Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»10 / 2011

Проблематика электронного правительства в работах отечественных и зарубежных авторов

Хасаншин Ильдар Анварович, Доцент кафедры Электронная коммерция Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, Россия

Issues of Electronic Government in the Works by Russian and Foreign Authors - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 57

Аннотация:
В статье приведен обзор взглядов отечественных и зарубежных авторов на современное состояние государственного управления в России, динамику его изменений в условиях формирования новых экономических, политических, административных и иных механизмов, инструментов и процедур, стремительного распространения и развития информационно-коммуникационных технологий и роста популярности проблематики «электронного правительства».
Цитировать публикацию:
Хасаншин И.А. Проблематика электронного правительства в работах отечественных и зарубежных авторов // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 10. – С. 27-32.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


За относительно короткий период времени достигнут сравнительно высокий уровень готовности населения использовать современные средства электронных коммуникации для взаимодействия с органами власти. Так, темпы распространения сети интернет в нашей стране являются одними из самых высоких в мире. Стремительно развивается электронная коммерция как розничная, так и в сегменте «бизнес – бизнесу», рынок услуг в сфере интернет-банкинга и системы электронных платежей. Темпы роста объемов бюджетного финансирования, выделяемого на внедрение информационных технологий в деятельность федеральных органов исполнительной власти, превышают темпы роста российского рынка ИТ в целом.

В этой связи особую актуальность приобретает исследования состояния и перспектив реализации электронного правительства, как необходимой составной части развития информационного общества в Российской Федерации.

Однако в настоящее время не существует общедоступной базы знаний, содержащей подробный анализ результатов и причин, успехов и проблем реализации проектов, коллекции описаний опыта и практики решений типовых технологических, организационных, нормативных и финансовых проблем, сопутствующих реализации проектов в сфере развития электронного правительства и рекомендации по их успешному применению в других субъектах Российской Федерации.

«Электронное правительство»

Наряду с этим, в демократических государствах механизм принятия управленческих решений обрамлен большей, чем в других системах степенью гласности (публичные дискуссии, привлечение средств массовой информации, пресс-конференции), участием в выработке и осмыслении предстоящих решений со стороны общественности. Американский исследователь Ф. Мур-Лаппе отмечает, что «... на Западе привыкли к тому, что демократия – это политическая концепция, а не экономическая. Но демократия означает ... еще и ответственность за принятые решения перед теми, на кого последствия данных решений оказывают воздействие». В связи с этим процесс принятия политико-экономических решений может быть напрямую связан с улучшением доступа граждан к органам власти и облегчением участия граждан в принятии государственных решений. Для реализации этих целей все чаще органы государственной власти используют электронные и информационные технологии, в частности интернет. Вследствие этого появилась концепция электронного правительства, которая нашла свое отражение в процессе принятия государственных решений в европейских странах и в России (Федеральная целевая программа «Электронная Россия»1) [1, c. 12–13].

Интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов различных ветвей государственной власти с населением и институтами гражданского общества, получили в современной литературе устойчивое наименование «электронного правительства» (e-Government).

По поводу употребления этого термина следует принять точку зрения М.С. Вершинина, который говорит, что прямой перевод «e-Govemment» не совсем корректен, поскольку «понятно, что имеется в виду не только сетевая инфраструктура исполнительной власти, но в целом вся инфраструктура государственной власти и управления» [2, c. 117].

Процесс становления системы «электронного правительства»

Целесообразно рассматривать электронную инфраструктуру государственного управления, которая бы объединяла в себе технологии информационного взаимодействия между органами различных ветвей власти и гражданами (G2C – Government-to-Citizen), между органами различных ветвей государственной власти и бизнес-структурами (G2B – Government-to-Bussines), а также между разными государственными ведомствами и учреждениями (G2G – Government-to-Government). Что касается сущности электронного правительства, то представляется уместным и целесообразным соотнести ее с одним из функциональных компонентов данной инфраструктуры, связанным с деятельностью органов исполнительной власти. Аналогичным образом можно, например, выделить на уровне местного территориального самоуправления подсистему «электронных муниципалитетов» [3, c. 104].

Как отмечает исполнительный директор неправительственной организации «Центр демократии и технологий» (СDТ) Дж. Демпси, процесс становления системы «электронного правительства» можно условно разделить на три стадии: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции» [4, c. 24–25]. По мнению Павлютенковой М.Ю., эти стадии не должны находится в жесткой зависимости друг от друга: для начала одной из них вовсе не обязательно завершение другой, однако такая разбивка позволит теоретически осмыслить цели и перспективы создания сетевых механизмов взаимодействия органов различных ветвей власти и гражданского общества.

