Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»10 / 2010

Характерные особенности формирования региональной социально-экономической политики

Рыбалкина Ольга Анатольевна, Соискатель Академии управления «ТИСБИ», Россия

Characteristic Features of Forming the Regional Social and Economic Policy - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 39

Аннотация:
В статье анализируется взаимосвязь национальной и региональной социально-экономической политики, определяются положительные и отрицательные особенности действующих инструментов ее формирования.
Цитировать публикацию:
Рыбалкина О.А. Характерные особенности формирования региональной социально-экономической политики // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 10. – С. 134-137.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В текущей ситуации экономической стагнации в отечественной экономике происходят сложные процессы, вызванные проведением и стимулированием институциональных изменений на национальном и региональном уровне, расширением спектра применения рыночных механизмов. Реформы 1990-х позволили создать базис для бурного экономического развития, однако наступивший затем переизбыток финансовых ресурсов в национальной экономике фактически привел к ликвидации стимулов для дальнейшего развития предпринимательской активности, что является несомненной негативной тенденцией. В то же время углубляется неравномерность в уровне развития и качества жизни отдельных регионов, возникают существенные разрывы в уровне доходов населения в целом по стране и как следствие  появляются проблемные территориальные образования, развитие которых постоянно откладывается, что формирует предпосылки для существенной социальной напряженности ведет к обострению внутренних противоречий, а также усилению регионального сепаратизма и склонности к получению фактической автономии при сохранении возможности использовать средства, аккумулируемые федеральными институтами.

Главной причиной, обуславливающей такие изменения, является отсутствие эффективной региональной политики, которая учитывала бы особенности развития отдельных регионов, их природно-исторические характеристики и в то же время долгосрочные национальные интересы. Вообще любое федеративное государство призвано обеспечивать общенациональные, общегосударственные интересы посредством рационального управления на основе учета разнообразия субъектов федерации, что представляет собой резерв развития как национальной экономической системы, так и ее региональных подсистем.

Цель: сбалансированное региональное развитие

Одной из ключевых задач государственного управления на национальном и региональном уровнях является формирование рациональной социально-экономической политики, основанной на стратегических перспективах национальной экономической системы и ее региональных подсистем с учетом характерных особенностей последних. При этом значимой частью региональной политики должна стать государственная поддержка проблемных регионов страны, выраженная в формировании стимулов для их эффективного сбалансированного развития.

Под проблемными регионами мы понимаем территории, кардинальные задачи хозяйственного развития или важнейшие экономические, социальные или иные проблемы которых не могут быть решены без активного государственного регулирования. 

Кризисное состояние национальной экономики выражается сейчас в том, что любой регион страны имеет проблемы, решение которых целесообразно реализовать не только с региональной, но и с федеральной точки зрения. В то же время, поскольку ресурсы государства ограничены, в процессе формирования социально-экономической политики требуется обеспечить тщательный отбор проблемных территорий, точный учет их запросов и возможностей государства по обеспечению их ускоренного развития.

Поэтому с позиций обеспечения стратегической конкурентоспособности России значимым является проведение государственной политики институционального развития, направленной на снижение различий в уровне социально-экономического развития российских регионов, а ключевой задачей такой политики – повышение качества жизни населения страны, выравнивание качества жизни в разрезе отдельных регионов.

В условиях последовательного развития институтов рыночной экономики, когда традиционные методы централизованного вертикального управления, интеграции и планирования становятся все менее эффективными, серьезное внимание необходимо уделить формированию региональной социально-экономической политики и ее последующей корректировке с учетом изменений во внутренней и внешней среде региона. В то же время социально-экономическая политика должна являться важнейшим приоритетом политики государственного инновационного развития, под которой следует понимать направление совместных усилий деятельности государства, населения и бизнес-сообщества по обеспечению эффективного сбалансированного регионального развития, а также совокупность способов и механизмов достижения стратегических целей и задач на основе социально-экономического анализа.

Значимые социально-экономические проекты

Создание обобщенного научно обоснованного системного подхода к формированию социально-экономической политики регионального развития, в рамках которого, с одной стороны, были бы применимы теоретические приемы взаимодействия различных направлений современных общественных наук, и, с другой – учтены практически значимые механизмы их реализации, имеет еще одно актуальное основание. Оно заключается в соединении в рамках единой стратегии регионального развития таких концептуальных элементов, как инфраструктурный, экономический и социальный, что, однако, предполагает формирование и развитие на региональном и национальном уровнях соответствующего инструментария. 

При этом разработка инфраструктурной, экономической и социальной составляющих социально-экономической политики, с одной стороны, должна рассматривать в качестве целевых ориентиров отдельные критериальные значения частных показателей качества жизни населения региона, а с другой – опираться на накопленный опыт целевого планирования и администрирования, являющийся уникальной стержневой компетенцией российского государственного управления.

За советский период был накоплен значительный положительный опыт программного планирования, составления межотраслевых балансов, реализации масштабных инфраструктурных проектов, на основе которого могут быть осуществлены значимые социально-экономические проекты, которые позволят поднять политический и экономический потенциал государства, укрепить его международный авторитет, создать устойчивую основу постоянного повышения качества жизни населения.

Целевые программы социально-экономического развития

Современная отечественная система социально-экономического развития и соответствующая подсистема государственного управления включают ряд специфических инструментов, основывающихся, прежде всего, на политических методах и подходах к осуществлению государственного регулирования, а также рационального менеджмента и маркетинга социально-экономических систем. Нельзя забывать и о подсистеме взаимодействия с населением и предпринимательскими структурами, посему необходим алгоритм социально-экономического менеджмента на всех уровнях управленческой иерархии, сформированный в виде организационной структуры адаптивного типа, что позволит обеспечить максимальную гибкость и результативность такой структуры на всех этапах реализации социально-экономической политики.

Объединяющими связями рассматриваемой системы являются формы, функции и методы государственного управления развитием региональных подсистем с целью обеспечения повышения качества жизни. В целях обеспечения социально-экономического развития региона представляется целесообразным применять две основные формы государственного регулирования: формальное институциональное регулирование, осуществляемое через систему открытых контрактов (то есть законов, стандартов, норм и т.п.) и формальное текущее регулирование, осуществляемое посредством обеспечения исполнения конкретных мероприятий необходимыми средствами. При этом должно быть обеспечено достижение модернизационной сущности целевых социально-экономических программ, которое состоит в том, что они воплощают в себе синтез целевого планирования и рыночного институционального регулирования, когда строго целенаправленная хозяйственная деятельность осуществляется и стимулируется на коммерческой основе.

Далее, региональная социально-экономическая политика должна определять деятельность государственных структур по решению значимых проблем повышения качества жизни населения региона за счет перераспределения наличных ресурсов и применения инструментов социально ориентированного управления.

Таким образом, эффективная социально-экономическая политика региона, призванная обеспечить необходимый и достаточный уровень результативности и эффективности, должна основываться на методе формирования и реализации целевых программ социально-экономического развития. Следовательно, при реализации социально-экономической политики в мезоуровневой экономической системе управленцам необходимо активно использовать целевые программы как инструмент эффективного комплексного воздействия на социально-экономическую систему региона.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Гусев А.А. Политические принципы формирования государственной системы и регулирования социально-экономических процессов в современной России. // Современные проблемы региональной политики, ГУ-ВШЭ, вып.1. – М., 2006.
2. Пчелинцев О.С. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики // Проблемы прогнозирования, 2002. – №1.