Конкурентоспособность хлебопекарного предприятия

Гаджибек В.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (171), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гаджибек В.П. Конкурентоспособность хлебопекарного предприятия // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 11. – С. 92-96.

Аннотация:
Когда предприятие вступает в рыночную конкурентную борьбу, ему помогают факторы конкурентоспособности, отличающее это предприятие от конкурентов. Конкурентоспособность определяется целым рядом макроэкономических, микроэкономических и социальных факторов. В статье рассматриваются факторы конкурентоспособности хлебопекарных предприятий.

Ключевые слова: пищевая промышленность, маркетинговые исследования, трудовые ресурсы, конкурентоспособность организации, хлебопекарная продукция, эргономические показатели



Традиционно в экономической литературе выделяют три фактора производства: трудовые, природные и денежные ресурсы. Рассмотрим три уровня факторов формирования конкурентоспособности хлебопекарного предприятия.

Первый уровень – конкурентоспособность продукции, на которую оказывают влияние две группы факторов. К первой группе относятся факторы, выступающие при производстве продукции хлебопекарных предприятий и создании ее качественных характеристик (потребительских свойств). Ко второй – маркетинговые факторы:

– методы продвижения продукции на рынке;

– торговая марка;

– деловая репутация предприятия;

– изменение структуры потребления;

– поведение конкурентов;

– упаковка;

– реклама.

Второй уровень связан с внутренними факторами, к которым относятся:

– качество потенциала организации;

– сила конкуренции на рынках покупателей и продавцов.

Третий уровень (внешний) характеризуется факторами, определяющими качество управления конкурентоспособностью отрасли.

Факторы конкурентоспособности хлебопекарной продукции

На рис. 1. (см. ниже) представлены основные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий хлебопекарной промышленности.

Рис. 1. Основные факторы конкурентоспособностихлебопекарного предприятия

Такое потребительское свойство продукции, как цена, является одним из основополагающих факторов, определяющих намерение покупателя приобрести продукцию. Цена продукции хлебопекарного предприятия может быть представлена следующей формулой:

Ц = С + П + НДС,

где

Ц– отпускная цена предприятия-изготовителя на продукцию;

С– себестоимость продукции;

П – прибыль;

НДС – налог на добавленную стоимость.

Цена является одним из решающих факторов, определяющих намерения покупателя приобрести продукцию.

Если на продукцию даже самого высокого качества установить предельно высокую цену, то шансы реализовать такую продукцию практически равны нулю. Фактор цены будет обеспечивать конкурентоспособность продукции при оптимальном соотношении интересов производителя в получении прибыли и покупателя в приобретении продукции достаточного уровня качества по доступной цене [1, с. 30].

Особенностью хлебопекарной продукции является ее универсальность, то есть взаимозаменяемость в пределах сорта и вида. Поэтому предприятие, производящее качественную продукцию, будет более успешным в конкурентной борьбе.

Качество товара является основной составляющей его конкурентоспособности. При определении качества продукта необходимо пытаться выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя. Все факторы, влияющие на качество продукции, можно свести к двум совокупностям: факторы внешней и внутренней среды (см. рис. 2 на с. 94). К основным внутренним факторам, влияющим на качество хлебопекарной продукции, можно отнести: уровень материально-технической базы; квалификация работников, уровень организации производства, уровень контроля качества.

Рис. 2. Основные параметры, определяющие качествохлебопекарной продукции

Вкусовые достоинства и упаковка

В последние годы все большее значение приобретают и такие свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические.

Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании.

Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма. Эргономические показатели определяют гигиенические, антропометрические, физиологические, психологические и другие требования.

Для пищевых продуктов, и в частности для хлебопекарной продукции, важное значение имеют вкусовые достоинства. Ведь именно потребитель после дегустации определяет, будет ли совершена повторная покупка этого продукта.

В качественном продукте не должно быть посторонних привкусов и запахов, вкус и запах должны быть приятными, свойственными сорту продукта.

