business Valuation Standards // American Society of Appraisers. – November 2008.
7. Никонова И.А. Оценка стоимости коммерческого банка и его акций // Корпоративный менеджмент. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cfin.ru.
8. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
9. Романов В.С., Кукина Е.Б. Исследование взаимосвязи показателя EVA и стоимости компании на российском рынке капитала // Корпоративные финансы. – 2008. – № 4 (8).

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:51