Системообразующие принципы формирования региональной финансовой стратегии

Толстова М.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (185), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Толстова М.Л. Системообразующие принципы формирования региональной финансовой стратегии // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 174-178.

Аннотация:
Статья посвящена развитию теоретических научных взглядов на особенности формирования региональной финансовой стратегии. Предложена и обоснована авторская позиция в области определения системообразующих принципов стратегического финансового планирования, а также система аудита финансовых воздействий в стратегическом целеполагании.

Ключевые слова: регионы Российской Федерации, системообразующие принципы, формирование финансовой стратегии, оценка финансового потенциала региона, аудит финансовых воздействий, стратегическое целеполагание

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Необходимость развития стратегического планирования регионального развития в современных условиях очевидна и обусловлена, прежде всего, постоянно изменяющимися условиями внутренней и внешней среды. От эффективности регионального финансового планирования зависит не только финансовая устойчивость и качество развития региональной экономической системы, но и социально-экономическая ситуация в субъекте федерации. Стратегическое планирование налогового потенциала позволяет соотнести уровень развития фискальных инструментов с тенденциями развития промышленного кластера и предпринимательства на федеральном и региональном уровне. В условиях повышения расходов на обеспечение социальных обязательств государства (региона) и ограниченности собственных источников доходов большинства регионов страны, безусловно, реализация мероприятий финансовой стратегии в области налогообложения имеет, достаточно актуальное значение. Приведенный пример иллюстрирует лишь одно из направлений влияния перспективного финансового планирования на территориальное развитие.

Разработка региональной финансовой стратегии

По мнению ряда авторов, отсутствие в регионах комплексного подхода к формированию и использованию финансовых потоков обусловлено, прежде всего, отсутствием региональных разделов в большинстве государственных документов, где финансовые составляющие прописаны ограничено. Кроме того, имеет место недоучет отдельных элементов финансового потенциала региона, поскольку в настоящее время основной акцент сделан на формировании и использовании бюджетно-налогового потенциала при полном игнорировании и слабости потенциала кредитных и страховых организаций, инвестиционных компаний и фондов, населения.

В результате разрабатываемые программы и стратегии развития регионов зачастую оказываются финансово необеспеченными [1].

В связи с этим особую важность для финансового развития региональной экономической системы приобретают вопросы оптимизации процессов разработки мероприятий стратегического территориального планирования.

Процесс разработки региональной финансовой стратегии, на наш взгляд, можно представить как формирование комплекса стратегических управленческих решений финансового характера, способствующих подготовке, анализу и реализации мероприятий перспективного финансового планирования территории (см. рис. 1 ниже).

Рис 1. Основные этапы процесса формирования финансовой стратегии региона

Этапы формирования региональной финансовой стратегии

Определение общих параметров региональной финансовой стратегии предусматривает формирование двух направлений типологической характеристики перспективного финансового планирования. В рамках первого направления определяются хронологические интервалы стратегического планирования, область применения, наличие или отсутствие экспериментальных региональных площадок для реализации стратегии.

Вышеуказанные параметры, на наш взгляд, важны для определения необходимости формирования перспективных финансовых планов в первом приближении. Второе направление имеет своей целью определение разработчиков и исполнителей финансовых стратегий; уровня взаимодействия региональных и федеральных структур в этом процессе. Реализация данного направления обусловлена необходимостью высокой степени координации усилий участников процесса перспективного финансового планирования на всех стадиях.

Оценка внутренней и внешней финансовой среды осуществляется на втором этапе процесса формирования региональной финансовой стратегии. Актуальность данной процедуры обусловлена практикой разработки финансовых планов в регионах России в 2006–2008 гг., когда кризисные явления вынудили разработчиков планов территориального развития приостановить работу по данному направлению либо коренным образом изменить стратегические цели или переформулировать систему ключевых прогнозных показателей. К факторам внешней среды могут быть отнесены следующие: уровень финансовой устойчивости федерального бюджета; динамика его налоговых и неналоговых доходов; особенности реализации долговой политики в стране; уровень развития финансовой системы государства; инвестиционный климат и др. Особенностью формирования финансовой стратегии, на наш взгляд, является более сильное воздействие на ее эффективность внешних факторов, чем внутренних. В условиях роста уровня дифференциации региональных финансовых систем и увеличения диспропорций их развития, предоставление финансовых ресурсов из федерального бюджета региональному бюджету видится нам одним из важнейших факторов, определяющих эффективность финансовой стратегии.

К факторам внутренней среды можно отнести уровень регионального финансового потенциала, так как именно его финансовое состояние отражает степень устойчивости финансовой системы страны.

Оценку финансового потенциала региона, по нашему мнению, следует проводить в различных направлениях исходя из целевой направленности планируемых управленческих решений (см. рис.2 на с. 177).

Рис. 2. Организационные подходы к формированию региональногофинансового потенциала

Стратегическое управление региональным финансовым развитием носит целевой характер, то есть предусматривает постановку и достижение определенных целей. Стратегический характер финансового целеполагания придает территориальному развитию характер комплексности и реалистичности.

Формирование стратегических целей заключается, на наш взгляд, в разработке представленных в формализованном виде желаемых параметров перспективной финансовой ситуации, позволяющих направлять эту деятельность в среднесрочной и долгосрочной перспективе и оценивать ее результаты.

По нашему мнению, стратегические цели финансового планирования территориального развития вырабатываются по результатам применения «проблемного обследования» и «обследования преимуществ» (см. рис. 3 на с. 177).

Определение комплексных стратегических целей регионального финансового развития является завершающим этапом формирования системы перспективного финансового планирования. Общий характер целей обусловлен необходимостью их дальнейшей детализации по элементам финансового потенциала и направлениям территориального планирования.

Рис. 3. Использование аудита финансовых воздействийв стратегическом целеполагании

Заключение

Таким образом, на наш взгляд, система принципов формирования региональной финансовой стратегии призвана обеспечить характер полноценности и преемственности планируемых мероприятий с целью достижения максимальной реалистичности и эффективности.


Источники:

1. Голодова Ж.Г. Формирование и управление финансовым потенциалом региона в целях обеспечения его экономического роста: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. д.э.н. – М., 2010. – 46 с.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 09:53:48