Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2010

Рекомендации по совершенствованию процесса мониторинга функционирования системы социально-трудовых отношений (на примере Томской области)

Раковская Вера Сергеевна, доцент, кафедра экономики, инженерно- экономический факультет, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Россия

Recommendations to Improve the Process of Monitoring the Functioning of the Social and Labor Relations System (by the example of the Tomsk Reghion) - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 36

Аннотация:
Для принятия правильных административных решений необходима своевременная и точная информация о протекании процессов в системе социально-трудовых отношений. В статье рассказывается о том, как мониторинг социально-трудовых отношений осуществляется в Томской области
Цитировать публикацию:
Раковская В.С. Рекомендации по совершенствованию процесса мониторинга функционирования системы социально-трудовых отношений (на примере Томской области) // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 12. – С. 143-148.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Особенность управленческих воздействий на социально-трудовые отношения (СТО)состоит в том, что объектом управления является довольно сложная совокупность разнородных по своей природе компонентов:

– население;

– промышленные предприятия;

– органы управления различного уровня и подчинения.

Поэтому механизмы управленческих воздействий на объект обычно сочетают в себе административно-властные и экономические меры, а также опосредованное влияние на массовое поведение социальных субъектов. Для принятия правильных административно-управленческих решений необходима своевременная и точная информация о протекании процессов в системе СТО.

Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы

Попытка создать систему сбора и анализа информации о состоянии социально-трудовых отношений в масштабах страны впервые была предпринята Министерством труда РФ еще в 1992 г. Старые информационные системы в то время были не способны обеспечить органы управления достоверной и своевременной информацией, так как ориентировались на официальную статистику состояния социально-трудовых отношений. К тому же, значительная часть социальной статистики была засекречена, а ряд показателей, необходимых для оценки реального положения различных групп населения, вообще не разрабатывался [3].

Поэтому возникла необходимость формирования оперативно действующей информационно-аналитической системы. Она должна была объективно отражать содержание и тенденции развития различных, как позитивных, так и негативных процессов, происходящих в социально-трудовых отношениях,с целью предоставления органам государственной власти соответствующей информации для оперативного регулирования СТО и формирования адекватной социальной политики.

Такой системой стал всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы, для проведения которого были приняты два постановления Правительства РФ [1, 2].

Мониторинг осуществлялся в течение 10 лет (1994–2004 гг.) Минтрудом России, а затем был прекращен в связи с ликвидацией этого ведомства.

Мониторинг социально-трудовой сферы Томской области

Руководство Томской области связывало с осуществлением российского мониторинга надежды на получение оперативной информации о социально-экономических и социальных проблемах в сфере производства. Однако с первых шагов жизни всероссийского мониторинга стало очевидно, что он не рассчитан на удовлетворение потребностей регионального управления в силу его ориентированности на более общий уровень анализа данных.

Это и послужило, в первую очередь, причиной того, что томским руководством было принято решение об организации аналогичного проекта в масштабах области.

В рамках деятельности Управления социально-трудовых отношений (УСТО) Томской области с 2001 года по 2007 год осуществлялся мониторинг социально-трудовой сферы Томской области.

Основными задачами Управления являлись [4]:

– реализация государственной политики в области труда;

– развитие системы социального партнерства и коллективно-договорного регулирования трудовых отношений;

– разработка предложений и реализация мероприятий по повышению уровня жизни и реальных доходов населения области, совершенствованию системы оплаты труда, развитию трудовых ресурсов и кадрового потенциала;

– организация государственного управления охраной труда, государственной экспертизы условий труда;

– защита трудовых прав граждан и предоставление государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством о труде для всех работников организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Департамент труда и занятости населения Томской области

В 2007 г. УСТО было упразднено, а все основные функции были переданы Департаменту труда и занятости населения Томской области (ДГСЗН). Согласно Положению о ДГСЗН Томской области, основными целями деятельности органа являются [5]:

– содействие эффективной занятости населения;

– содействие квалифицированной трудовой миграции;

– доступность и качество государственных услуг в области содействия занятости населения.

Задачами деятельности Департамента труда и занятости населения являются:

– обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения и защиты от безработицы;

– повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда;

– координация деятельности участников рынка труда;

– создание условий для добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом;

– привлечение и использование иностранных работников в соответствии с требованиями экономики;

– содействие территориальной мобильности рабочей силы;

– создание единого информационного пространства в области содействия занятости населения;

– организация контроля за обеспечением доступности и качества государственных услуг в области содействия занятости населения.

