Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»10 / 2010

КГТУ им. А.Н.Туполева – национальный исследовательский университет

Багаутдинова Наиля Гумеровна, докт. экон. наук, профессор, заведующая кафедрой промышленной коммерции и маркетинга КГТУ им. А.Н. Туполева, Россия

Гортышов Юрий Федорович, докт. техн. наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный деятель науки и техники Республики Татарстан, ректор КГТУ им. А.Н. Туполева, Россия

KSTU named after A.N. Tupolev – a National Research University - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 26

Аннотация:
В статье представлены основные этапы становления Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева как одного из научных и образовательных центров Российской
Федерации и Республики Татарстан, сформулированы направления его развития как национального исследовательского университета.
Цитировать публикацию:
Багаутдинова Н.Г., Гортышов Ю.Ф. КГТУ им. А.Н.Туполева – национальный исследовательский университет // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 10. – С. 4-13.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева – один из лучших технических университетов России, который более семидесяти лет готовит высококвалифицированных специалистов для ведущих отраслей отечественной экономики. Высокий рейтинг КГТУ им. А.Н. Туполева среди вузов Татарстана и России – это результат согласованной деятельности всего коллектива университета, который является динамично развивающимся уникальным вузом, сохраняющим и приумножающим достижения отечественного и мирового образования, науки, техники и технологий.

КГТУ им. А.Н. Туполева – известная в стране и мире экономическая школа

Потребность в специалистах нового типа с глубоким знанием теоретико-методологических принципов современной экономической науки и прикладных аспектов их реализации возникла в связи с кардинальным изменением в России социально-экономических отношений, становлением рыночных структур, глобализацией мирохозяйственных отношений. В российском обществе постепенно пришло осознание того, что фундаментальное экономическое образование становится первостепенным фактором устойчивого экономического роста, обеспечения конкурентоспособности участников экономических отношений, повышения уровня благосостояния российских граждан. 

В связи с этим в 1991 г. в Казанском авиационном институте был основан Факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства, преобразованный в 2006 г. в Инженерно-экономический институт. Этим актом ученый совет и ректорат университета подтвердили свое понимание важности перемен, произошедших в экономике страны и поставили перед новым факультетом (институтом) задачу: готовить для Татарстана и других российских регионов специалистов в области экономики.

Этим решением была преодолена односторонность технического образования в рамках университета, которое отныне давало возможность абитуриентам выбирать одно из многих направлений подготовки, включающей получение знаний и навыков в области экономической теории, мировой экономики, управления на предприятиях, маркетинга. Следует признать, что уникальность Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева связана не только с высоким уровнем подготовки специалистов и научных исследо ваний в области экономических наук, но и, прежде всего, с тем, что в рамках одного из ведущих россий ских вузов была создана известная в стране и мире экономическая школа. В историю российской экономической мысли вошли навсегда фундаментальные работы докт. экон. наук, проф. С.И. Шарапова, докт. техн. наук, проф. Т.К. Сиразетдинова, докт. экон. наук, проф. Р.К. Мазитовой [1].

Соответствие мировым стандартам и инновационная направленность образования

Согласно решениям 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, ключевыми принципами формирования образовательной стратегии в начале XXI века являются доступность, качество, мобильность [3]. Главной задачей российской образовательной политики выступает подготовка специалистов в соответствии с мировыми стандартами на основе сохранения многолетних традиций и фундаментальности, что в полной мере отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В этих условиях преобразование и обновление системы высшей профессиональной подготовки специалистов в вузах возможно на основе взвешенного и научно обоснованного выбора стратегии преобразований, комплексного анализа и прогноза изменений внешних и внутренних условий их реализации. Данная проблема приобретает особую актуальность в рамках реализации Болонских соглашений, необходимости включения российских вузов в международное образовательное пространство, что станет возможным только в результате сертификации образовательных организаций и их структурных подразделений в соответствии с требованиями международных стандартов. Переход на государственные образовательные стандарты третьего поколения предполагает необходимость полнее использовать кадровый потенциал Университета, повысить уровень подготовки специалистов с высшим образованием, привлекать к научно-образовательному процессу ведущих специалистов и руководителей различного государственного и производственного уровней Республики Татарстан, что обеспечит высокую востребованность выпускников на предприятиях всех форм собственности, государственных учреждениях и организациях.

Для обеспечения инновационного пути развития страны в последние годы был принят ряд системных решений. Уже сегодня они последовательно реализуются и дают позитивные результаты. В частности, может быть отмечено развитие инновационного профессионального образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование», поддержка инновационных вузов, новые стандарты и целевые программы, уровневое образование. Были разработаны и утверждены важнейшие федеральные целевые программы, в том числе по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России  на 2007–2012 гг. Эти шаги не исчерпывают всех мер, необходимых в области науки и образования. 

