Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2010

Этические нормы как факторы снижения риска в бизнесе

Самедова Эльнара Роберт кызы, Диссертант, кафедра Бизнес администрирования Азербайджанского Государственного Экономического Университета, Россия

Ethic Code as a Factor in Reducing Business Risk - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 46

Аннотация:
Современный бизнес не может эффективно функционировать лишь на основе экономических законов и правовых форм. Обязательным при этом должно быть присутствие нравственных, этических стабилизаторов. В статье обосновывается идея о том, что этические нормы не просто дополняют бизнес определенными традициями и принципами, лежащими за пределами экономических и правовых законов, а являются неотъемлемой частью механизма функционирования рыночных отношений и вместе с тем снижают общую степень риска.
Цитировать публикацию:
Самедова Э.Р. Этические нормы как факторы снижения риска в бизнесе // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 12. – С. 25-30.

В основе бизнес-деятельности лежат экономические и юридические законы. Каждый начинающий бизнесмен с первых шагов собственного дела четко понимает, что такие законы есть и нарушать их, рискуя своим благополучием, опасно.

Такое положение дел особенно касается отношения деловых людей к налоговым органам, к финансовым, банковским институтам, а также к структурам, контролирующим бизнес.

Аналогично обстоят дела и с экономическими законами. Иногда, даже не зная доподлинно их суть, бизнесмен все же понимает, что нарушение действующей практики экономических отношений внутри фирмы или между ней и государством – это большой риск, за которым стоит серьезная ответственность. Однако мало кто из предпринимателей озабочен нарушением им этических принципов, норм и правил поведения в ходе бизнес-деятельности, которые находятся как бы между экономикой и правом, влияя на них и тесно переплетаясь с ними.

Возможна ли этика в бизнесе?

Несоблюдение закона грозит наказанием, а соблюдение этических норм является добровольным и основывается на системе ценностей отдельных индивидуумов и групп людей, объединенных по различным принципам.

Вместе с тем бизнес не может эффективно функционировать лишь на основе экономических законов и правовых форм. Обязательным при этом должно быть присутствие нравственных, этических стабилизаторов. Они не просто дополняют бизнес определенными традициями и принципами, лежащими за пределами экономических и юридических законов, а являются неотъемлемой частью механизма функционирования рыночных отношений и положительно влияют на снижение степени риска.

Существует ошибочное мнение, что этика бизнеса невозможна по той причине, что в условиях конкуренции этический образ действий отдельного бизнесмена приведет к его разорению и изгнанию с рынка. Но если бизнесмен будет соблюдать этические нормы в одиночку, то другие менее нравственные и более активные конкуренты вскоре его обойдут и разорят. Сторонники этого мнения считают, что этика в бизнесе возможна лишь в том случае, если все продавцы, а также другие экономические субъекты на рынке будут действовать этично.

Вытеснение этичного бизнесмена возможно лишь в том случае, когда все предприятия производят на точке самоокупаемости и с минимальными издержками и в то же время ни у кого из них нет прибыли. Поскольку конкуренция ведется в основном ради рентных доходов и прибылей, значит, каждый продавец на рынке стремится быть в более бла гоприятной ситуации, чем его конкурент.

Однако в каждой ситуации бизнесмен может параллельно позволить себе соблюдение этических норм, даже когда это связано с издержками, которые могут покрываться из рентных доходов производителя и из прибыли. Таким образом, соблюдение этических норм не ведет к разорению бизнесменов, а издержки этического поведения не исключают этическо-нравственное поведение на рынке.

Как известно, нравственность является формой активного воздействия не только на право, экономику, но и на риск. Нравственность означает строгое соблюдение установленных в обществе порядков, определяющих, что можно делать, а что нельзя, основывающихся на исторических, духовных и культурных ценностях, и национальном менталитете каждого народа.

Золотое правило нравственности требует от человека в его отношениях с людьми руководствоваться такими нормами, которыми он хотел бы, чтобы другие люди применяли по отношению к нему.

Другими словами, человек должен мысленно поставить себя на место другого и испытать на себе действие данной нормы. Характеризуя этику бизнеса и нравственности Э.А.Уткин пишет: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли» [5, c. 144].

Процветание бизнеса должно быть увязано с высокой нравственностью деловых людей. Поэтому, когда происходит падение нравственности ниже допустимой нормы в обществе, увеличивается и степень предпринимательского риска, в силу неэтичных, аморальных поступков людей, занимающихся бизнесом. Снижается эффективность функционирования всего рыночного механизма производства и распределения товаров, а также страдает моральная ответственность субъектов бизнеса.

Предпринимательство и религия

Чтобы разобраться в возможных направлениях возрождения и формирования этических норм защиты от риска, затронем отношения собственности, которые во многом предопределяют риск.

