Стратегическое развитие России: роль инноваций и инфраструктурных инвестиций

Салихов Х.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (169), Октябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Салихов Х.М. Стратегическое развитие России: роль инноваций и инфраструктурных инвестиций // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 10. – С. 20-25.

Аннотация:
В статье представлены основные направления формирования инновационно ориентированной экономики, сформулированы рекомендации по совершенствованию правовой базы национальной инновационной системы, показана роль Центра российских инноваций в Сколково в обеспечении устойчивого роста российской экономики.

Ключевые слова: бизнес-инкубаторы, национальная инновационная система, особые экономические зоны, технопарки, центр российских инноваций, элементы инновационной инфраструктуры, технополисы, инвестиционная политика государства



Одним из главных факторов модернизации экономики является инвестиционная политика, открытость, привлекательность, конкурентоспособность. Сейчас, в условиях кардинально меняющихся экономических моделей, финансовой архитектуры и социальных институтов, наступил тот самый момент глубокой внутренней реорганизации российской экономики, а именно – ее переход на более совершенную и менее подверженную кризисам идеологию с опорой на накопление, технологии, инновации. Для перевода экономики в «опережающий» инновационный тип необходимо определить системообразующие признаки экономики инновационного типа, отсутствующие в российской экономике:

– тип промышленности на базе технологий, проявляющийся в высокой производительности труда и высоком уровне капитализации интеллектуальной собственности в организациях;

– наличие вида предпринимательства, являющегося основой предпринимательства в инновационной экономике;

– прикладное научное предпринимательство;

– наличие рынка промышленной интеллектуальной собственности, прежде всего, рынка прав на технологии.

Запуск новых специальных рыночных инструментов и механизмов развития рынка промышленной интеллектуальной собственности (прав на технологии) требует, прежде всего:

– устранения в ближайшее время системных барьеров в сфере оборота прав на промышленную интеллектуальную собственность (административных, налоговых, таможенно-тарифных, упрощение процедур патентования и др.), в том числе в приобретении и продаже технологий за рубежом;

– постепенного введения системы экономических стандартов (системы показателей рынка интеллектуальной собственности (ИС) применительно к предприятиям: доля ИС в активах предприятия, доля затрат на ИС, объемы продаж ИС и др.);

– принятия необходимых правовых норм в различных отраслях права, учитывающих специфику оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности и необходимость приоритетного развития рынка промышленной интеллектуальной собственности (прав на технологии).

Эти направления перехода к инновационному типу экономики предполагают, по сути, создание новой экономической среды.

Новые реалии – новое законодательное регулирование

Одним из важных ограничителей является недостаточность нормативно-правовой базы. По предварительной оценке экспертов, помимо принятия нескольких специальных федеральных законов с новым предметом регулирования, необходима переработка 113 федеральных законов в сфере экономики и др., в том числе в части:

– принятия системных изменений в целях создания налоговых, таможенных, бюджетных и иных правовых условий приоритетного развития рынка промышленной интеллектуальной собственности;

– развития инструментов рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности (регистрации и закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе международной их регистрации, охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, их учета, оценки, отчетности, страхования, использования инструментов торговой инфраструктуры интеллектуальной собственности и других);

– развития финансовых, имущественных и иных институтов инновационной деятельности;

– развития технического регулирования (введения системы технических норм и требований) в части стимулирования потребления новаций предприятиями, создания ими инновационной продукции и услуг, использования в производстве продукции инновационных технологий;

– содействия международному патентованию российских результатов научно-технической деятельности и экспорту прав на российские результаты научно-технической деятельности;

– системы мер по повышению эффективности государственного финансирования НИОКР, в том числе введение для финансируемых за счет бюджетных средств НИОКР режима специального порядка капитальных вложений, обеспечивающего эффективность расходования значительных государственных средств по этому направлению.

Работа по созданию инновационной инфраструктуры

В России запущен процесс правового закрепления механизмов создания и развития благоприятного инвестиционного климата и содействия инновационной активности. Активно ведется создание инновационной инфраструктуры – особых экономических зон, технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов и других объектов, связывающих государственный и частный сектор через партнерство. При формировании различных венчурных компаний и фондов, нами учитывается и опыт зарубежных стран, где такое хедж-финансирование очень развитый и прибыльный инструмент.

