Конкурентоспособность предприятий торговли

Иванова С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (167), Сентябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Иванова С.В. Конкурентоспособность предприятий торговли // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 9. – С. 124-128.

Аннотация:
В статье предлагаются экономическая модель и расчетная формула оценки конкурентоспособности предприятий торговли. Многоугольник конкурентоспособности предназначен для анализа и сопоставления предприятий торговли по разным факторам.

Ключевые слова: торговое предприятие, финансовая устойчивость, оценка конкурентоспособности, экономическая модель, уровень цен, привлекательность услуг, условия реализации



Под конкурентоспособностью предприятий торговли понимается возможность экономической борьбы с другими аналогичными предприятиями за потребителя и дополнительные доходы. Рассмотрим, из каких компонентов складывается ее результативность.

Необходимым условием конкурентоспособности является успешная коммерческая деятельность предприятия, то есть финансовая устойчивость. Если какой-то продукт окажется конкурентоспособным (по сравнению с товарами конкурентов) только лишь за счет новой инновационной идеи, заложенной при его создании, то предприятие торговли сможет вести успешную коммерческую деятельность. Это условие необходимо и его соблюдение обуславливает возможность изучения других процессов, обеспечивающих поддержание и повышение конкурентоспособности предприятий торговли.

Три аспекта повышения конкурентоспособности предприятий торговли

Что же обеспечивает конкурентоспособность предприятий торговли при условии их финансовой устойчивости?

Превосходство либо отставание оценивается сравнительным состоянием фирмы по отношению к конкуренту. Прежде всего, оно определяется набором свойств товара (оказываемых услуг), благодаря которым создается определенное превосходство над конкурентами. Отсутствие на рынке конкурентов, оказывающих услуги по реализации аналогичного товара, снимает вопрос о конкурентоспособности данного предприятия торговли.

При наличии других фирм, оказывающих такие же услуги, следует рассматривать три аспекта повышения конкурентоспособности предприятий торговли.

Во-первых, это реализуемый ими товар. Его цена, качество и условия продаж являются важнейшими факторами конкурентоспособности предприятий торговли.

Очевидно, что качественный товар, реализуемый по низким ценам (по сравнению с другими предприятиями торговли) на условиях долгосрочного беспроцентного кредита, привлечет массу потребителей. Но такая ситуация, как правило, приведет к нарушению первого постулата – финансовой устойчивости предприятия. Это обуславливает необходимость рассмотрения товара и экономических условий его реализации как необходимого условия поддержания и повышения конкурентоспособности предприятий торговли.

Во-вторых, ассортимент товара, условия гарантийного и послепродажного обслуживания, и т.п.

В-третьих, качество услуг, оказываемых предприятием торговли.

Предприятие торговли само не производит реализуемой продукции (даже фирменное предприятие от завода-изготовителя). Оно лишь оказывает услуги потребителям продукции по ее реализации. И от качества этих услуг (а к ним относятся удобное для потребителя месторасположение, доступность товара для ознакомления, компетентность и вежливость персонала предприятия торговли и т.п.) во многом зависит величина спроса на товар при равных ценовых характеристиках у конкурирующих предприятий.

Оценка конкурентоспособности предприятий торговли

Рассмотрим взаимодействие условий реализации товара и оказываемых услуг, предприятием торговли, с их качественной и количественной оценкой, влияющими на конкурентоспособность предприятий торговли (см. рис. 1 ниже).

Рис 1. Составляющие конкурентоспособности предприятий торговли

Общую оценку конкурентоспособности предприятий торговли (КСт) можно рассчитать по формуле, сопоставляющей способность продавцов удовлетворить запросы различных потребителей продукции:

КСт = (УПто/УПтк) α × (УПуо/УПук) β × (Цк/Цо) γ, (1)

где:

УПто, УПтк – уровни привлекательности рассматриваемого и конкурирующего товара предприятий торговли соответственно;

УПуо, УПук – уровни привлекательности рассматриваемого и конкурирующего уровня оказываемых услуг предприятий торговли соответственно;

Цо, Цк – уровень цен рассматриваемого и конкурирующего товара предприятий торговли соответственно;

α – коэффициент относительной значимости привлекательности товара предприятия торговли;

β – коэффициент относительной значимости привлекательности услуг предприятия торговли;

γ – коэффициент относительной значимости привлекательности цен предприятия торговли.

УПт = n1с1 × n2с2 ×…× nnсп, (2)

УПу = m1d1 × m2d2 ×…× mmdm, (3)

где:

n1, n2, nn – относительная оценка в баллах всех факторов и условий привлекательности товара;

с1, с2, сп – коэффициенты относительной значимости тех же факторов и условий товара;

m1, m2, mm – относительная оценка в баллах всех факторов и условий привлекательности услуг предприятий торговли;

d1, d2, dm – коэффициенты относительной значимости тех же факторов и условий оказываемых услуг.

Каждое условие (nn, mm) оценивается по 10-балльной шкале. 10 баллов присваиваются показателю, занимающему наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка.

Сумма коэффициентов относительной значимости этих факторов и условий равняется 1,0. Каждый коэффициент взвешивается по значимости для конкурентоспособности по сравнению с другими.

Соотношение коэффициентов относительной значимости привлекательности предприятия торговли (α и β) и ее ценовой составляющей (γ) определяет значимость для потребителя ценовой и неценовой составляющих конкурентоспособности и также в сумме равны единице.

Смысл этой оценки заключается в следующем. При КСт = 1,0 предприятия торговли равно конкурентоспособны. При КСт > 1,0 – свидетельство относительно высокой конкурентоспособности. И напротив, чем КСт < 1,0, тем ниже конкурентоспособность конкретного предприятия.

Модель оценки конкурентоспособности предприятия торговли

Применяя предложенную систему оценки, можно сформировать некое гипотетически идеальное предприятие торговли, наделив его лучшими параметрами продуктов данной группы и оказываемых предприятием услуг, а также минимальными ценами реализации товара. Тогда КСт характеризует степень отклонения оцениваемого предприятия торговли от этого идеала.

При выборе образца – конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемое предприятие торговли были аналогичными по назначению и условиям использования и предназначались для одной группы потребителей. Характеристики привлекательности товара и привлекательности услуг предприятий торговли формируются исходя из содержания отраслевых особенностей – каждая отрасль экономики отличается от другой своими индикаторами конкурентоспособности субъектов бизнеса.

С учетом этих особенностей предлагается экономическая модель оценки конкурентоспособности предприятий торговли, представленная на рис. 2 (см. ниже).

Рис. 2. Модель оценки конкурентоспособности предприятия торговли

По каждой оси отображается уровень значений каждого из исследуемых факторов. Чем меньше объем внутреннего куба, тем хуже положение на рынке торгового предприятия по сравнению с конкурентами.

При построении модели необходимо учитывать соотношение коэффициентов относительной значимости привлекательности предприятия торговли (α и β) и ее ценовой составляющей (γ), для чего используется определенный масштаб измерений. Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам.


Источники:

1. Абрамов А.В., Иванова С.В. Конкурентоспособность товаров потребительского назначения. Сборник трудов. – СПб: Изд-во СПбГМТУ, 2010. – С. 23–28.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити, 1995. – 371 с.
3. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс. 2006. – 608 с.
4. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М.: Альпина, 2008. – 800 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:18:52