Международный рейтинг инновационного потенциала России

Реймер В.В., Кокуйцева Т.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (174), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Реймер В.В., Кокуйцева Т.В. Международный рейтинг инновационного потенциала России // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 12. – С. 4-10.

Аннотация:
Как определить инновационный потенциал России? Авторы статьи рассматривают существующие способы такой оценки на микро- и макроуровне. Анализ положения России в мировых рейтингах по индексам инновационного развития демонстрирует далеко не лучший результат. Можно ли изменить это положение и как это сделать? Читайте об этом в статье.

Ключевые слова: информационные технологии, высокотехнологичное производство, экономика знаний, инновационный потенциал, глобальная конкурентоспособность, методики оценки, международные индексы и рейтинги

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В современных условиях развитие национального хозяйства России связано с переходом на инновационный путь. Одним из важнейших средств решения этой задачи является интеграция инноваций, инвестиций и производства с целью формирования эффективной национальной инновационной системы (НИС).

НИС должна способствовать реализации инновационных проектов, производству высокотехнологичной продукции, диверсификации экономики России, повышению ее конкурентоспособности и преодолению последствий финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг.

Важное значение при формировании и развитии НИС приобретает «точка отсчета» – сопоставление инновационных потенциалов России и других стран мира.

Понятие инновационного потенциала

В зарубежной науке и практике самым распространенным является определение инноваций и инновационного потенциала на основе изданной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2005 г. третьей версии «Руководства Осло» (Oslo Manual) [1]. Первым в этой серии появилось «Руководство Фраскати» [2] (1963 г.), охватывающее исследования и разработки, затем «Руководство Канберры» [3] (1995 г.), в рамках которого акцентируется внимание на развитии человеческих ресурсов в науке и технологиях.

«Руководство Осло» содержит рекомендации для сбора и интерпретации сведений об инновациях в международно-сопоставимом виде и применимо к анализу инновационного процесса в странах – членах ОЭСР.

В 2001 году Ибероамериканской сетью научных и технологических индикаторов было подготовлено «Руководство Боготы» [4] специально для Латинской Америки и стран Карибского бассейна. В каждом из руководств понятие инноваций существенно расширялось [1], но ее общим признаком оставалось то, что она должна быть внедрена.

Новый или усовершенствованный продукт является внедренным, когда он выведен на рынок, а новые производственные процессы, методы маркетинга или организационные методы считаются внедренными, когда они стали реально использоваться компанией. Согласно «Руководству Осло», инновационный потенциал – итог разнообразных процессов обучения – сознательного, целенаправленного, дорогостоящего, требующего много времени, нелинейного, многоэтапного и кумулятивного.

Наиболее существенной составляющей инновационного потенциала являются знания, накопленные на фирме – преимущественно в форме людских ресурсов, процедур, приемов, повседневной практики и других свойств фирмы.

Методы оценки инновационного потенциала на микроуровне

В зарубежной практике существует два уровня оценки инновационного потенциала:

1) микроуровень – уровень отдельных проектов и компаний;

2) макроуровень –уровень видов экономической деятельности и национальных экономик.

Известны несколько методов оценки инновационного потенциала на микроуровне (уровень компании):

– по фактору определения основной задачи [5] – в зависимости от того, какую основную задачу ставит перед собой компания, может быть применена детальная или диагностическая методика оценки;

– по сегментарному подходу [6] – проводится анализ каждой сферы деятельности компании, затем полученные результаты сопоставляются, строится прогноз и оценивание инновационного потенциала;

– на основе Европейского инновационного табло (European Innovation Scoreboard – EIS) [7].

EIS [8] было впервые опубликовано в 2001 году Европейской комиссией по вопросам предпринимательской деятельности и промышленности (European Commission on Enterprise and Industry) с целью анализа и прогнозирования инновационной деятельности государств – членов ЕС и основных компаний, расположенных на их территории, в глобальном масштабе;

– на основе комплексного подхода [9] – определение общего соответствия между возможностями производства и потребления инновационной продукции в компании.

Оценка инновационного потенциала на макроуровне

На макроуровне для оценки инновационного потенциала стран используются следующие индексы и международные рейтинги.

1. Суммарный индекс инноваций (Summary Innovation Index – SII) рассчитывается по методологии и методике сравнения результатов инновационной деятельности 27 стран ЕС с другими странами, крупнейшими по расходам на исследования и разработки. По SII государства ранжируются на группы: «лидеры инноваций», «приверженцы инноваций», «умеренные инноваторы», «догоняющие инноваторы» (в том числе Россия).

2. Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI). При расчете GCI все анализируемые показатели разбиваются на 12 блоков, отражающих базовые требования к экономическим системам стран, факторы повышения эффективности, факторы модернизации экономики и инноваций [11].

По данному показателю Россия находится на 63-м месте (2009–2010 гг.). Для перемещения России в десятку лидеров, на наш взгляд, необходимо системно обеспечить:

– увеличение объемов и распределения государственных средств для обеспечения инновационного развития (согласно «Руководству Осло», чем меньше ресурсов выделяется на инновационную деятельность в масштабе всей системы, тем ниже инновационный потенциал входящих в нее предприятий);

– создание соответствующей законодательной базы, институциональной и инфраструктурной составляющей;

– снижение рисков макроэкономической нестабильности в стране.

