Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Ермошина Т.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (174), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ермошина Т.В. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 12. – С. 17-23.

Аннотация:
В статье рассказывается о государственном регулировании инвестиционной деятельности, которое должно способствовать эффективному развитию социально-экономической сферы и реального сектора экономики.

Ключевые слова: прямые инвестиции, инвестиционная деятельность, государственное регулирование, инвестиционная политика, модернизация экономики, инвестиционный процесс

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Необходимость государственного регулирования инвестиционных процессов, принятие долгосрочных программ в этой сфере давно осознаны в промышленно развитых странах. В самом широком смысле инвестиционная политика рассматривается как часть государственной экономической политики, направленная на обеспечение эффективной инвестиционной деятельности.

Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капитальных вложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, меры по повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предприятий, предпринимателей, государства [1].

Регулирование инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации предполагает:

– инвестиционное планирование государством;

– возобновление кредитования российских банков и нефинансовых предприятий западными инвесторами;

– повышение конкурентоспособности продукции российского производства, то есть привлечение инвестиций в развитие производства внутри страны;

– разработку программы развития рынка ценных бумаг.

Регулирование инвестиционной деятельности связано с определением наиболее важных направлений капитальных вложений. Согласно действующему законодательству, инвесторы не ограничиваются в выборе объектов вложения средств, исключения составляют те случаи, когда нарушаются права граждан, юридических лиц. В современных условиях приоритетными сферами инвестирования являются:

– агропромышленный комплекс;

– машиностроение;

– металлургический комплекс;

– топливно-энергетический комплекс и др.

Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена:

– на повышение инвестиционной активности предпринимательства, а также внутренних и зарубежных инвесторов;

– преодоление препятствий, связанных с ограничением роста инвестиций в производство;

– обновление производственных фондов;

– стабилизацию банковско-финансовой деятельности;

– развитие инноваций.

Государственное и местное регулирование инвестированием в России необходимо осуществлять:

а) на федеральном уровне;

б) региональном уровне;

в) муниципальном уровне.

Инвестиционная политика государства

Инвестиционная политика государства – это сложный процесс, который зависит от множества факто ров. Так, например, государством не разработана генеральная схема размещения производительных сил как важнейшей составляющей системы стратегического планирования, задача которой заключается в обосновании целесообразности развития тех или иных отраслей в конкретных регионах с точки зрения интересов государства. Поэтому в целях повышения эффективности взаимодействия с регионами в области инвестиционной политики усилия федеральных органов власти концентрируются на стратегически наиболее важных направлениях структурных преобразований.

Министерство экономического развития РФ определяет основные направления инвестиционно-структурной политики (программа Правительства РФ «Социально-экономическое развитие Российской Федерации на 2010–2012 годы»2), и общие положения (федеральные налоги3, санкции, условия льготного кредитования и т.п.). Субъектам федерации разрешается вносить собственные дополнения и уточнения с учетом транспортной доступности, наличия подготовительных объектов для инвестирования, наличия квалифицированных трудовых ресурсов, наличия преференций, наличия доступной информационной поддержки. Все это должно обеспечивать целевое использование инвестиционных ресурсов и контроль за достижением заданных результатов.

Таким образом, определим, что оказывает влияние на формирование государственной политики России в инвестиционной сфере.

Во-первых, это традиционно сложившаяся сильная роль государства в управлении экономикой. Именно от государства исходила инициатива радикальных экономических реформ.

Во-вторых, функционирование рыночной экономики, которая призвана обеспечивать наибольшую отдачу от действий субъектов инвестиционной деятельности и от долгосрочных перспектив государственной инвестиционной политики.

В-третьих, это особенности переходного периода, такие как политическая, экономическая нестабильность, мировой финансовый кризис, отсутствие четкого и правильного развития реального сектора экономики [2].

Основные принципы государственного регулирования в инвестиционной сфере можно представить следующим образом:

а) благоприятный инвестиционный климат для инвесторов;

б) государственная поддержка реального сектора экономики;

в) инновационное обеспечение различных сфер экономики.