Именно частная собственность дает наибольшую свободу бизнесу действовать на собственный риск и свою ответственность. Отношения собственности играют важнейшую роль в принятии рискованных решений. Поэтому они не случайно пронизывают все сферы человеческих отношений, влияя на формирование этических норм и системы ценностей.

Формирование ценностей затрагивает религиозное влияние на общество. Зародышем духа ка питалистического предпринимательства явился  протестантизм, а точнее кальвинистский догмат об избранности к спасению. Макс Вебер сумел разглядеть, как ветхозаветный догмат преломляется в сознании людей и заставляет действовать их в земной жизни определенным образом: считать доходы и сопоставлять их с расходами, стремиться к получению как можно большей прибыли т.д. [2, с. 149]. При этом он подчеркивал, что чувство богоизбранности предпринимателя способствовало формированию определенной мании величия, которая характерна для современности и абсолютно противоречит исламу и, прежде всего, чувству смирения и кротости.

Однако, протестантская концепция аскетизма в изложении М. Вебера не может являться приемлемой для всех конфессий, особенно мусульманской. Практика показывает, что в исламских странах предпринимательские стимулы выражены значительно меньше. Ислам предполагает равенство на финише, то есть находится в полном противоречии с духом рыночных отношений.

Мусульманское предпринимательство не стремится к наживе и вдохновляется верой. «В протестантской форме аскетизм в исламе можно сказать, в принципе не приемлем. Человек рожден для ощущения полноты жизни, при знании своей зависимости и временности земного существования, предопределенного Всевышним» [1, c. 57].

Особенности исламского предпринимательства

Коран и Шариат в краткой форме охватывают почти все аспекты, рассматриваемые в деловой этике. Ислам различает и классифицирует допустимые и недопустимые способы обогащения. Честный способ считается разрешенным и называется «халал».

Нечестный способ определяется как «харам» и распространяется на такие способы извлечения дохода, при которых другим людям наносится прямой ущерб или используются запрещен ные методы (воровство, подкуп и т.д).

Согласно мусульманской вере, спекуляция считается фактором, сдерживающим экономическую активность, а также деятельностью, не связанной непосредственно с изготовлением, перевозкой, хранением товара или оказанием услуг. Посредничество между покупателем товара и продавцом в исламе не считается положительным, так как в этом случае происходит снижение первоначальной стоимости и в последующем сильное повышение цены на товар.

Следует подчеркнуть, что ни одна религия в целом не отвергает того, что предприниматели, деловые люди должны быть инициативными, ловкими, умеющими оценивать и прогнозировать ситуацию, составлять эффективный бизнес-план, а также придерживаться этических норм в деловых взаимоотношениях. Эти качества сегодня свойственны и немецкому, и японскому, и американскому предпринимателю.

Однако предпринимателя с исламским убеждением отличает от других одна особенность: они абсолютно далеки от риска. Здесь предпочитается возможность получения равной и взаимной прибыли, так как при риске существует неопределенность для сторон получения конечного результата. Исходя из этого исследователи исламской экономики считают, что попытки рисковать при занятии бизнес-деятельностью в исламе не одобряются, а доход, приобретенный рискованным путем, считается греховным [ 4, с. 182].

Этичным быть выгодно 

Практика показывает, что большинство современных компаний ради прибыли не всегда в своем поведении придерживаются этических норм и тем самым рискуют своей репутацией. Между тем существуют неопревержимые причины, по которым компаниям выгодно поступать этично.

Во-первых, это может привести к ее вытеснению с рынка. Дело в том, что хорошую репутацию трудно приобрести, на это порой уходят долгие годы, а утратить ее можно быстро. Репутация играет важную роль и для потенциальных инвесторов. Для отечественных деловых людей, желающих работать с партнерами на долговременной основе, это важно вдвойне.

Во-вторых, высококвалифицированные сотрудники не хотят работать в компаниях с плохой репутацией.

В-третьих, соблюдение этических норм в бизнесе позволяет наращивать прибыль.

Таким образом, мы затронули лищь некоторые нравственные аспекты бизнеса. Между тем отсутствие нравственного подхода, этических норм является главным содержательным фактом появления риска с его отрицательными последствиями.


Источники:
1. Абдуллаев Р. Дух предпринимательства и исламские традиции. // Qloballaşma prosesi və müasircəmiyyətin inkişaf problemləri. – Баку, 2004. – 187 с.
2. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс,1990. – 209 с.
3. Meybullayev M.X. İslam İqtisadiyyatı. – Bakı, 2001, 666 с.
4. Уткин Э.А. Этика бизнеса. – М.: Зерцало, 2000. – 256 с.