3. Индекс конкурентоспособности ИТ-отрасли (Global IT Industry Competitiveness Index). Цель вычисления глобального индекса конкурентоспособности ИТ-отрасли состоит в сравнении стран из разных регионов мира по условиям поддержки сильной телекоммуникационной отрасли.

Представляется, что в России, которая в данном рейтинге занимает 38-е место (2009 г.), для улучшения своей позиции необходимо принять меры:

– для изменения правовой и экономической базы;

– стимулирования политики выхода на новые рынки для улучшения условий функционирования открытой и однородной конкурентной среды;

– устранения инфраструктурных диспропорций в области телекоммуникаций;

– поддержания и повышения текущих позиций по формированию кадрового потенциала.

4. Индекс экономики знаний (Knowledge Economy Index – KEI). KEI оценивает готовность стран к переходу к экономике знаний [12]. В рейтинге стран, ранжированных по индексу экономики знаний, Россия занимает 60-е место (2009 г.). При этом по индексу инноваций, образования и знаний, рассчитываемых при подсчете индекса экономики знаний, Россия находится на уровне отсталых стран.

5. Индекс человеческого развития (Human Develop ment Index – HDI). В 1990 году Программа развития ООН (ПРООН) выпустила первый доклад о развитии человека, в котором содержался Индекс развития человеческого потенциала (ИЧРП), рассчитываемый на основе трех показателей: долголетия, уровня образования и уровня жизни [13].

Европейское инновационное табло

В докладе за 2010 год [14] введены три новых инструмента измерения человеческого развития, охватывающие многомерное неравенство, гендерные диспропорции и крайнюю депривацию1. Следует отметить, что в рейтинге по индексу развития человеческого потенциала Россия занимает 65-е место (2010 г.), что отражается и на инновационном потенциале страны в целом.

В 2008 г. по предложению ЕС был запущен масштабный инновационный проект PRO INNO Europe [10], объединяющий все инновационные инициативы на уровне ЕС и его отдельных стран. Проект представляет основные инструменты стратегии количественного измерения уровня инновационного развития в ЕС:

– Европейское инновационное табло;

– инновационный барометр (Innobarometer);

– базу данных по мерам европейской инновационной политики (Inno Data Collection Base);

– методику оценки новых инновационных проектов (INNO-Appraisal);

– ежегодные обзоры инновационного развития Европейского Союза за период 2001–2009 гг.;

– ежегодные отчеты стран – членов ЕС о лучших инновационных достижениях за период 2005–2010 гг.

В 2008 г. Европейское инновационное табло было существенно доработано, Trend Chart был переименован в INNO Policy Trend Chart и стал частью вышеупомянутого проекта PRO INNO Europe. По состоянию на июль 2010 г. в Европейском инновационном табло принимает участие 41 страна (27 стран – членов ЕС, а также Исландия, Норвегия, Швейцария, Хорватия, Турция, Израиль, США, Канада, Япония, Бразилия, Китай, Индия, Россия и Украина (последние 2 страны участвуют в проекте с 2007 г.).

Пул этих стран обеспечивает 95% инновационной активности всего мира. Лучшая инновационная практика описывается каждой страной в ежегодных докладах самостоятельно, а единые для всех стран «синтетические» доклады уже не готовятся.

Вывод

Таким образом, анализ позиций России в мировых рейтингах инновационного развития показывает следующее. Текущее положение требует активного вмешательства со стороны государства как ключевого субъекта управления. Необходимо повышение инновационной активности с целью воздействия на индикаторы, отражающие уровень развития инновационного потенциала.

Представляется, что в условиях перехода России на путь инновационного развития требуется поддерживать высокотехнологичные и наукоемкие виды экономической деятельности. Они должны стать локомотивами, что будет способствовать формированию инновационного потенциала и повышению конкурентоспособности страны в целом.


Источники:

1. Руководство Осло: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. / Совместная публикация ОЭСР и Евростата. 3-е изд. – М.: ЦИСН, 2006. – 192 с.
2. Руководство Фраскати. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://browse.oecdbookshop.org/oecd/pdfs/browseit/9202081E. pdf.
3. Руководство Канберры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oecd.org/dataoecd/34/0/2096025.pdf
4. Руководство Боготы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ricyt.org/interior/difusion/pubs/bogota/bogota_eng.pdf
5. Robert B. Tucker. Driving growth through innovation. – Berrett-Koehler Publishers, 2006. – 240 p.
6. Чесбро Г. Открытые инновации. – М.: Поколение, 2007. – 336 с.
7. Harvard Business Review on Innovation. – Harvard Business Review Press, 2008. – 222 p.
8. European innovation scoreboard 2008 Comparative analysis of innovation performance [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inei.org.br/inovateca/estudos-e-pesquisas-em-inovacao/EIS2008_Final_report-pv.pdf.
9. Мицуаки С. Эпоха системных инноваций. – Миракл, 2006. – 248 с.
10. PRO INNO Europe. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.proinno-europe.eu.
11. Global Competitiveness Report 2009–2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.weforum.org.
12. Всемирный банк. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.worldbank.org
13. Доклад о развитии человека за 1999 год. По заказу ПРООН. – Нью-Йорк, 1999. – С. 159–160.
14. Доклад о развитии человека 2010. Реальное богатство народов: пути к развитию человека. / Пер. с англ.; ПРООН. – М.: Весь мир, 2010. – 244 с.

Страница обновлена: 18.04.2024 в 12:09:20