Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2002

Цивилизованная экономика как альтернатива рыночной и ее частичные правовые аспекты (критико-исследовательский очерк)

Кириллов В Н, кандидат экономических наук, доцент, Россия

Мкртчян Сурен Сергеевич, доктор юридических наук, профессор, ректор Московский областной институт управления и права, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 19

Аннотация:
(Окончание. Начало в 2, 4/2002)
Даже в США с 1929 по 1988 гг. государственные расходы на закупку американских товаров и услуг возросли с 9 до 964 млрд. долл. Государственные закупки особенно заметно выросли, как и во всех воюющих странах, в годы второй мировой войны. В настоящее время в развитых государствах существенная доля совокупного спроса приходится на госзакупки. Например, в тех же США и Великобритании около 20 % валового национального продукта скупается государством.
Цитировать публикацию:
Кириллов В.Н., Мкртчян С.С. Цивилизованная экономика как альтернатива рыночной и ее частичные правовые аспекты (критико-исследовательский очерк) // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 5. – С. 12-17.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Даже в США с 1929 по 1988 гг. государственные расходы на закупку американских товаров и услуг возросли с 9 до 964 млрд. долл. Государственные закупки особенно заметно выросли, как и во всех воюющих странах, в годы второй мировой войны. В настоящее время в развитых государствах существенная доля совокупного спроса приходится на госзакупки. Например, в тех же США и Великобритании около 20 % валового национального продукта скупается государством.

Государственные закупки при изменении их объемов и состава меняют не только соотношение между секторами, сферами и отраслями экономики. Они модифицируют совокупный спрос и его соотношение с совокупным предложением. Таким образом, манипулируя объемом и структурой своих закупок, государство перераспределяет ресурсы и изменяет емкость рынка различной продукции. И что интересно, госзакупки в развитых странах являются добровольными в смысле участия в них негосударственных фирм в качестве продавцов. Более того, за получение госзаказа идет жесткая борьба.

Разумеется, далеко не все гипотезы, концепции и постулаты экономической нaуки верны. Критерием истины, является, как известно, практика. Но уже сегодняшняя практика экономической жизни в развитых странах показывает, что идут порой видимые, а порой и невидимые отходы от традиционной системы рыночного хозяйствования, проявляются новые ранее неизвестные явления и процессы, которые требуют тщательного исследования со стороны ученых-экономистов, юристов, хозяйственников и практических работников.

И, наконец, совершенно ясно, что рыночная система хозяйствования очень сильно «замешена» на стихийной основе, т.е. на ее стихийном развитии. Но ведь мы, люди, по мере возможности должны уже в новом тысячелетии избавляться от этой неуправляемой стихийности и стремиться к сознательно управляемому процессу всей экономики. Более конкретно. Мы неизбежно придем к управляемой, цивилизованной в целом, экономической системе хозяйствования. И, наконец, тогда исчезнут объективные корни порождающие товарно-денежный фетишизм, преклонение деньгам, золоту, товару.

Так что же, опять идти к прямому продуктообмену без товара и денег? Если хотите, то да. Правда, механизм этого процесса пока не совсем ясен, но эта задача будущих ученых–экономистов. Но нам могут возразить: «Все это уже было еще в первобытнообщинном строе, какой-то архаизм!». Но, и мы возразим: «Там это было вынужденное состояние общества в силу неразвитости производительных сил общества. А отмирание товарно-денежных отношений, и, следовательно, рыночной системы хозяйствования в будущем произойдет совершенно на другой, не имеющей аналога в мире основе, когда производительные силы во взаимодействии с экономическими (производственными) отношениями достигнут такой ступени зрелости, которые сегодня трудно и представить». И это уже не вынужденный, а объективно обусловленный, сознательно подталкиваемый переход в новую систему координат экономического бытия. Это будет расцвет человеческой цивилизации и цивилизованной экономики без тех уродливых черт, свойств и явлений, присущих рыночной системе хозяйствования, и человечество освободится от ее пут, это будет подлинная абсолютная свобода, но без анархии, а в рамках соответствующей ступени цивилизации.

Исходя из критико–исследователъского анализа трансформации рыночной экономики в цивилизованную и рассматривая этот процесс лишь как длительную тенденцию, попытаемся преломить ее через призму российских реалий. Известно, что наша страна находится на переходном этапе от административно-командной системы управления экономикой к социально ориентированной рыночной модели. Для этого создается соответствующая правовая законодательная база ее успешного формирования и функционирования.

Фундаментом новых правовых отношений современной России является Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 году. Это законодательный акт высшей юридической силы, законодательная база для всех отраслей права. Все законы и иные акты государственных органов не могут противоречить её положениям. Только за последние несколько лет был внесен целый ряд изменений в действующее законодательство. Были приняты новый Уголовный кодекс РФ, две части Гражданского кодекса РФ, Налоговый кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и Трудовой кодекс РФ.

