Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2011

Формируем штат работников как команду единомышленников

Сафина Динара Моратовна, Доцент кафедры менеджмента Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат экономических наук, Россия

Forming the Staff as a Team of Associates - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 28

Аннотация:
Чем команда единомышленников в бизнесе отличается от произвольно собранной группы? Как сформировать трудовой коллектив, чтобы он действительно был командой? Существуют ли для этого специальные методы и каковы их особенности? Возможно ли аналогия команды в бизнесе и спорте? Об этом и многом другом вы узнаете, прочитав статью
Цитировать публикацию:
Сафина Д.М. Формируем штат работников как команду единомышленников // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 1. – С. 31-36.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Любой предприниматель стремиться создать дружную, верную команду единомышленников. Сколько замечательных предпринимательских идей не нашли воплощения из-за отсутствия людей, способных их реализовать, и сколько фантастических проектов, в которые никто не верил, заработали благодаря их воплощению группой единомышленников.

Команда – это хороший способ делать что-то не в одиночку, ведь физические и психологические силы человека ограничены. Это, пожалуй, единственный способ выдержать конкуренцию в глобальном мире, где больше ценится не индивидуальная, а групповая работа. Команда – это союз двух и более людей, взаимодействующих друг с другом, взаимосвязанных, взаимоответственных, доверяющих друг другу, имеющих общие ценности и цели.

Принципы работы в команде

Команда – больше, чем группа людей, объединенных общей целью, часто по формальному признаку, например, сотрудники одного отдела. Взаимодействие в команде создает синергический эффект, который возникает благодаря взаимодополняющим качествам ее членов и проявляется в том, что усилие команды значительно превышает сумму усилий отдельных ее членов.

Именно по признаку взаимного дополнения или комплементарности свойств и качеств часто набираются члены команды. Когда прагматичность, нацеленность на результат, организованность и умение работать по четкому плану, одних игроков дополняется креативностью, полетом мыслей, фантазией и оптимизмом других.

Основными принципами работы в команде являются:

– все члены команды знают и принимают цели и задачи команды;

– команда дает возможность каждому ее члену в полной мере раскрыть свой потенциал;

– полная информированность каждого участника команды;

– функции и способности каждого члена команды известны всем;

– отношения строятся на осознании взаимной зависимости и взаимной ответственности;

– лидер является катализатором группового взаимодействия и сотрудничества;

– оценка результатов работы производится по командным достижениям;

– обсуждение проблем и выработка группового решения;

– самодисциплина и самоконтроль;

– новаторство и инициативность;

– честность и доверие;

– непрерывное обучение и повышение уровня компетентности;

– гибкость и соответствие организационной структуры команды ее целям;

– способность команды перераспределять роли в случае необходимости.

Люди на самом деле стремятся работать в команде, это естественное желание человека работать в атмосфере доверия, без страха, что коллега по работе подставит тебя. Однако как показали наши опросы слушателей программы переподготовки управленческих кадров (в опросе приняло участие 73 человека – менеджеров среднего и высшего звена), только 20% из них работали (или работают) в действительно сплоченной команде. При этом многие из участников опроса указывали на чувство огромного удовлетворения, которое они получают от совместной работы.

Методы формирования команд

Подойти к вопросу создания команды можно по-разному. Предприниматель может использовать следующие методы формирования команд.

1. Параметрический метод, когда задается ряд параметров, которым должен соответствовать член команды, затем проводятся анкетирование и интервью. Лидер сам может провести отбор, но он рискует набрать людей себе подобных. Часто люди окружают себя теми, кто на них похож (неслучайна пословица «каков поп, таков приход»), так человек удовлетворяет свое чувство безопасности. Поэтому лучше эту задачу поручить профессионалам. Также известно, что команда дает лучшие результаты, если в ней собраны люди, выполняющие разные, взаимодополняющие роли. Здесь могут помочь тесты М. Белбина, который выделяет такие роли в команде, как: реализатор, координатор, генератор идей, исследователь, эксперт, дипломат, исполнитель, специалист.

2. Социометрический метод можно использовать, когда необходимо создать команду в уже сложившемся коллективе. Это метод основан на выявлении совместимости членов конкретных групп, для чего проводится анкетирование. Респонденты указывают, с кем бы они предпочли работать. Тот, кто набирает большинство голосов, становится членом команды. Однако набор сотрудников по признаку симпатии/антипатии, доверия/недоверия не гарантирует, что будет сформирована высокоэффективная команда.

3. Экспериментальный метод работает тогда, когда предприниматель дает задание группе людей, в ходе выполнения которого они мобилизуются и превращаются в команду, сами распределяют роли и добиваются поставленной цели. Кто-то не выдерживает группового давления, не справляется со своей ролью и уходит. Те, кто остался, сплачиваются и становятся командой.

Своего рода модификацией этого метода являются различные тренинги по тим-билдингу, например, известный веревочный тренинг. Как показали опросы слушателей программы переподготовки управленческих кадров, 15% из них прошли те или иные тренинги по тим-билдингу, на вопрос «Какой эффект дали эти тренинги для реальной работы?» большинство участников, ответили, что «никакой». Во время самого тренинга было весело, интересно, можно было даже много нового узнать о коллегах, но на реальную работу они оказали незначительное влияние.