Но важно то, что они позволили сформировать перспективные требования к национальной научно-образовательной сфере и выявить системные ограничения, препятствующие ее ускоренному развитию. В первую очередь к таким требованиям следует отнести: бoльшую востребованность российской науки и образования со стороны экономики; открытость образования и науки по отношению к обществу и признание определенных обязательств перед ним; международную конкурентоспособность и престиж российского научно-образовательного сообщества. Одновременно было продемонстрировано, что развитие образования, прежде всего профессионального, не может рассматриваться в отрыве от развития научной среды и наоборот.

Реализация вузом национального проекта «Образование»

Вывод российской экономики из кризиса, восстановление устойчивых темпов экономического развития предполагает необходимость генерации, распространения и использования знаний, требует качественного скачка в национальном научно-образовательном секторе. Доступность второго образования создает реальную возможность для гуманизации образовательного процесса, формирует предпосылки для подготовки многогранных специалистов, обладающих глубокими знаниями не только в области техники, технологии, но и экономики, права, что является необходимым условием повышения эффективности кадрового потенциала предприятий как фактора антикризисного регулирования российской экономики.

Одним из важных инструментов повышения

эффективности и качества научной и образовательной деятельности является на сегодня проектный подход. Этот подход весьма успешно зарекомендовал себя при реализации, в частности, существующих федеральных целевых программ и разработке новых. В полной мере его преимущества проявились при проведении в рамках национального проекта «Образование» конкурсов инновационных вузов. Реализация инновационного образовательного проекта нашим университетом позволила обеспечить ускоренное развитие через оснащение самым современным оборудованием, привлечение ведущих научных кадров и создание эффективного инновационного управления, установление широких международных связей и получение признания в России и за рубежом. КГТУ им А. Н. Туполева – единственный технический вуз в Татарстане, получивший сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO 9001:2000.

КГТУ им. А.Н. Туполева – национальный исследовательский университет

Казанский государственный университет является центром инновационно-технологического развития и подготовки кадров международного уровня на базе реальной интеграции научного и образовательного процессов, он использует все методы современного высшего образования. Совместные усилия профессорско-преподавательского состава, всех работников вуза, студентов и аспирантов способствовали эффективному решению ключевых вопросов, стоящих перед образованием, что принесло свои результаты. 7 октября 2009 года состоялось итоговое заседание конкурсной комиссии по отбору программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет».

В ходе заседания членами комиссии были детально рассмотрены 28 заявок вузов-финалистов конкурса. По итогам обсуждения путём тайного голосования были выбраны 12 вузов-победителей, которые получили категорию «национальный исследовательский университет» и средства из федерального бюджета на финансирование своих программ развития на 2009–2018 годы в объёме до 1,8 млрд рублей каждый.

Казанский государственный технический университет вошел в число двенадцати победителей и стал вузом, получившим категорию «национальный исследовательский университет». Основная цель программы КГТУ им. А.Н. Туполева, представленной на конкурс – становление вуза как национального исследовательского университета мирового уровня, ориентированного на кадровое обеспечение и разработку технологий для инновационной экономики. В основу программы легли результаты инновационной деятельности вуза за последние три года. В частности, в документе обозначены пять приоритетных направлений, которые университет развивает особо активно на протяжении последних лет и для которых в рамках инновационной образовательной программы университета создана дополнительная база. В число приоритетных направлений входят аэромеханика, проектирование и прочность изделий наукоемкого машиностроения и сооружений; физико-технические проблемы создания двигателей и энергоэффективных установок; новые технологии и материалы наукоемкого машиностроения; проблемы управления и информационные технологии в наукоемком машиностроении; радиоэлектронные инфокоммуникационные приборные системы и комплексы в наукоемком машиностроении [2].

Мы надеемся, что Университет станет научно-образовательным центром мирового уровня подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов, центром генерации знаний и проектов, обеспечивающим инновационное развитие наукоемкого машиностроения, вывод его на уровень мировой конкурентоспособности.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Официальный сайт КГТУ им.А.Н.Туплева. Электронный ресурс http://www.kai.ru/
2. Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева» на 2009–2018 годы: утверждена приказом Министерства образования и науки от 26.11.2009 № 678. Электронный ресурс http://www.edu.ru/
3. Резолюции ООН по вопросам образования, науки и культуры. Электронный ресурс http://unesdoc.unesco.org/