В этих основополагающих нормативно-правовых документах частично отражаются важнейшие стороны функционирования экономики в новых условиях хозяйствования. Но весь вопрос в том, что мы только на пути создания рыночной системы хозяйствования и еще очень далеки от развитого, зрелого рынка, поэтому те проблемы, которые стоят в развитых странах на пути от рыночной к цивилизованной экономике у нас резко отличаются. В нашей формирующейся рыночной экономике имеется много бацилл, вредоносных бактерий, которые разъедают пептонную среду ее обитания. Поэтому мощным барьером на пути этих негативных явлений должна стать юридическая наука. Безусловно, в России решение этих проблем потребует еще более длительного времени для «вызревания» тех объективных тенденций, которые уже не актуальны для стран с развитой рыночной экономикой.

С переходом к рыночной экономике в России были открыты двери новым общественным отношениям, непривычным советскому обществу, которое долгое время развивалось по политизированным законам и административно-плановой системе. Но к этому переходу в России не были подготовлены ни общество, ни материально-техническая база, ни правовая система. Общество оказалось в правовом вакууме, так как старые законы не могли регулировать новые общественные отношения, возникшие в разных областях деятельности человека, более того, они тормозили их развитие. Это опасное явление в управлении обществом привело к неопределенности в правилах поведения масс. В обществе возник правовой «беспредел», который ярко проявился в последнее десятилетие.

Проведение радикальных экономических реформ в стране разрушило многие традиционные нормы. Рыночные отношения не являются в нашей стране продолжением традиций, а внедряются «с нуля». Семена падают на не подготовленную почву, и чтобы они проросли, надо непрерывно «добавлять питательные вещества». Этими «питательными веществами» для развития нового общества должны стать новые законы, способствующие развитию рыночной экономики. Тем более, что закон не догма. Он призван регулировать общественные отношения, которые всегда находятся в динамике. И взамен старых законов приходят новые, более совершенные.

В связи с тенденциями рыночного хозяйства, в стране очень актуальным стал вопрос о принятии нового Трудового кодекса РФ, который пришел на смену Кодекса законов о труде РФ.

Известно, что основные принципы трудового законодательства, заложенные в основу всех правовых норм трудового права, отражают политику государства в сфере труда и тесно связаны с экономикой и политикой государства, а также моралью общества. Потребность в обновлении трудового законодательства вызвана существенными изменениями в политической, социально-экономической жизни страны, в связи с принятием Конституции РФ и необходимостью приведения трудовых отношений в соответствие с ней, а также с вступившим в действие новым Гражданским кодексом РФ. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) обновлен и дополнен важными институтами и правовыми нормами: это и социальное партнерство, и особенности регулирования труда отдельных категорий работников, и регулирование трудовых отношений с участием иностранных граждан, и многие другие нормы, продиктованные веянием  времени.

Таким образом, трудовое законодательство претерпело серьезные качественные изменения, которые во многом были продиктованы обстановкой в стране и во всем мире в целом. Однако в настоящее время мы без труда можем наблюдать трансформацию норм трудового права лишь по сравнению с теми, что были заложены в Кодекс законов о труде РФ.

Как известно, основная задача правового регулирования труда в России направлена на повышение уровня условий, организующих труд, на всемерную охрану трудовых прав работников. Регулирование трудовых прав призвано содействовать росту производительности труда, подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека. А какую картину мы наблюдаем сегодня? Ни одна из выше перечисленных задач не выполняется ни работодателем и, тем более, работником. Как показывает статистика, реализации основной задачи правового регулирования труда препятствуют:

‑ экономические трудности;

‑ снижение уровня государственных гарантий и отсутствие их на частных предприятиях;

‑ рост мелкого и среднего бесконтрольного бизнеса;

‑ превышение численности служащих над численностью рабочих;

‑ ослабление профсоюзов;

‑ зарплата ниже прожиточного минимума и ее постоянные задержки;

‑ безработица, приток мигрантов и иностранных рабочих;

‑ отсутствие единой системы повышения квалификации кадров и т.д.

Необходимость принятия нового Кодекса законов о труде было неизбежна, однако до настоящего времени нет четко сформулированной социально-экономической политики со стороны Правительства РФ. Что очень важно для разработки, создания и принятия новых законов.

Однако Россия еще не находится в системе координат рыночной системы хозяйствования. Мы имеем, образно говоря, лишь пунктирные линии в этой системе координат. И что лежит на оси ординат, и что находится на оси абсцисс, и где находится биссектриса, и наконец, где же та заветная точка равновесия, к которой стремятся все субъекты рынка для обеспечения искомой стабильности экономики, нам еще предстоит решить и реально воплотить в жизнь.

И все-таки, исходя даже из уже намеченных и реально существующих пунктирных линий пока еще не сформировавшихся полностью рыночных отношений, можно вести теоретико-практический анализ существующих сегодня трудовых отношений, тем более что уже создан «каркас» этих отношений, заложенных в новом Кодексе законов о труде Российской Федерации.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241