Инновационно ориентированная система высшего образования

Савзиханова С.Э.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (167), Сентябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Савзиханова С.Э. Инновационно ориентированная система высшего образования // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 9. – С. 129-132.

Аннотация:
В статье определена возможность формирования инновационно ориенти- рованной системы образовательных услуг в сфере высшего образования. Автором разработана уникальная информационно-коммуникационная система, позволяющая создавать инфраструктурные элементы в форме сетевых виртуальных организаций.

Ключевые слова: инновации, образование, экономика знаний, информационно-коммуникационные технологии, инновационный университет, конструкторское бюро, ит-технопарк



В условиях инновационного развития экономики меняется функциональная роль образования.

Из транслятора знаний и генератора специфических навыков и умений оно превращается, во-первых, в непосредственного производителя знаний и, во-вторых, в активного участника процесса трансформации этих знаний в новые продукты, технологии и услуги [2].

Формирование экономики, основан- ной на знаниях [3, с. 57], означает взаимную интеграцию научного, образовательного и производственного пространства. Включение процесса применения знаний в образовательный процесс происходит на фоне генерации новых знаний в непосредственном процессе производства.

Инновационный вуз и университетский технопарк

В последнее время все чаще стали употреблять термин «инновационный университет», однако до сих пор нет четкого определения этого понятия.

Поэтому зачастую даже при наличии в вузе одного инновационного направления его относят к инновационному.

В этой связи автор посчитал целесообразным определить, что инновационным университетом можно назвать вуз, осуществляющий инновационную деятельность. При этом он должен в значительных объемах реализовывать полный цикл инновационного процесса, включая:

– производство и внедрение инноваций;

– постоянное совершенствование своей деятельности на основе реализации инновационной политики;

– внедрение инноваций во все сферы деятельности вуза, включая управленческую, образовательную, научно-исследовательскую, организационную, предпринимательскую и др.

Готовящиеся специалисты вуза должны обладать инновационным мышлением, ощущать постоянную потребность в совершенствовании своей деятельности, постоянно повышать уровень своих знаний в результате непрерывного образования.

Новая парадигма качества опережающего образования в первую очередь предполагает замену традиционных методов и средств ведения учебного процесса на электронные мультимедийные интерактивные образовательные ресурсы. Образовательные, социальные и научно-производственные формы деятельности субъектов учебного процесса должны интегрироваться в условиях сетевых информационно-коммуникационных дистанционных образовательных технологий [1, с. 35]. При этом весьма актуальным становится формирование инфраструктуры вузовской инновационной системы, элементы которой представляют собой сетевые виртуальные организации.

Подавляющее большинство российских вузов расположены среди городской застройки, не имеют свободной территории, зеленых парковых зон и т.п. Все это не позволяет на территории одного вуза развернуть традиционный университетский технопарк или хотя бы инкубатор бизнеса, как это делается за рубежом. Там университетские технопарки, построенные на территории вуза, занимают внушительные площади – десятки и более гектар.

В ряде случаев факультеты, лаборатории, научно-исследовательские институты и конструкторские бюро вузов расположены на значительном удалении друг от друга. Кроме того, большинство российских вузов обладают весьма ограниченными финансовыми и материально-техническими ресурсами. Эти и другие ограничения не позволили создать при российских вузах технопарки западного образца, представляющие собой довольно обширные зоны коммерциализации технологий, расположенные в привлекательном парковом ландшафте университета.

В этой связи в России магистральным путем создания технопарков при вузах должен быть путь создания объединенных виртуальных университетских технопарков. Данные объединения будут состоять из нескольких университетов, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, производственных предприятий и др. структур, расположенных в различных регионах и даже за рубежом.

Электронная система управления технопарком

В целях совершенствования деятельности технопарков при участии автора разработана электронная система управления технопарком. Такая система создаст новую организационную культуру управления, которая позволит построить распределенную структуру технопарка. Кроме того, эта система позволит технопарку осуществлять большую часть деятельности в электронном виде.

