Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2011

Управление конкурентоспособностью инвестиционно-строительных компаний

Понкратов Петр Борисович, Соискатель аспирантуры факультета Корпоративного Управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Первый заместитель генерального директора ООО «Сетьстройинвест», Россия

Managing the Competitiveness of Investment and Construction Companies - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 80

Аннотация:
В статье определены составляющие конкурентоспособности компаний инвестиционно-строительного бизнеса. Выявлены слагаемые конкурентоспособности, предложена комплексная методика управления ею, а также инжиниринг в качестве стратегии обеспечения конкурентоспособности.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Понкратов П.Б. Управление конкурентоспособностью инвестиционно-строительных компаний // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 122-126.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Кризис последних лет инициировал появление совокупности управленческих задач, среди которых выделяются задачи в области обеспечения стратегической конкурентоспособности и устойчивости функционирования компаний инвестиционно-строительного комплекса, развития их текущих и потенциальных конкурентных преимуществ, интеграции отдельных задач управления компаниями на конструктивной системообразующей основе управления конкурентоспособностью.

Составляющие конкурентоспособности компании

Базисом управления конкурентоспособностью компаний является оценка места компании в конкурентной среде, то есть оценка конкурентоспособности [1] с определением комплекса имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ. На основе этого формируются стратегии повышения конкурентоспособности компании. 

По мнению автора, достижение конкурентоспособности компании в целом возможно на пересечении следующих составляющих:

1) конкурентоспособные технологии;

2) конкурентоспособные методы организации производства и труда;

3) конкурентоспособный персонал;

4) конкурентоспособная продукция. 

Исследования автора [2] позволили установить, что интеграция стратегического управления и управления конкурентоспособностью российской компании в условиях реально складывающейся конкурентной ситуации позволяет установить взаимосвязь и взаимодействие между различными направлениями хозяйственной деятельности компании (менеджмент, технологии, инновации, структурное соответствие, логистика).

Целью управления конкурентоспособностью компании является возможность компании устойчиво функционировать и развиваться на рынке в долгосрочной перспективе, максимально адаптируясь к изменяющейся окружающей среде, обеспечивая оптимальные объемы производства и сбыта строительной продукции.

Проблема управления конкурентоспособностью

Сущность проблемы управления конкурентоспособностью компании заключается в том, что организация управления деятельностью компании, основанная на базе управления конкурентоспособностью, позволяет повысить ее адаптивность, конкурентные преимущества и результаты хозяйственной деятельности и, как  следствие, повысить устойчивость, гибкость и выживаемость компании.

По мнению автора, стратегическая задача компании заключается не в максимизации объема продукции/услуг, минимизации затрат или максимизации рыночной стоимости акционерного капитала, а в оптимальном сочетании всех технических, экономических, социокультурных и других аспектов устойчивого функционирования и развития компании. Каждый из данных аспектов является фактором либо сочетанием группы факторов, влияющих на стратегическую конкурентоспособность компании.

В развитие методических положений в области управления конкурентоспособностью компаний [2], учитывающих специфику инвестиционно-строительной деятельности, автором статьи были уточнены следующие понятия:

– конкурентоспособностью компании – это наличие и развитие динамической системы ее внутренних, целесообразных, существующих и потенциальных базовых элементов и стратегий деятельности (включая: организационно-управленческую структуру, характеристики ее бизнес-процессов, организационную зрелость, способность производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию/услуги, качество менеджмента и пр.), которые в совокупности обеспечивают максимально возможные: устойчивость, эффективность функционирования и конкурентные преимущества компании на определенных сегментах инвестиционно-строительного рынка в текущий и перспективный периоды времени в условиях рисков, изменчивости и неопределенности внешней среды;

– управление конкурентоспособностью компании в условиях рынка заключается в рациональном использовании имеющихся конкурентных преимуществ, наращивании перспективных, выявлении и создании потенциальных конкурентных преимуществ, а также в оценке, анализе и учете факторов рыночной среды, повышающих или понижающих конкурентоспособность компании в процессе его хозяйственной деятельности по производству конкурентоспособной продукции, товаров, услуг, выборе и реализации соответствующей стратегии и тактики для достижения намеченной цели развития.

