Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2010

Конкурентоспособность предприятий торговли

Иванова Светлана Владимировна, Аспирантка Санкт-Петербургского Государственного Морского технического Университета, главный бухгалтер ЗАО «Торговый Дом «Стрела», Россия

Competitiveness of Trade Enterprises - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 84

Аннотация:
В статье предлагаются экономическая модель и расчетная формула оценки конкурентоспособности предприятий торговли. Многоугольник конкурентоспособности предназначен для анализа и сопоставления предприятий торговли по разным факторам.
Цитировать публикацию:
Иванова С.В. Конкурентоспособность предприятий торговли // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 9. – С. 124-128.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Под конкурентоспособностью предприятий торговли понимается возможность экономической борьбы с другими аналогичными предприятиями за потребителя и дополнительные доходы. Рассмотрим, из каких компонентов складывается ее результативность.

Необходимым условием конкурентоспособности является успешная коммерческая деятельность предприятия, то есть финансовая устойчивость. Если какой-то продукт окажется конкурентоспособным (по сравнению с товарами конкурентов) только лишь за счет новой инновационной идеи, заложенной при его создании, то предприятие торговли сможет вести успешную коммерческую деятельность. Это условие необходимо и его соблюдение обуславливает возможность изучения других процессов, обеспечивающих поддержание и повышение конкурентоспособности предприятий торговли.

Три аспекта повышения конкурентоспособности предприятий торговли

Что же обеспечивает конкурентоспособность предприятий торговли при условии их финансовой устойчивости?

Превосходство либо отставание оценивается сравнительным состоянием фирмы по отношению к конкуренту. Прежде всего, оно определяется набором свойств товара (оказываемых услуг), благодаря которым создается определенное превосходство над конкурентами. Отсутствие на рынке конкурентов, оказывающих услуги по реализации аналогичного товара, снимает вопрос о конкурентоспособности данного предприятия торговли.

При наличии других фирм, оказывающих такие же услуги, следует рассматривать три аспекта повышения конкурентоспособности предприятий торговли.

Во-первых, это реализуемый ими товар. Его цена, качество и условия продаж являются важнейшими факторами конкурентоспособности предприятий торговли.

Очевидно, что качественный товар, реализуемый по низким ценам (по сравнению с другими предприятиями торговли) на условиях долгосрочного беспроцентного кредита, привлечет массу потребителей. Но такая ситуация, как правило, приведет к нарушению первого постулата – финансовой устойчивости предприятия. Это обуславливает необходимость рассмотрения товара и экономических условий его реализации как необходимого условия поддержания и повышения конкурентоспособности предприятий торговли.

Во-вторых, ассортимент товара, условия гарантийного и послепродажного обслуживания, и т.п.

В-третьих, качество услуг, оказываемых предприятием торговли.

Предприятие торговли само не производит реализуемой продукции (даже фирменное предприятие от завода-изготовителя). Оно лишь оказывает услуги потребителям продукции по ее реализации. И от качества этих услуг (а к ним относятся удобное для потребителя месторасположение, доступность товара для ознакомления, компетентность и вежливость персонала предприятия торговли и т.п.) во многом зависит величина спроса на товар при равных ценовых характеристиках у конкурирующих предприятий.

Оценка конкурентоспособности предприятий торговли

Рассмотрим взаимодействие условий реализации товара и оказываемых услуг, предприятием торговли, с их качественной и количественной оценкой, влияющими на конкурентоспособность предприятий торговли (см. рис. 1 ниже).

Рис 1. Составляющие конкурентоспособности предприятий торговли

Общую оценку конкурентоспособности предприятий торговли (КСт) можно рассчитать по формуле, сопоставляющей способность продавцов удовлетворить запросы различных потребителей продукции:

КСт = (УПто/УПтк) α × (УПуо/УПук) β × (Цк/Цо) γ, (1)

где:

УПто, УПтк – уровни привлекательности рассматриваемого и конкурирующего товара предприятий торговли соответственно;

УПуо, УПук – уровни привлекательности рассматриваемого и конкурирующего уровня оказываемых услуг предприятий торговли соответственно;

Цо, Цк – уровень цен рассматриваемого и конкурирующего товара предприятий торговли соответственно;

α – коэффициент относительной значимости привлекательности товара предприятия торговли;

β – коэффициент относительной значимости привлекательности услуг предприятия торговли;

γ – коэффициент относительной значимости привлекательности цен предприятия торговли.

УПт = n1с1 × n2с2 ×…× nnсп, (2)

УПу = m1d1 × m2d2 ×…× mmdm, (3)

где:

n1, n2, nn – относительная оценка в баллах всех факторов и условий привлекательности товара;

с1, с2, сп – коэффициенты относительной значимости тех же факторов и условий товара;

m1, m2, mm – относительная оценка в баллах всех факторов и условий привлекательности услуг предприятий торговли; 

d1, d2, dm – коэффициенты относительной значимости тех же факторов и условий оказываемых услуг.

Каждое условие (nn, mm) оценивается по 10-балльной шкале. 10 баллов присваиваются показателю, занимающему наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка.

Сумма коэффициентов относительной значимости этих факторов и условий равняется 1,0. Каждый коэффициент взвешивается по значимости для конкурентоспособности по сравнению с другими.

Соотношение коэффициентов относительной значимости привлекательности предприятия торговли (α и β) и ее ценовой составляющей (γ) определяет  значимость для потребителя ценовой и неценовой составляющих конкурентоспособности и также в сумме равны единице.

Смысл этой оценки заключается в следующем. При КСт = 1,0 предприятия торговли равно конкурентоспособны. При КСт > 1,0 – свидетельство относительно высокой конкурентоспособности. И напротив, чем КСт < 1,0, тем ниже конкурентоспособность конкретного предприятия.

Модель оценки конкурентоспособности предприятия торговли

Применяя предложенную систему оценки, можно сформировать некое гипотетически идеальное предприятие торговли, наделив его лучшими параметрами продуктов данной группы и оказываемых предприятием услуг, а также минимальными ценами реализации товара. Тогда КСт характеризует степень отклонения оцениваемого предприятия торговли от этого идеала.

При выборе образца – конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемое предприятие торговли были аналогичными по назначению и условиям использования и предназначались для одной группы потребителей. Характеристики привлекательности товара и привлекательности услуг предприятий торговли формируются исходя из содержания отраслевых особенностей – каждая отрасль экономики отличается от другой своими индикаторами конкурентоспособности субъектов бизнеса.

С учетом этих особенностей предлагается экономическая модель оценки конкурентоспособности предприятий торговли, представленная на рис. 2 (см. ниже).

 

Рис. 2. Модель оценки конкурентоспособности предприятия торговли

По каждой оси отображается уровень значений каждого из исследуемых факторов. Чем меньше объем внутреннего куба, тем хуже положение на рынке торгового предприятия по сравнению с конкурентами.

При построении модели необходимо учитывать соотношение коэффициентов относительной значимости привлекательности предприятия торговли (α и β) и ее ценовой составляющей (γ), для чего используется определенный масштаб измерений. Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Абрамов А.В., Иванова С.В. Конкурентоспособность товаров потребительского назначения. Сборник трудов. – СПб: Изд-во СПбГМТУ, 2010. – С. 23–28.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити, 1995. – 371 с.
3. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс. 2006. – 608 с.
4. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М.: Альпина, 2008. – 800 с.