Полагаем, что реализация мониторинга СТО помогает Департаменту труда и занятости населения Томской области успешно реализовывать все поставленные задачи. На основе анализа реализации мониторинга СТО в Департаменте с целью совершенствования процесса мониторинга автор рекомендует следующее:

– определить основные цели и задачи мониторинга СТО;

– использовать большой объем выборки (5–10 лет), что позволит проследить тенденции, происходящие в СТО, и выявить дальнейшие направления развития;

– расширить статистическую базу показателей и сформировать показатели по блокам, что поможет структурировать информацию, используемую при исследовании СТО;

– включить в систему показателей социальные показатели, что позволит рассмотреть систему СТО с точки зрения социологии;

– представлять выводы по проведенному исследованию (так как в мониторинге социально-трудовой сферы представлен лишь анализ), а именно выделять и рассматривать причины изменения динамики показателей, представлять возможный прогноз развития ситуации на будущее.

Процесс мониторинга социально-трудовых отношений

Чтобы стандартизировать процесс мониторинга СТО, автор предлагает Департаменту труда и занятости населения разработать методическое положение по проведению мониторинга социально-трудовой сферы в Томской области. Оно будет отражать структуру процесса мониторинга СТО, определять цель и задачи мониторинга, а также прописывать порядок выработки управленческий решений.

Информационно-аналитическое сопровождение процессов управления социально-трудовыми отношениями является одной из основных функций мониторинга. Поэтому при его проведении Департаменту труда и занятости населения необходимо полагать, что сопровождение процесса управления СТО должно охватывать практически весь управленческий цикл как целостную совокупность целенаправленных и непрерывных действий, предпринимаемых субъектом управления во времени и пространстве для достижения поставленных целей. 

Научные исследования и практика управления любой структурой показывают, что управленческий цикл, в том числе и в управлении СТО, состоит из анализа ситуации, подготовки и принятия управленческого решения, организации его выполнения и контроля исполнения [6]. Следовательно, управленческий цикл можно разделить на три взаимосвязанных этапа: информационный, аналитический и организационный.

В информационный этап входят:

– сбор, систематизация и первичная обработка информации об управляемом объекте или процессе в соответствии с выбранной концептуально-целевой установкой и системой показателей;

– создание базовой социально-информационной модели управляемого объекта или процесса для характеристики механизма и последовательности процедур преобразования информационных потоков, объединяемых мониторинговым наблюдением для решения различных управленческих задач;

– создание банка данных по компонентам СТО.

На аналитическом этапе осуществляются:

– анализ основных параметров функционирования управляемого объекта или процесса по заданным нормативам и выявление необходимости воздействия на них или полного изменения нормативов;

– прогнозирование тенденций изменений состояния и развития наблюдаемого объекта или процесса;

– выдача необходимых рекомендаций по подготовке управленческих решений.

На организационном этапе решение доводится до исполнителей, осуществляется координация и контроль исполнения.

Таким образом, разработка конкретного управленческого решения должна проводиться по схеме: постановка и анализ проблемы – причины ее возникновения – пути решения – результат2. Это необходимо учитывать при разработке методических положений по реализации мониторинга функционирования системы СТО.

Реализация указанных рекомендаций позволит:

– усовершенствовать процесс мониторинга функционирования системы социально-трудовых отношений;

– обеспечить краткосрочное прогнозирование развития системы социально-трудовых отношений;

– предупредить негативные тенденции в этой сфере.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Постановление Правительства РФ от 18.07.1994 № 846 «Об организации Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы».
2. Постановление Правительства РФ от 22.03.1995 № 291 «Об утверждении положения о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы».
3. Малышев М.Л. Концептуальные подходы к развитию всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы на основе обобщения двухлетнего опыта его проведения: Сб. научн. трудов. – М.: Изд-во НИИ труда, 1998. – С. 32.
4. Официальный сайт администрации Томской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.gov.tomsk.ru.
5. Положение о департаменте государственной службы занятости населения Томской области. // Официальный сайт администрации Томской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tomsk.gov.ru/ru/rule/structure/department_employment/index.html.
6. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. – М.: Юрид. лит., 1990.
7. Горский Ю.Н. Информационные аспекты управления и моделирования. – М., 2001.
8. Методы и технологии мониторинга социальной сферы. – М.: МГСУ, 2002.