Как отмечает Песков Д.Н., ссылаясь на данные департамента правительственной информации аппарата Правительства РФ: «...Как только интернет начнет предоставлять услуги, которые заинтересуют большинство населения, его аудитория резко возрастет. Один из примеров прямой зависимости числа пользователей от количества и качества услуг – опыт Новосибирска, где после внедрения автоматизированной системы коммунальных платежей «Город» резко увеличилась доля пользователей, подключенных к интернету» [5, c. 133].

Технологические компоненты «электронного правительства»

Интересна точка зрения Юрасова А.В. на электронное правительство, под которым он понимает систему государственного управления, основанную на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащую цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества [8].

По мнению отдельных экспертов, в связи с изменением административной структуры органов различных ветвей государственной власти на федеральном уровне образовался «спрос» на информатизацию, который проявился и на региональном уровне. Проявилась потребность в адекватных требованиям времени инструментах управления, технологиях и механизмах, направленных на эффективное решение задач по формированию и исполнению бюджетов, государственных закупок, управлению жилищно-коммунальными комплексами. По мнению Юрасова А.В. основой эффективного проектирования «электронного правительства» должны стать следующие новые для данной сферы технологические компоненты:

– система поддержки принятия решений (СППР) по территориальному управлению, использующая геоинформационные технологии (ГИС) и технологии систем сбалансированных показателей;

– система комплексного управления взаимоотношениями государственных органов с гражданами и бизнесом на основе применения ГИС-технологий, организационно-экономических методов и моделей концепции CRM;

– технологии интернет-маркетинга, моделирования и оптимизации бизнес-процессов, построения и использования электронных платежных систем.

Практика взаимодействия субъектов политики и гражданского общества

В заключение отметим, что принятие сложных политико-экономических, социальных, экологических, финансовых решений в развитых цивилизованных странах перестало быть сферой ответственности государственного управления.

За принятыми политико-экономическими решениями скрывается обобщенная цивилизационная практика взаимодействия субъектов политики и гражданского общества. Технологизация и информатизация процесса государственного управления, включающего разработку, принятие и реализацию государственных решений, возможна и целесообразна и может служить достижению консенсуса в отношениях государства и структур гражданского общества – с одной стороны, и обеспечению консолидации общества для обеспечения динамичного развития современной России – с другой.

Современные инфокоммуникационные технологии позволяют добиться одновременно информационной прозрачности и подотчетности государства, существенно повысить операциональную составляющую государственного управления.

С одной стороны, с появлением концепции электронного правительства ассоциируется перевод государственного управления на технологии информационного общества, электронное правительство начинает выполнять роль инструмента государственно-административного реформирования. С другой стороны, сами технологии информационного общества являются катализатором и инструментом модернизации механизма государственного управления. Кроме того, многие развивающиеся государства увидели в электронном правительстве возможность существенно сократить разрыв с промышленно-развитыми странами через модернизацию государственного управления [6, c. 213]. Вместе с тем, несмотря на наличие необходимых предпосылок в сфере формирования электронного правительства, без решения задачи преодоления информационного неравенства невозможен ни процесс глобализации, ни эффективное развитие информационного общества, ни само существование и массовое внедрение электронных правительств.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ярмак Ю.В. Политические решения: теория и технологии. − М. 2005.
2. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. − СПб, 2001.
3. Грачев М.Н., Мадатов А.С. Демократия: методология исследования, анализ перспектив. − М. 2004.
4. Демпси Дж. Электронное правительство и его выгоды для широких масс // Государственное управление в переходных экономиках: Ежеквартальное издание программы «Инициатива реформирования местного самоуправления и государственных услуг». – М.: Институт открытого общества, 2003.
5. Песков Д.Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность // Полис. – 2002. − № 1. − 2002.
6. Кулик А.Н. Электронное государство в «суверенной демократии» // Технологии информационного общества − Интернет и современное общество: Труды X Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 23−25 октября 2007 г. − СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2007.
7. Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство: технология государственного управления информационного общества [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.viperson.ru/wind.php?ID=638995&soc h=1.
8. Юрасо А.В. Основы электронной коммерции: учебник. – М.: Горячая линия-Телеком, 2008. – 480 с.