Благоприятный инвестиционный климат и поддержка реального сектора экономики

Создание благоприятного инвестиционного климата должно осуществляться:

1) путем усиления роли государства как гаранта прав субъектов инвестиционной деятельности. Это позволит участникам быть уверенными в том, что в условиях кризисных ситуаций вложенный капитал не будет безвозвратно потерян;

2) предоставления льготных кредитов инвесторам, для сохранения стабильных поступлений в инвестиционные проекты;

3) создания равных конкурентных условий всем инвесторам, независимо от форм собственности, что может способствовать эффективному размещению капитала и устойчивому развитию;

4) устранения противоречий в законодательстве, что часто приводит к судебным тяжбам между субъектами инвестиционной деятельности;

5) упрощения процедур согласования документации, при разработке инвестиционных программ, для ускоренного внедрения инвестиционных проектов;

6) создания информационно-аналитических центров, осуществляющих рейтинговую оценку потенциальных инвесторов;

7) становления современной инфраструктуры рынка инвестиций, что будет способствовать сбережению средств инвестиционного процесса при межотраслевом переливе капитала.

В области поддержки реального сектора экономики необходимы следующие меры:

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционно-финансового потенциала российских предприятий путем снижения налогового бремени, совершенствования амортизационной политики. При этом вся система налоговых мер должна ориентировать бизнес на усиление инвестиционной активности;

2) оптимизация налоговых режимов для ввоза нового оборудования, необходимого для реализации инвестиционного проекта;

3) реформирование бухгалтерского учета и аудиторской деятельности по международным стандартам;

4) создание специализированных компаний по страхованию инвестиционных рисков, развитие агентских отношений с коммерческими банками;

5) создание крупных обществ взаимного кредитования, что обеспечит четкое взаимодействие между участниками инвестиционного процесса и сведет к минимуму потери, связанные с финансовым обеспечением инвестиционного проекта.

Инновационное обеспечение экономики

Для инновационного обеспечения различных сфер экономики необходимо:

1) создание в производственной и инновационной сферах благоприятной атмосферы для выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции;

2) создание образовательной, консалтинговой сети услуг, что может способствовать подбору квалифицированных специалистов;

3) формирование охраны интеллектуальной собственности, для поддержки научных центров и разработки новых технологических проектов;

4) увеличение доли фундаментальных теоретических исследований, способствующих обновлению производственных мощностей;

5) создание трех и двух уровневых систем подготовки специалистов, предполагающих работу в инвестиционной сфере;

6) введение налоговых льгот для учреждений образования, готовящих кадровый потенциал;

7) финансирование стратегических исследований;

8) создание обслуживающей отрасли, для предприятий занимающихся, инновационной деятельностью;

9) усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране, безусловное преимущество инвестиций в инновации, здравоохранение, образование;

Сегодня в России как никогда необходимо успешное проведение модернизации экономики, с минимальными социальными издержками.

Считается, что финансовый кризис преодолен, и в настоящее время должно быть увеличение инвестиций в реальный сектор экономики, снижение бюджетного дефицита, роста налоговых поступлений в бюджет страны.

Роль государства в инвестиционном процессе

Для того чтобы модернизация экономики действительно состоялась и принесла положительные результаты, необходимы четкие сбалансированные действия всех участников инвестиционного рынка.

В этом процессе государству отводиться двоякая роль.

Оно должно являться, с одной стороны, координатором инвестиционных процессов на макроуровне, а с другой –одним из крупнейших субъектов инвестиционной деятельности, основным и стабильным источником инвестиций в социально значимые инвестиционные проекты.

В современных экономических условиях низкого уровня инвестиционных потоков и продолжающегося восстановления рынка инвестиций роль государства является по сути определяющей. Особенно это касается инфраструктурных проектов, носящих стратегический и социальный характер.


Источники:

1. Инвестиции: Учебник. / Под ред. Г.П. Подшиваленко. – М.: Кнорус, 2009. – 496 с.
2. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник. / Под. ред. Н.В Игошина. – М.: Юнити, 2000. – 413 с.
3. Бромвич М. Анализ экономической эффективности капиталовложений. / Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 1996. – 432 с.
4. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. – М.: Финансы и статистика, 2001.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:23:59