Таким образом, появилась возможность создавать технопарки с распределенной структурой, используя производственные площади, расположенные на разных территориях и являющиеся собственностью разных владельцев.

Одним из интересных направлений для многих субъектов федерации является создание ИТ-технопарков.

ИТ заслуживает особого, приоритетного внимания и представляется аргументированным по трем основным причинам. Во-первых, ИТ не требует больших материальных вложений в закупку дорогого производственного оборудования. Во-вторых, в ИТ-сфере большая часть производственных затрат (до 70%) приходится на зарплаты сотрудникам.

В настоящее время в России реально создать ИТ-компанию мирового уровня. Россияне имеют хорошие шансы попасть в дорогую часть производственной цепочки в силу качественной фундаментальной подготовки и склонности российских программистов к нетривиальным способам написания алгоритмов.

Практика показывает, что программисты могут успешно работать в удаленном режиме со своими заказчиками, как в России, так и за рубежом.

Создание же инфраструктуры сбыта продукции технопарков позволило бы обеспечить отечественные технопарки и упростить их вхождение на мировой рынок. Одним из главных элементов такой инфраструктуры, по нашему мнению, должна стать электронная система сбыта продукции технопарков.

В рамках такой электронной системы важно организовать постоянно действующие интернет-ярмарки и межорганизационные торговые площадки.

Таким образом, считаем вполне реальной задачей создание в Южном федеральном округе необходимой инфраструктуры производства и сбыта интернет-технологий, в том числе программных продуктов.

Разработанная при участии автора информационная система позволит осуществить основную деятельность ИТ-технопарка в электронном виде.

Кроме того, по нашему мнению, наиболее эффективным будет сочетание традиционной и электронной форм организации деятельности не только технопарков, но и бизнес-инкубаторов.

На практике довольно часто встречаются случаи, когда бизнес-инкубатор не имеет достаточных площадей или вообще их не имеет. При таких обстоятельствах бизнес-инкубатор должен иметь механизмы использования на определенных условиях помещений третьих лиц.

В этом случае в целях обеспечения своих клиентов производственными площадями, бизнес-инкубатору целесообразно определить формы установления партнерских отношений по одному из часто практикуемых вариантов:

– владелец выступает учредителем бизнес-инкубатора и в качестве уставного капитала вносит помещения или право пользования помещениями;

– владелец сдает в аренду помещения бизнес-инкубатору;

– владелец сдает в аренду помещения клиенту бизнес-инкубатора;

– владелец создает совместное производство с клиентом бизнес-инкубатора и т.д.

Вузовская инновационная система

Разработанная при участии автора информационная система предусматривает возможность создания необходимой инфраструктуры вузовской инновационной системы. При этом можно сформировать единое информационно-коммуникационное пространство вузовской инновационной системы и осуществлять внутренний и внешний электронный документооборот путем обмена электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью и зашифрованными средствами криптографии.

Рассматриваемая система позволяет:

– проводить в электронном виде совещания, заседания, конференции, форумы и др.;

– осуществлять процедуру голосования в удаленном режиме (при принятии важных решений).

Эти мероприятия существенно отличаются от традиционных в интернете, прежде всего, тем, что здесь обеспечивается однозначная идентификация всех участников. Таким образом, структуры вузовской инновационной системы предусматривается создавать в форме сетевых виртуальных организаций, осуществляющих деятельность, оптимально сочетая традиционную и электронную формы.

В рамках этой системы предусматривается по аналогии с вузовской инновационной системой создание национальной инновационной системы в рамках всей системы образовательных услуг в сфере высшего образования, то есть инновационно ориентированной системы образовательных услуг в сфере высшего образования.


Источники:

1. Плеханов С.П., Лепе Л.И. Пути решения проблемы опережающего обучения информационным технологиям // Педагогическая информатика. – 2005. – № 2. – С. 34–41.
2. Экономический альманах / Экономи ческий факультет МГУ. – 2007. – Вып. 2. – С. 74.
3. Thurow L. Creating Wealth. The New Rules for Individuals, Companies and Countries in Knowledge-Based Economy. – London, 1999.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:37:01