Оценка органолептических показателей носит субъективный характер, то есть зависит от особенностей органов чувств человека, его вкусов, предпочтений, сложившихся традиций в питании [2, с. 75].

Для успешного продвижения продукции на рынке необходимо использовать маркетинговые методы мотивации покупателя приобрести продукцию.

Упаковка товара является не только способом защиты продукции, но и частью маркетинговой стратегии предприятия. Упаковка хлебопекарной продукции призвана выполнять несколько функций, из которых четыре наиболее значимые: защитная, увеличение срока хранения, информационная и маркетинговая. При использовании упаковки становится возможным увеличение сроков реализации хлебобулочных изделий.

Эффективная организация производства

Среди внутренних факторов целесообразно выделить группу факторов, определяющих эффективность производства. Они отражают отношения между отдельными продуцентами, а также отношения между участниками производственного процесса в рамках предприятия, складывающиеся в результате стремления товаропроизводителей минимизировать затраты производственных ресурсов на выпуск продукции.

В тесной взаимосвязи с этой группой факторов проявляется действие и такого фактора конкурентоспособности, как организация производства. Самой общей закономерностью влияния внутрифирменной организации производства на конкурентоспособность является необходимость соответствия способа организации производства избранной рыночной стратегии. Чем более унифицированную продукцию и в больших масштабах выпускает предприятие, тем более выгодна ему оказывается жесткая схема организации производства, ориентированная на минимизацию издержек.

Немаловажная роль в повышении эффективности производства, по нашему мнению, принадлежит технологическим факторам, включающим в себя технический уровень и собственно технологию производства (то есть способ преобразования факторов производства в конечный или промежуточный продукт). Причем, в настоящее время большое значение придается ресурсосберегающим технологиям.

Сейчас перед российскими предприятиями пищевой промышленности возникла проблема технического перевооружения – замены устаревшего оборудования и внедрения новых высокотехнологичных основных фондов.

Старые технологии и специфика хлебопекарного производства

Предприятия хлебопекарной промышленности, обладающие значительным опытом и традициями производства, работают по отлаженным схемам, которые не всегда являются оптимальными. Это приводит к снижению экономической эффективности.

Эксплуатация существующих мощностей ведет к негативным тенденциям в производстве, к которым относятся:

– значительные финансовые издержки за счет потерь сырья и снижения качества готовой продукции;

– увеличение расхода электроэнергии и топлива;

– повышение трудоемкости производственного процесса.

Производство конкурентоспособной продукции возможно только за счет применения технологических процессов, отвечающих современному мировому уровню развития отрасли.

Нельзя недооценивать и роль внешних факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия. Роль властных структур может быть положительной или отрицательной и заключаться в том, что она оказывает влияние:

– на параметры факторов – через субсидии, политику в отношении рынка капитала и др.;

– на параметры спроса – путем установления различных стандартов и осуществления государственных закупок;

– на условия развития родственных отраслей и отраслей-поставщиков – посредством контроля над средствами рекламы или регулирования развития инфраструктуры;

– на стратегию предприятий, их структуру и соперничество – через налоговую политику, антимонопольное законодательство, путем регулирования инвестиций и деятельности рынка ценных бумаг и т.д.

Подчеркивая важность внешних факторов, следует отметить, что хлебопекарные предприятия в условиях рынка занимают особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Причины этого – в естественной специфике хлебопекарного производства.

Вложенные в хлебопекарное производство капиталы приносят невысокую отдачу. Многие виды продукции в данной отрасли – скоропортящиеся.

Кроме того, хлебопекарное производство характеризуется повышенными издержками хранения и реализации продукции. Более того, на сегодняшний день эта отрасль отстает в технологическом плане от многих других секторов пищевой промышленности.


Источники:

1. Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 174 с.
2. Сердюкова Е.С. Анализ эффективности функционирования хлебопекарных предприятий в условиях управления ресурсами резервных фондов. Дисс. … канд. экон. наук. – Новосибирск, 2005.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:03:13