Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2010

Количественная оценка экономического эффекта социально ответственной деятельности компании: постановка проблемы

Силантьева Татьяна Николаевна, аспирантка кафедры финансового менеджмента, Московский государственный строительный университет, Россия

Quantitative evaluation of economic effect of socially responsible company activity: problem statement - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 24

Аннотация:
Дана экономическая трактовка социально ответственной деятельности компании с учетом специфических особенностей перехода к инновационному типу экономического роста. Обоснована возможность применения метода экспертных оценок и предложен ряд частных оценочных показателей, отражающих конкретные результаты социально ответственной деятельности.
Цитировать публикацию:
Силантьева Т.Н. Количественная оценка экономического эффекта социально ответственной деятельности компании: постановка проблемы // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 11. – С. 114-120.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Результатом поиска путей и способов перехода к инновационному развитию, повышению благосостояния граждан, укреплению национальной безопасности, динамичному экономическому росту, укреплению позиций России в мировом сообществе явилась принятая в 2008 году «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Основная стратегическая цель Концепции – достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века. К 2020 году Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП, а уровень доходов и качество жизни россиян к этому времени должны приблизиться к тем, которые мы наблюдаем сегодня в развитых странах.

Главный замысел Концепции – это переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному, социально ориентированному типу развития. Премьер-министр В.В. Путин не раз давал интервью на эту тему, и о какой бы стороне вопроса он ни говорил – о развитии экономики, образования, здравоохранения, об обороне и международной политике – он всегда возвращался к одному и тому же: самочувствию человека в российском обществе. «Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной», – главный тезис Путина. То есть в центре всей концепции развития страны – человек.

«Человек приходит как хозяин…»

В условиях инновационного развития рост бизнеса и экономики в целом происходит не столько за счет накопления и использования материальных ценностей, сколько за счет эффективного использования человеческого капитала. Бизнес-структуры, заинтересованные в благоприятном социальном окружении с высоким уровнем покупательской способности, стабильными условиями работы, а также в повышении производительности труда, остающейся в нашей стране на очень низком уровне, наряду с государством должны способствовать решению социально-экономических проблем. Подобная практика, именуемая «социальной ответственностью бизнеса», широко распространена на Западе, в России же она медленно набирает обороты.

Социальная ответственность бизнеса, определяемая как добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законодательного минимума, является необходимой на пути перехода к инновационному развитию страны. Обязательными характеристиками социальной ответственности являются добросовестные деловые связи, забота об экологической безопасности производства, повышение квалификации работников и их развитие, постоянное внимание к состоянию их здоровья (профилактическое лечение, расширенная медицинская страховка).

Такая социально ориентированная позиция, как уже отмечалось, является в долгосрочном плане выгодной для компаний. Ведя подобную деятельность, компания не только создает благоприятную социальную среду для своего развития, но и получает инструмент для улучшения репутации, что неизменно сказывается на стоимости бренда и капитализации. Кроме того, улучшаются финансовые показатели, так как и репутация, (goodwill), и известность бренда способствуют стабильно высокому уровню продаж. 

Немаловажным является и лояльность персонала к компании, а также достигаемое повышение производительности труда: средства, потраченные на повышение квалификации работников, создание безопасных и благоприятных условий труда, возвращаются в виде дополнительной прибыли, получаемой вследствие роста эффективности труда работников. Особое значение имеет тот фактор, что проведение бизнесом социально ориентированной политики способствует улучшению его отношений с властями, а это очень важно в России.

Ситуация перехода к инновационному развитию схематично изображена на рис. 1.

При переходе экономики к инновационному развитию (t→t+1) изменяются факторы, влияющие на процесс производства и принятие управленческих решений, появляются новые факторы, среди которых и социальная ответственность бизнеса (SR – social responsibility). Поскольку на данном этапе появляется новый фактор, возникает необходимость оценить масштабы его влияния на получение определенного экономического эффекта и, следовательно, разработки методики оценки влияния соответствующего фактора.

Существуют несколько подходов к решению данной задачи. Один из них – экспертная оценка, с помощью которой можно построить даже рейтинги социально ответственных компаний. Однако нетрудно найти существенный недостаток данной методики – субъективность.

Рис.1. Схематичное изображение ситуации
перехода к инновационному развитию

Как исчисляется ответственность

В поисках ясной формализованной методики вычисления количественного показателя, характеризующего корпоративную социальную ответственность, исследователи пришли к следующей модели. Сначала выделяются различные направления социальной деятельности. Составляется специальный опросник, заполняя который группа респондентов должна оценить относительную важность каждого из предложенных направлений.