Продолжается работа по снижению регулятивной нагрузки на инвестиционные фонды и либерализации экспорта инновационной продукции – весьма и весьма наболевший вопрос, с учетом очень сложных процедур по таможенному оформлению. Также, в Правительстве РФ рассматривается комплекс мер по пересмотру корпоративного законодательства, включая новую организационно-правовую форму для венчурных инвесторов (в форме Limited Liability Partnership – товарищества с ограниченной ответственностью). Ведется работа по обеспечению непрерывности активности всех звеньев инновационной цепочки, так называемого инновационного лифта (НИОКР → Start-Up → Коммерциализация).

В этом огромное значение придается созданию Центра российских инноваций в Сколково. В конце сентября Президентом РФ Д.А. Медведевым был подписан соответствующий Федеральный закон, потребовавший внесение изменений еще в более десятка (17) правовых актов. Планируется, что в Центре «Сколково» заработает уникальная для нашей страны система отбора, реализации, коммерциализации и последующей поддержки инновационных проектов.

Приоритетные направления модернизации экономики России

Основными составляющими проекта являются:

– академическая наука. В «Сколково» будут созданы филиалы академических институтов по направлениям работы центра.

– образовательно-исследовательский центр.

Плани руется создание собственного университета с магистратурой и аспирантурой.

– инкубаторы и бизнес-хабы.

В этих структурах будут осуществляться исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации экономики России:

– энергоэффективность и энергосбережение;

– ядерные технологии;

– космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем, включая создание наземной инфраструктуры;

– медицинские технологии;

– стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Также предусмотрен набор преференций для организаций, осуществляющим в нем свою деятельность.Так, предлагается освободить на несколько лет участников проекта от уплаты НДС и налога на прибыль организаций, а управляющую компанию центра – от уплаты земельного налога. Кроме того, будут видоизменены формы уплаты страховых взносов в фонды социального и обязательного медицинского страхования.

Однако при выходе организаций на определенный уровень прибыли льготы будут «обнуляться», поскольку бизнес становится самодостаточным и далее «подпитывать» его бюджетными средствами уже нелогично.

Обязательно следует акцентировать ваше внимание вот еще на чем. Тем, кто будет реализовывать проект, сориентированный на вышеупомянутые пять направлений, не придется ждать, когда будет создана инфраструктура в самом «Сколково» (понятно, что это дело 2–3 лет). Вводится экстерриториальный принцип – переходный период до 1 января 2014 года, в течение которого для участника проекта будет не обязательным условие о постоянном расположении на территории «Сколково» его действующего исполнительного органа.

К примеру, подобные проекты будут возможны в создаваемом в Казани с участием «Роснано» Нанотехнологическом центре на базе технопарка «Идея» и технополиса «Химград». Этот наноцентр займется поддержкой компаний, работающих в сфере инновационных разработок, а также организацией внешнего финансирования для развития их производств.

Выстраивание системы налоговых стимулов

К совершенстовованию институтов поддержки инноваций общероссийского уровня следует отнести и начатую работу по реорганизации госкорпорации «Роснано» в ОАО, что реально изменит саму концепцию государственного участия в инновациях, сделал в такой изначально громоздкий и не всегда понятный актив, более открытым и прозрачным в своих действиях для частного инвестора или изобретателя.

Учитывая это, начато выстраивание системы налоговых стимулов для инвестиций в создание высокотехнологичных производств. В частности, уже в осеннюю сессию Правительство РФ внесет в Государственную Думу законопроект об уточнении порядка учета расходов на НИОКР.

В завершение выделим основные моменты, способные уже в ближайшей перспективе качественно повысить эффективность механизмов внедрения инноваций и инвестиций в России.

Необходимо на всех уровнях (федеральный, региональный, муниципальный) «продвигать» модели сознательной кооперации бизнеса и науки. Для бизнеса это приводит к модернизации и созданию инновационного продукта без критических затрат, а для науки – наиболее приемлемый путь коммерциализировать и реализовать существующие накопления исследований.


Источники:

1. Акопов В.С., Дагаев А.А. Государственная инновационная политика в условиях перехода к рыночной экономике. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002.
2. Инновационная политика и инновационный бизнес в России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Специальный выпуск к пятому Петербургскому экономическому форуму – 2001. – №15 (146).
3. Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mert.tatar.ru/

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:40:31