Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2010

Безопасность развития: анализ причин экономической нестабильности и пути её преодоления

Платко Алла Юрьевна, канд. экон. наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой экономической теории, Московский государственный технический университет «МАМИ», Россия

Security of Development: Analysis of the Causes of Economic Instability and the Ways to Overcome Them - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 28

Аннотация:
В статье сделан анализ основных дестабилизирующих факторов, оказывающих влияние на снижение экономической безопасности. Среди них: ослабление научно-технического потенциала и снижение технико-производственных
факторов, разбалансированность регионального развития, усиление социального расслоения и др. Рассмотрена динамика изменения этих факторов и значимость в развитии отечественных производителей.
Цитировать публикацию:
Платко А.Ю. Безопасность развития: анализ причин экономической нестабильности и пути её преодоления // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 11. – С. 4-10.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Высокая активность экономических субъектов на международной арене, проблемы внутреннего характера и любые другие дестабилизирующие факторы становятся причинами снижения национальной безопасности. Поэтому необходимым условием для нормального устойчивого развития страны становится обеспечение защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз.

Различают несколько видов национальной безопасности: оборонную, экономическую, демографическую, социальную, информационную, духовно-нравственную и экологическую.

В проекте бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года указано: «Обеспечение суверенитета страны и поддержание одной из самых сильных армий в мире, включающей ядерную составляющую, является особенностью российского бюджета. Обеспечение высокой боеготовности вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание мобильной армии, борьба с терроризмом, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов» [1].

Индикаторы экономической безопасности

Содержание отдельной оборонной промышленности, не подпитываемой системно и целенаправленно гражданскими заказами, прежде всего промышленными – это роскошь, которую не могут себе позволить даже самые развитые и богатые государства в мире [2]. При этом сохранить независимость только за счет развития добывающих отраслей не представляется возможным, так как в этом случае с перетеканием природных ресурсов за границу перетекают и финансовые ресурсы, вкладываемые в иностранную обрабатывающую промышленность, обеспечивающую импорт машиностроительного оборудования.

В долгосрочном периоде, проведение подобной политики приведет к непреодолимому научно-техническому отставанию.

Следовательно, российский машиностроительный комплекс должен стать базисом национальной безопасности. Он должен развиваться сбалансированно, и задача, которая должна быть поставлена, становится очевидной: обеспечить первоочередное развитие и технологическое перевооружение промышленности, производящей оборудование, механизмы, узлы и машины для гражданских целей.

Именно на этой основе проявит себя тенденция поддержки и укрепления оборонной промышленности, необходимой, в том числе, для сохранения суверенного контроля над собственными природными ресурсами.

В общей структуре безопасности экономическая безопасность занимает особое место, так как все остальные виды в значительной мере реализуются в зависимости от экономического обеспечения. В этой связи целесообразно провести анализ состояния экономической безопасности по ряду индикаторов, сравнивая фактические и пороговые значения и выявляя негативные и разрушительные тенденции (см. табл. 1 на с. 7) [3, с. 56].

Они указывают на высокую зависимость основных показателей от внешней конъюнктуры. Дестабилизирующими факторами можно признать:

– ослабление научно-технического потенциала;

– несоответствие индустриальных основ национальной экономики интересам производителей;

– региональную дезинтеграцию;

– резкую дифференциацию доходов;

– нарастание безработицы;

– утечку финансовых средств за рубеж и др.

Таблица 1

Индикаторы экономической безопасности Российской Федерации
в 1999 и 2009 гг. [4]

Технико-производственные и финансовые факторы экономической безопасности

Большое влияние на процесс снижения экономической безопасности оказали также технико-производственные факторы. На современном этапе они не способны обеспечить компенсацию в случае нарушения внешнеэкономических связей и при усилении внутренних социально-экономических потрясений. Это, в свою очередь, не позволяет осуществлять устойчивый расширенный воспроизводственный процесс и стабильную социальную политику.

