Рекомендации по совершенствованию процесса мониторинга функционирования системы социально-трудовых отношений (на примере Томской области)

Раковская В.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (173), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Раковская В.С. Рекомендации по совершенствованию процесса мониторинга функционирования системы социально-трудовых отношений (на примере Томской области) // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 12. – С. 143-148.

Аннотация:
Для принятия правильных административных решений необходима своевременная и точная информация о протекании процессов в системе социально-трудовых отношений. В статье рассказывается о том, как мониторинг социально-трудовых отношений осуществляется в Томской области

Ключевые слова: социально-трудовые отношения, рынок труда, информационно-аналитическая система, мониторинг, административные решения, управленческое воздействие

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Особенность управленческих воздействий на социально-трудовые отношения (СТО)состоит в том, что объектом управления является довольно сложная совокупность разнородных по своей природе компонентов:

– население;

– промышленные предприятия;

– органы управления различного уровня и подчинения.

Поэтому механизмы управленческих воздействий на объект обычно сочетают в себе административно-властные и экономические меры, а также опосредованное влияние на массовое поведение социальных субъектов. Для принятия правильных административно-управленческих решений необходима своевременная и точная информация о протекании процессов в системе СТО.

Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы

Попытка создать систему сбора и анализа информации о состоянии социально-трудовых отношений в масштабах страны впервые была предпринята Министерством труда РФ еще в 1992 г. Старые информационные системы в то время были не способны обеспечить органы управления достоверной и своевременной информацией, так как ориентировались на официальную статистику состояния социально-трудовых отношений. К тому же, значительная часть социальной статистики была засекречена, а ряд показателей, необходимых для оценки реального положения различных групп населения, вообще не разрабатывался [3].

Поэтому возникла необходимость формирования оперативно действующей информационно-аналитической системы. Она должна была объективно отражать содержание и тенденции развития различных, как позитивных, так и негативных процессов, происходящих в социально-трудовых отношениях,с целью предоставления органам государственной власти соответствующей информации для оперативного регулирования СТО и формирования адекватной социальной политики.

Такой системой стал всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы, для проведения которого были приняты два постановления Правительства РФ [1, 2].

Мониторинг осуществлялся в течение 10 лет (1994–2004 гг.) Минтрудом России, а затем был прекращен в связи с ликвидацией этого ведомства.

Мониторинг социально-трудовой сферы Томской области

Руководство Томской области связывало с осуществлением российского мониторинга надежды на получение оперативной информации о социально-экономических и социальных проблемах в сфере производства. Однако с первых шагов жизни всероссийского мониторинга стало очевидно, что он не рассчитан на удовлетворение потребностей регионального управления в силу его ориентированности на более общий уровень анализа данных.

Это и послужило, в первую очередь, причиной того, что томским руководством было принято решение об организации аналогичного проекта в масштабах области.

В рамках деятельности Управления социально-трудовых отношений (УСТО) Томской области с 2001 года по 2007 год осуществлялся мониторинг социально-трудовой сферы Томской области.

Основными задачами Управления являлись [4]:

– реализация государственной политики в области труда;

– развитие системы социального партнерства и коллективно-договорного регулирования трудовых отношений;

– разработка предложений и реализация мероприятий по повышению уровня жизни и реальных доходов населения области, совершенствованию системы оплаты труда, развитию трудовых ресурсов и кадрового потенциала;

– организация государственного управления охраной труда, государственной экспертизы условий труда;

– защита трудовых прав граждан и предоставление государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством о труде для всех работников организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Департамент труда и занятости населения Томской области

В 2007 г. УСТО было упразднено, а все основные функции были переданы Департаменту труда и занятости населения Томской области (ДГСЗН). Согласно Положению о ДГСЗН Томской области, основными целями деятельности органа являются [5]:

– содействие эффективной занятости населения;

– содействие квалифицированной трудовой миграции;

– доступность и качество государственных услуг в области содействия занятости населения.

Задачами деятельности Департамента труда и занятости населения являются:

– обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения и защиты от безработицы;

– повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда;

– координация деятельности участников рынка труда;

– создание условий для добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом;

– привлечение и использование иностранных работников в соответствии с требованиями экономики;

– содействие территориальной мобильности рабочей силы;

– создание единого информационного пространства в области содействия занятости населения;

– организация контроля за обеспечением доступности и качества государственных услуг в области содействия занятости населения.