4. Закрепление статуса команды за неформальной группой. Это самый простой путь, по которому может пойти предприниматель, желающий создать команду. При этом возникает сомнение, что люди, которые вместе проводят время вне работы, дружат, общаются, смогут успешно работать над задачей.

Таким образом, можно выбрать один из четырех методов, но каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. На наш взгляд, лучше использовать комплексный подход к созданию команды, то есть использовать элементы каждого из рассмотренных методов.

Бизнес и командные виды спорта

Задача предпринимателя-лидера – превратить группу людей в команду. «Каждый лидер должен выполнять две задачи: достигать поставленных целей и вести за собой команду» – говорил Джек Уэлч. Фигура лидера становится ключевой в создании команды. Если применить аналогию с известными видами спорта, то предприниматель-лидер может создать команду по типу бейсбольной, американского футбола или баскетбола [2, с. 121].

Бейсбол – это командная игра, но игроки отделены друг от друга значительным расстоянием, координация действий практически отсутствует. В бейсболе возможно создание команды звезд, достигающих своих индивидуальных целей. Игроки из одной команды часто и легко переходят в другую, их просто перекупают. Подобно бейсбольной команде предприниматель может набрать себе в команду лучших из лучших – звезд, но окажется ли такая команда жизнеспособной? Это зависит от двух факторов: какую задачу она будут решать и какими людьми окажутся эти звезды: открытыми, коммуникабельными, способными делиться своими знаниями или гордыми и заносчивыми индивидуалистами, не командными игроками.

Американский футбол – это тоже командная игра, в которой, в отличие от бейсбола, игроки действуют в непосредственной близости друг от друга, усилия их тесно скоординированы. Если один игрок не выполняет свою работу, вся команда терпит неудачу. Футбольная команда должна стать единым целым, обмен игроками затруднен. Здесь требуется разумная стратегия и хорошо согласованное исполнение.

Еще один вид спорта – баскетбол. Баскетболисты играют в самой непосредственной близости друг к другу. Игра быстрая, спонтанная, непредсказуемая, игрокам требуется высокий уровень взаимного подлаживания. Игроки должны уметь предугадывать действия своих коллег, поэтому новички часто испытывают трудности в новой команде. Переход игроков затруднен, а смена состава приводит к значительному ухудшению результатов. Команда в бизнесе способна работать подобно баскетбольной, то есть, как единое целое, только в том случае, если она прошла и огонь, и воду.

Важнейшим фактором, объединяющим людей в команду, является достижение совместных успехов, которые укрепляют веру людей в команду. В чем же секрет успешной командной работы? (см. рис.)

Рис. Данные российского и всемирного опросов о главном секрете успешной командной работы [1]

Притча об энтузиасте и изобретателе

Результаты всемирного Интернет-опроса свидетельствуют о том, что в мире главным залогом успешной работы команды являются общие ценности и взаимное доверие, а в России – взаимодополняющие умения, вдохновляющая цель и вознаграждение. Особенно бросается в глаза, как по-разному оценивают вознаграждение в мире и в России. Можно ли сделать из этого вывод, что достаточно хорошо платить и возможно сделать из подчиненных командных игроков? Наверно, нет, но вот если вознаграждение не достойное или не соответствует ожиданием людей, то они начинают чувствовать себя демотивированными и никакие пламенные речи и вдохновляющие цели не заставят их трудиться в полную силу.

Автору известен пример, когда один предприниматель – энтузиаст и генератор идей по своей натуре, сумел создать бизнес-инкубатор для воплощения своих и чужих замыслов. Однажды в фирме появился молодой человек, у которого была идея производства пищевой добавки. Очень экономное и сверхрентабельное производство.

Замысел очень понравился предпринимателю. Он выделил средства на проект и пообещал, что молодой человек со временем сам станет руководителем отдельного предприятия, а материнская фирма будет получать процент от прибыли. Все это было обговорено устно. Все отношения строились на доверии.

Прошло несколько лет, проект приносил стабильную прибыль, но так и не перерос в отдельное предприятие со своим руководителем. Молодой человек по-прежнему получал лишь заработную плату и должен был согласовывать каждое свое действие с предпринимателем. Особенно унизительно, как он считал, было просить денег на дальнейшее развитие, ведь эти деньги он давно заработал. В один прекрасный день молодой человек просто ушел из фирмы, унося с собой свою идею, наработанные связи с дистрибьюторами и …свою обиду. Через какое-то время он открыл предприятие по производству такой же пищевой добавки и стал прямым конкурентом нашему герою, который тоже не прекратил данного производства.

Таким образом, команда играет важнейшую роль в деятельности предпринимателя. Для формирования команды бизнесмен может использовать разные методы, но одно очевидно, что выбор методов будет во многом зависеть от личности самого предпринимателя и от понимания им тех механизмов, которые обеспечивают эффективность группового взаимодействия.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ten3 Всемирные Интернет опросы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.1000ventures.com, 1000 advices.com, http://www.cecsi.ru/coach/team.html.
2. Ли Дж. Болмэн и Терренс Е. Нил Рефрейминг организаций. Артистизм, выбор и лидерство. / Пер. с анлг. И.Трифонова. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. – 491 с.