Ни один из показателей таблицы 1 не соответствует оптимальному значению, причем наблюдаемые отклонения приводят к отрицательному сравнению, хотя внутренняя динамика могла иметь позитивную направленность. Объемы инвестиций остаются низкими и не стимулируют развитие реального сектора экономики. Скудное финансирование научных исследований и низкая инновационная активность провоцируют недоиспользование научного и технического потенциала, которым традиционно обладает наша страна.

Явно увеличиваются расслоение в обществе по доходам и дифференциация регионов по прожиточному минимуму, что ведет к социальному неравенству и нарастанию конфликтности в обществе.

Особенно настораживают показатели снижения доли обрабатывающей промышленности и увеличения процента импорта в разделе ввозимых машин, оборудования и транспортных средств.

Ситуация по этим направлениям усугубилась в течение последних десяти лет и требует не локального, а комплексного и масштабного решения.

Бюджетное финансирование экономики

В рамках действия антикризисной политики Правительства РФ на 2010 год [6] представлена модернизационная составляющая. Она направлена на смягчение последствий воздействия кризисных явлений и предотвращение безвозвратных потерь промышленного и технологического потенциала.

Бюджетное финансирование национальной экономики (см. табл. 2 ниже) [1] ориентировано преимущественно на выделение субсидий предприятиям в области промышленности и сельского хозяйства. Однако при этом нельзя не обратить внимания на то, что в долгосрочной перспективе планируется равномерное сокращение государственной поддержки.

По прогнозам, самые большие расходы в этих сферах связаны с переходным характером экономики и слабым институциональным развитием рынка, а также серьезным недофинансированием инфраструктуры. И по мере развития институтов рынка основная нагрузка по поддержке промышленности должна лечь на частный бизнес. А основным объемом раздела останется строительство транспортной инфраструктуры, которая не может быть переложена на частный сектор.

Таким образом, основные надежды по возрождению отечественного производства возлагаются на частные инвестиции и развитие аутсорсинговых программ. А проблема технического и технологического перевооружения промышленных отраслей в целом и машиностроения в частности, практически без государственной поддержки, ложится на плечи самих производителей, становясь чрезвычайно тяжелой и в ряде случаев не преодолимой.

Таблица 2

Показатели планируемого бюджетного финансирования
отечественной экономики до 2023 года

Национальная
экономика

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Расширенный
бюджет

4.5 4,3 4,1 4,1 4,0 4,1 4,0 3,9 3,7 3,6 3,6 3,4 3,3 3,2

Консолидиро-
ванный бюджет

4.5 4,3 4,1 4,1 4,0 4,1 4,0 3,9 3,7 3,6 3,6 3,4 3,3 3,2

Федеральный
бюджет

2,1 2,1 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,1 2,1 2,1 2,1 2,1 2,1

 

Выводы

Процесс поддержки и развития отечественной промышленности – основа для обеспечения безопасности и усиления устойчивости национальной экономики. В этой связи целесообразно сконцентрироваться на посильных путях регулирования воспроизводственного процесса, которые заключаются в следующем:

1) в усилении взаимодействия промышленности и промышленных потребителей на внутреннем рынке;

2) в обеспечении жесткой протекционистской политики в отношении отраслей промышленности в долгосрочном периоде, на базе поддержания и развития внутреннего рынка промышленно-сервисных услуг;

3) в обеспечении условий для выпуска машиностроительными предприятиями товаров длительного пользования с высокой эластичностью спроса (по доходу) и повышенной добавленной стоимостью, то есть продукции, которая может создать задел для качественного скачка в индустриализации.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Проект бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru.
2. Болдырев Ю.Ю. Природные ресурсы – основной источник инвестиций в модернизацию машиностроения и обеспечение обороноспособности страны. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.perspektivy.info.
3. Антикризисное управление: Учебник. / Под ред. Э.М. Короткова. – М.: Инфра-М, 2008. – С. 620.
4. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru.
5. Петровская Л., Шипук П. Основные тенденции в развитии экспорта и импорта зарубежных стран. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.evolutio.info.
6. Основные направления антикризисных действий Правительства РФ на 2010 год. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.premier.gov.ru.
7. Основные показатели социально-экономического положения субъектов РФ в 2009 году. По материалам Российской газеты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rg.ru.