Методика управления конкурентоспособностью инвестиционно-строительной компании

Исследования автора позволили сформировать и апробировать на практике комплексную методику управления конкурентоспособностью инвестиционно-строительной компании [2], включающую:

– методику SWOT-анализа, адаптированную к специфике инвестиционно-строительных компаний, результатом которой является оценка внутренней и внешней конкурентной среды компании в сегодняшнем и перспективном состояниях;

– методику сравнительного анализа конкурентной позиции компании на базе метода анализа иерархий, основной целью которого является оценка, ранжирование, отбор и формирование наиболее значимых факторов рисков реализации стратегий обеспечения конкурентоспособности компании;

– методику оценки потенциала конкурентоспособности компании и факторов, ее определяющих, на базе трехуровневой модели факторов конкурентоспособности, в соответствии с которой способности компании по обеспечению конкурентоспособности оцениваются с точки зрения имеющихся и потенциальных возможностей и ресурсов.

Применение комплексной методики позволило установить, что для компаний инвестиционно-строительной сферы, основное влияние (75% от общего влияния всех факторов конкурентоспособности) на конкурентоспособность имеют стратегии развития общего и проектного менеджмента и инжиниринга.

На основе результатов применения комплексной методики были разработаны:

– рекомендации по формированию и реализации стратегии развития комплексного системного инжиниринга [3] в компаниях инвестиционно-строительной сферы, включая следующие его виды: предпроектный, проектный, производственный, технологический, стоимостной, финансовый, информационно-технологический инжиниринг, инжиниринг управления проектами;

– принципиальная модель структуры управления на основе девелоперского подхода [4] и комплексного системного инжиниринга при реализации инвестиционно-строительных проектов по наиболее эффективной для крупных формирований – смешанной (дивизиональной и проектно-матричной) схеме.

Инжиниринг в качестве стратегии обеспечения конкурентоспособности

Анализ включения инжиниринга в качестве стратегии обеспечения конкурентоспособности инвестиционно-строительной компании показал [3], что к важнейшим преимуществам системы инжиниринга следует отнести:

– повышение, при прочих равных условиях, эффективности инвестиций в связи с появлением реальных рычагов воздействия на смету / бюджет проекта;

– сокращение сроков выполнения работ и производственных издержек;

– привлекательность для заказчиков перспективы консолидации в одних руках необходимого набора услуг, связанных с осуществлением нефтегазовых проектов;

– появление реальных предпосылок для перехода к эффективному профессиональному управлению в связи с сосредоточением в руках инжиниринговой компании технической и стоимостной информации по проекту;

– снижение инвестиционных и других рисков для компании, использующей систему инжиниринга;

– повышение конкурентоспособности на отечественном и зарубежных рынках в связи с признанием деловым миром эффективности использования инжиниринга.

Преимуществами использования девелорперского подхода [4] к реформированию группы компаний с целью обеспечения конкурентоспособности являются:

– повышение эффективности инвестиционного процесса (сокращение продолжительности, затрат и повышение качества) за счет сосредоточения в руках управляющей компании группы практически всех организационно-управленческих функций;

– прямая экономическая заинтересованность управляющей компании и группы компаний в целом в положительных финансовых результатах каждого реализуемого проекта;

– обеспечение профессионального контроля за временными и затратными показателями проектов;

– дополнительные возможности снижения инвестиционных рисков для Заказчиков проектов.

На основе исследований автора было осуществлено принципиальное развитие системы инжиниринга в группе компаний «Энергостройинвест-Холдинг». На основе проведенной реструктуризации и внедрения инжиниринга в настоящее время компании группы осуществляют полный цикл работ по проектам, обеспечивая проектирование, инжиниринг, поставки, строительство, запуск и последующее сервисное сопровождение объектов.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Понкратов П.Б. Базовые положения оценки конкурентоспособности современных строительных компаний / Понкратов П. Б. // Российское предпринимательство. – 2010. – № 1.
2. Понкратов П.Б. Методические основы управления конкурентоспособностью строительных компаний / Понкратов П. Б. // Молодой ученый. – 2010. – № 1.
3. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Инвестиционно-строительный инжиниринг. – М.: Елима, 2009.
4. Понкратов П.Б. и др. Девелопмент недвижимости. Справочник для специалистов. – М.: ОМЕГА-Л, 2009.