Полагаем, что реализация мониторинга СТО помогает Департаменту труда и занятости населения Томской области успешно реализовывать все поставленные задачи. На основе анализа реализации мониторинга СТО в Департаменте с целью совершенствования процесса мониторинга автор рекомендует следующее:

– определить основные цели и задачи мониторинга СТО;

– использовать большой объем выборки (5–10 лет), что позволит проследить тенденции, происходящие в СТО, и выявить дальнейшие направления развития;

– расширить статистическую базу показателей и сформировать показатели по блокам, что поможет структурировать информацию, используемую при исследовании СТО;

– включить в систему показателей социальные показатели, что позволит рассмотреть систему СТО с точки зрения социологии;

– представлять выводы по проведенному исследованию (так как в мониторинге социально-трудовой сферы представлен лишь анализ), а именно выделять и рассматривать причины изменения динамики показателей, представлять возможный прогноз развития ситуации на будущее.

Процесс мониторинга социально-трудовых отношений

Чтобы стандартизировать процесс мониторинга СТО, автор предлагает Департаменту труда и занятости населения разработать методическое положение по проведению мониторинга социально-трудовой сферы в Томской области. Оно будет отражать структуру процесса мониторинга СТО, определять цель и задачи мониторинга, а также прописывать порядок выработки управленческий решений.

Информационно-аналитическое сопровождение процессов управления социально-трудовыми отношениями является одной из основных функций мониторинга. Поэтому при его проведении Департаменту труда и занятости населения необходимо полагать, что сопровождение процесса управления СТО должно охватывать практически весь управленческий цикл как целостную совокупность целенаправленных и непрерывных действий, предпринимаемых субъектом управления во времени и пространстве для достижения поставленных целей.

Научные исследования и практика управления любой структурой показывают, что управленческий цикл, в том числе и в управлении СТО, состоит из анализа ситуации, подготовки и принятия управленческого решения, организации его выполнения и контроля исполнения [6]. Следовательно, управленческий цикл можно разделить на три взаимосвязанных этапа: информационный, аналитический и организационный.

В информационный этап входят:

– сбор, систематизация и первичная обработка информации об управляемом объекте или процессе в соответствии с выбранной концептуально-целевой установкой и системой показателей;

– создание базовой социально-информационной модели управляемого объекта или процесса для характеристики механизма и последовательности процедур преобразования информационных потоков, объединяемых мониторинговым наблюдением для решения различных управленческих задач;

– создание банка данных по компонентам СТО.

На аналитическом этапе осуществляются:

– анализ основных параметров функционирования управляемого объекта или процесса по заданным нормативам и выявление необходимости воздействия на них или полного изменения нормативов;

– прогнозирование тенденций изменений состояния и развития наблюдаемого объекта или процесса;

– выдача необходимых рекомендаций по подготовке управленческих решений.

На организационном этапе решение доводится до исполнителей, осуществляется координация и контроль исполнения.

Таким образом, разработка конкретного управленческого решения должна проводиться по схеме: постановка и анализ проблемы – причины ее возникновения – пути решения – результат2. Это необходимо учитывать при разработке методических положений по реализации мониторинга функционирования системы СТО.

Реализация указанных рекомендаций позволит:

– усовершенствовать процесс мониторинга функционирования системы социально-трудовых отношений;

– обеспечить краткосрочное прогнозирование развития системы социально-трудовых отношений;

– предупредить негативные тенденции в этой сфере.


Источники:

1. Постановление Правительства РФ от 18.07.1994 № 846 «Об организации Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы».
2. Постановление Правительства РФ от 22.03.1995 № 291 «Об утверждении положения о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы».
3. Малышев М.Л. Концептуальные подходы к развитию всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы на основе обобщения двухлетнего опыта его проведения: Сб. научн. трудов. – М.: Изд-во НИИ труда, 1998. – С. 32.
4. Официальный сайт администрации Томской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.gov.tomsk.ru.
5. Положение о департаменте государственной службы занятости населения Томской области. // Официальный сайт администрации Томской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tomsk.gov.ru/ru/rule/structure/department_employment/index.html.
6. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. – М.: Юрид. лит., 1990.
7. Горский Ю.Н. Информационные аспекты управления и моделирования. – М., 2001.
8. Методы и технологии мониторинга социальной сферы. – М.: МГСУ, 2002.

Страница обновлена: 20.04.2024 в 17:06:41