Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2010

Расчет коэффициента привлекательности маршрута как способ повышения эффективности взаимодействия властных и предпринимательских структур в сфере организации городских пассажирских перевозок (на примере г.Владивостока)

Белозерцева Наталья Петровна, ст. преподаватель, кафедра маркетинга и коммерции, Институт международного бизнеса и экономики Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Россия

Calculating the Attractiveness Factor of Route as a Way to Improve the Interaction Efficiency between the Authorities and Business Organizations in the Field of Urban Passenger Transport (by the Example of the City of Vladivostok) - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 22

Аннотация:
В статье предложены меры по повышению эффективности взаимодействия властных и предпринимательских структур в сфере городских пассажирских перевозок. Чтобы избежать конфликтов и противоречий при принятии решения
о распределении маршрутов городского транспорта между предприятиями-перевозчиками, автором разработана методика расчета коэффициента привлекательности маршрутов городского пассажирского транспорта.
Цитировать публикацию:
Белозерцева Н.П. Расчет коэффициента привлекательности маршрута как способ повышения эффективности взаимодействия властных и предпринимательских структур в сфере организации городских пассажирских перевозок (на примере г.Владивостока) // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 11. – С. 163-167.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


На сегодняшний день одной из главных проблем, препятствующих повышению качества городских пассажирских перевозок, является размещение основных схем взаимодействия власти и бизнеса.

Также требуют внимания финансовые потоки, обеспечивающие это взаимодействие в серой зоне, то есть в зоне неформальных и нелегальных практик сотрудничества представителей администрации и предпринимательских структур.

Одним из направлений повышения эффективности взаимодействия властных и предпринимательских структур является конкурсное распределение маршрутов городского пассажирского транспорта среди предприятийперевозчиков. При организации конкурсов больше всего противоречий и конфликтов вызывает распределение маршрутов пассажирских перевозок между субъектами рынка.

Слагаемые привлекательности маршрута

Для придания большей открытости и объективности процессу принятия решения о распределении маршрутов автор разработал методику экономической оценки каждого маршрута, учитывающую показатели доходности и эксплуатационные затраты. На основе анализа этих показателей можно рассчитать коэффициент привлекательности каждого маршрута.

Выставляя на конкурс открытую информацию о доходах, получаемых на маршруте, и об эксплуатационных расходах, администрация города способствует переносу процесса распределения маршрутов из серой зоны взаимодействия в белую зону. В свою очередь, это приведет к повышению качества пассажирских перевозок, поскольку именно качество предоставляемых услуг является основным параметром, по которому оценивается каждое участвующее в конкурсе предприятие-перевозчик.

На основе расчета коэффициента привлекательности на каждом маршруте необходимо сформировать на базе полученных расчетов конкурсные лоты.

Это означает совмещение маршрутов с высоким коэффициентом привлекательности и так называемые социальных маршрутов, на которых данный коэффициент приближается к нулю.

Для расчета коэффициента привлекательности маршрутов нам понадобятся следующие данные, которые могут быть получены путем комплексного обследования пассажиропотоков.

1) пассажиропоток на маршруте, позволяющий определить показатели доходности маршрута;

2) эксплуатационные показатели, позволяющие рассчитать переменные расходы, а именно:

– нормы расхода топлива для каждого маршрута в соответствии с типом вместимости автобусов, которые должны обслуживать этот маршрут (большая, средняя, малая вместимость);

– нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин (на 1000 км пробега);

– нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт автобусов (на 1000 км пробега);

– заработную плату водителей;

– нормы расхода смазочных материалов (на 1000 км пробега).

Формулы расчета показателей

Коэффициент привлекательности маршрута k (i) предлагается рассчитать по формуле (1):

, (1)

где

D(i) – доход от перевозки пассажиров на i-м маршруте;

L(i) – эксплуатационные расходы на i-м маршруте;

N – минимальная норма прибыли при эксплуатации маршрута.

Доход i-го маршрута D(i) определяется по формуле (2):

D(i) = P1 × K1(i) , (2)

где

P1 – стоимость проезда одного пассажира;

K1(i) – количество перевезенных пассажиров по маршруту в течение суток.

Переменные затраты на эксплуатацию автобусов L(i) на i-м маршруте рассчитываются по формуле (3):

L(i) = F (i) + Z + R(i) +W (i) + M (i) , (3)

где

F(i) – затраты на топливо;

Z – заработная плата водителя;

R(i) – расходы на ремонт и замену запасных частей;

W(i) – расходы на замену резины;

M(i) – расходы на смазочные материалы.

Расход переменных затрат на топливо F(i) на i-м маршруте производится по формуле (4):

, (4)

где
S2i – длина i-го маршрута (км);

K2i – количество рейсов, сделанных по i-му маршруту в течение суток;

Sо – расход топлива на 100 км пробега (л);

P2 – стоимость 1 литра бензина (руб.).

Расходы на ремонт и замену запасных частей R(i) на i-м маршруте производятся по формуле (5):

, (5)

где

Nr – норматив стоимости ремонта и техобслуживания в рублях на 1000 км пробега;

EZ – коэффициент, определяющий за траты на ремонтные материалы в % от суммы затрат Nr.

Расходы на замену резины W(i) на i-м маршруте рассчитываются по формуле (6):

, (6)

где

SW – стоимость резины на одно колесо;

KW – количество колес у автобуса;

T(i) – количество автобусов на i-м маршруте;

KT – коэффициент выхода ТС на маршрут.

В табл. 1 (см. на с. 166) приведены нормативы и способы расчета необходимых показателей для определения коэффициента привлекательности маршрута. Данные для расчетов получены в ходе комплексного обследования пассажиропотоков на всех маршрутах городского пассажирского транспорта в границах Владивостокского городского округа в апреле 2009 года.

Таблица 1

Примерный расчет показателей для определения
коэффициента привлекательности маршрута № 23 в г. Владивостоке

 

 

 

Распределение маршрутов

На примере маршрута № 23 в табл. 1 мы получили коэффициент привлекательности данного маршрута – 0,53.

Это означает, что эксплуатационные расходы на данном маршруте (плюс норма прибыли 10%) составляют меньше половины от общих получаемых доходов. Этот маршрут является достаточно выгодным.

По вышеописанной методике была проведена оценка каждого маршрута в г.Владивостоке. В результате все маршруты были распределены по трем группам (см. табл. 2 на с. 167).

Таблица 2

Распределение маршрутов
в маршрутной сети г. Владивостока по коэффициентам привлекательности

Наименование группы

Диапазон
значений

Количество
маршрутов

Маршруты с низким
коэффициентом при-
влекательности

менее
0,10

21 маршрут

Маршруты со средним
коэффициентом при-
влекательности

от 0,11
до 0,50

31 маршрут

Маршруты с высоким
коэффициентом при-
влекательности

более 0,51 23 маршрута

 

 

Разбив маршруты на группы, соответствующие низким, средним или высоким коэффициентам привлекательности, далее необходимо объединять маршруты с высоким и низким коэффициентом привлекательности в один лот при конкурсном распределении.

В этом случае компании, получившие в эксплуатацию высокодоходные маршруты, должны будут обслуживать и объединенные с ними в один лот низкодоходные маршруты.

Возможна разработка информационного и программного обеспечения расчетов помаршрутных эксплуатационных затрат и коэффициента привлекательности маршрутов в рамках использования автоматизированной системы диспетчерского управления. Это позволит автоматически корректировать расчетные показатели в случае изменений в маршрутной сети города.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241