Обобщение результатов представляет собой определение показателя относительной важности конкретного направления социальной деятельности, где w1, w2, … wk – совокупные веса, присваиваемые соответствующим k-направлениям. Также проводится независимая оценка деятельности компании по k-направлениям (а1, а2, … аk).

Составной показатель социальной деятельности корпорации CRP (CRP – corporate social performance) определяется как сумма произведений оценки деятельности компании по k-му направлению и веса, присвоенного соответствующему k-направлению, то есть:

CRP = Σkj=1 wj aj. , (1)

Однако и для этой модели будет характерна субъективность, ведь оценивают явления респонденты. Кроме того, такой метод пригоден скорее для социологического, чем для экономического анализа. В качестве инструмента экономического анализа целесообразно использовать данные о количестве средств, потраченных на социально ответственную деятельность, например:

– на закупку экологически чистого оборудования;

– на повышение квалификации работников (или о количестве работников, прошедших переподготовку за определенный промежуток времени); 

– на улучшение условий труда или быта (это может быть актуальным для строительных компаний, которые возводят для работников временное жилье рядом с объектом строительства).

Перечисленные показатели являются абсолютными, и с их помощью невозможно будет сравнивать социально ответственную деятельность компании в разные промежутки времени и выявлять динамику, но – самое главное – трудно сравнить организации между собой. В этих целях удобнее было бы использовать относительные показатели.

Например, нас интересует количество работников, повысивших свою квалификацию за счет компании-работодателя. Простое упоминание количества таких работников не будет для нас информативным, однако намного интереснее узнать, какая доля из общего числа работников прошла обучение на курсах повышения квалификации:

 КПК =NПК / NОБЩ , (2)

где КПК – коэффициент повысивших квалификацию.

Другим полезным показателем может быть количество работников, направленных работодателем на курсы повышения квалификации по сравнению с тем же показателем за предыдущий период:

 КПК =Nпк(t) / Nобщ(t-1), (3)

Оценить затраты организации на закупку экологически чистого оборудования (ЭЧО) можно, сравнив расходы на данное оборудование с общим уровнем расходов:

КС(ЭЧО) = СЭЧО / СО(ОБЩ)(4)

где КС(ЭЧО) – коэффициент расходов на экологически чистое оборудование.

Таким образом, для оценки социальной ответственности компании можно использовать ряд относительных показателей. Какие же показатели можно использовать для решения второго вопроса: оценки экономического эффекта от следования социально ответственной стратегии?

В этом ряду прибыль от введения социально ответственных мер:

П (t) = В (t) – З (t) , (5)

где В – выгода от введение социально ответственных мер; З – затраты на их внедрение; t – оцениваемый период.

Также для соответствующего анализа можно использовать норму прибыли (НП), выражаемую отношением прибыли (П) к затратам (З), то есть НП = П/З (в %%).

Экономическая эффективность затрат бизнеса на социальную ответственность

Для оценки экономической эффективности затрат бизнеса на социальную ответственность можно использовать множество экономических показателей, в том числе более сложных и учитывающих накопленный эффект нескольких периодов. Однако суть проблемы заключается не столько в обосновании состава этих показателей, сколько в том, чтобы с их помощью построить комплексную модель количественной оценки.

Социальная ответственность – многостороннее явление и может охватывать различные аспекты деятельности компании. К каждому из этих аспектов необходимо подобрать оценочные индикаторы, а также найти меру экономического эффекта, конкретизированную в совокупности показателей.

Из этих индикаторов и показателей и формируется комплексная модель. Разработка методики построения такой модели, безусловно, должна стать предметом специальных исследований.

Использование подобной модели позволит понять, принесет ли выгоду бизнесу социально ориентированная деятельность либо компании будут нести убытки. Западный опыт говорит о том, что такая политика выгодна компании, её использование рационально и экономически эффективно.

Вместе с тем в реальных российских условиях положительный ответ не столь очевиден – прежде всего, в силу влияния рисков, само наличие которых в развитых странах является немыслимым. Однако это, разумеется, не отменяет актуальности и практической значимости построения модели. Её применение позволит, например, дать точную количественную оценку той части общей рыночной стоимости бизнеса компаний, которая связана с goodwill’ом.

В заключение еще раз подчеркнем, что социальная ответственность – важнейший фактор эффективного развития компании в стратегической перспективе, один из главных механизмов повышения качества человеческого капитала.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года // http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
2. В основе «Стратегии 2020» - человек // http://www.rosnation.ru/index.php?D=169.
3. Социальная ответственность компании: практическая польза для бизнеса // http://www.amr.ru/pdf/broshure_full.pdf.
4. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. – М.: Проспект, 2007.