Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2002

Проблемы и перспективы развития российского бизнеса в условиях глобализации экономики

Мешалкин Валерий Павлович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономическая информатика и логистика» РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия

Фомченкова Лариса Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Смоленского филиала Московского энергетического института, Россия

Петров Иван Александрович, кандидат экономических наук, Смоленский филиал Московского энергетического института, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 42

Аннотация:
Глобализация оказывает влияние на экономику во всех странах мира и содержит как позитивные, так и негативные аспекты. Она затрагивает производство товаров и услуг, использование рабочей силы, инвестиционные процессы, влияет на распространение технологий, не признавая границ. Все это, в конечном счете, влияет на эффективность производства, производительность труда и конкурентоспособность организаций, отраслей и конкретной страны в целом.
Цитировать публикацию:
Мешалкин В.П., Фомченкова Л.В., Петров И.А. Проблемы и перспективы развития российского бизнеса в условиях глобализации экономики // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 5. – С. 92-94.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Глобализация оказывает влияние на экономику во всех странах мира и содержит как позитивные, так и негативные аспекты. Она затрагивает производство товаров и услуг, использование рабочей силы, инвестиционные процессы, влияет на распространение технологий, не признавая границ. Все это, в конечном счете, влияет на эффективность производства, производительность труда и конкурентоспособность организаций, отраслей и конкретной страны в целом.

Основное положительное последствие глобализации связано с эффектом конкуренции. С середины 90-х годов предприятия ряда отраслей оказались в принципиально новой конкурентной ситуации, характеризующейся многоаспектностью интересов конкурирующих сторон, динамизмом и агрессивностью. В экономической теории и практике такую обстановку стали обозначать термином "гиперконкуренция" [1].

Глобализация способствует обострению конкуренции на традиционных рынках, поскольку к внутренним конкурентам присоединяются сильные внешние конкуренты. С этой точки зрения глобализационные процессы в мировой экономике выгодны, прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает цены.

Глобализация не просто вносит изменения в традиционные представления о качестве товаров и услуг, уровне производственных издержек, производительности труда и т.п., она меняет масштабы конкуренции организаций и условия конкурентной борьбы. Наличие глобального рынка технологий, рабочей силы, сырьевых ресурсов, финансового капитала приводит к тому, что проблема достижения конкурентоспособности организаций приобретает совершенно иное содержание и значение. Конкурентное преимущество, по мнению ряда исследователей, теперь может быть достигнуто за счет создания и развития некоторого отличительного качества, пользующегося спросом у потребителей, на основе отличительных способностей самой организации, а не технологии и ресурсов, к которым она имеет доступ [2]. При этом источником основных преимуществ бизнеса являются люди как носители определенных знаний, опыта и способностей.

Существующие оценки пройденного Россией пути, а также ее нынешнего состояния указывают на то, что предшествующими поколениями были созданы неплохие материально-технические условия и интеллектуально-кадровый потенциал для успешной постиндустриальной трансформации российского общества. Среди отраслей с высоким качеством человеческого капитала наибольшее внимание в мире привлекают отрасли, связанные с информационными технологиями. Россия, располагающая крупнейшим резервом ученых и инженеров, сильными научными и техническими организациями, имеет огромный потенциал в области информационных технологий и наукоемкого развития. Однако современное состояние отечественной экономики и национальной промышленности не стимулирует научно-технической активности и не обеспечивает платежеспособного спроса на инновации.

Из происходящего процесса глобализации российские организации могут извлечь выгоду и найти свое место в мировой экономике. Повышению их конкурентоспособности может способствовать, с одной стороны, частичная или полная передача выполнения отдельных бизнес-функций и даже частей бизнес-процесса сторонним лицам или организациям, способным осуществить их более эффективно, а с другой, участие в сетевых корпорациях, в том числе и зарубежных.

За последние десятилетия глобализационные процессы привели к значительному изменению условий бизнеса. Другими стали и сами организации, их место и роль в среде бизнеса. А значит должен измениться и процесс управления организациями, в том числе и процесс управления конкурентоспособностью. При этом нельзя не указать на необходимость государственной поддержки этого процесса. В условиях глобализации экономики для любой организации важнее быть частью мировой экономической системы, нежели противостоять ей. Став частью этой системы посредством кооперации и сотрудничества, конкурентоспособные российские организации получат возможность развиваться синхронно с глобальной экономикой, а Россия займет достойное место в мировом сообществе.


[1] Брун М. Гиперконкуренция: характерные особенности, движущие силы и управление // Проблемы теории и практики управления, № 3, 1998.

[2] Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. – М.: "Финпресс", 2001.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241