Территориальное планирование в системе управления региональным развитием

Уварова Г.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (170), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Уварова Г.Г. Территориальное планирование в системе управления региональным развитием // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 11. – С. 144-147.

Аннотация:
В статье рассматриваются место и роль территориального планирования в системе управления региональным развитием. Выявляются условия и факторы устойчивого развития территории в рамках реализации градостроительной политики региона.

Ключевые слова: урбанизация, инвестиционные проекты, территориальное планирование, градостроительная политика, проектные схемы, субурбанизация, устойчивое региональное развитие



Значимость системы территориального планирования определяется тем, что при разработке той или иной инвестиционной концепции органы власти и управления руководствуются приоритетным направлением развития территорий.

Оно включает актуализацию градостроительных решений жилищного строительства, производственных комплексов и рекреационных зон.

С этих позиций и необходимо рассматривать территорию, определяя вектор ее формирования и развития [4]. И только в том случае, когда территория будет полностью обеспечена соответствующей градостроительной документацией, можно будет говорить о том, что система управления устойчивым территориально-градостроительным развитием региона действительно эффективна.

Такая концептуальная установка порождена наличием множества исторических примеров реализации градостроительных проектов и программ, продиктованных, прежде всего, текущими, часто ведомственными или корпоративными интересами, приводившими к тяжелым и трудно исправимым последствиям для обширных территорий.

Задачи Ростовской области в градостроительной сфере

На современном этапе развития России, ярко обнажившем издержки градостроительной политики предыдущих десятилетий, необходимо избежать последствий, связанных с установкой исключительно на решение текущих задач, как и на решения, принятые без учета реакции на них населения.

С введением нового Градостроительного кодекса РФ [1] возросла роль градостроительной документации, обозначились необходимые сроки ее подготовки.

Появилось осознание, что территориально-планировочная организация является неотъемлемой частью устойчивого территориально-градостроительного развития любого региона.

Так, например, основными тактическими задачами Ростовской области в сфере градостроительства являются:

– обеспечение документами территориального планирования региона и его муниципальных образований;

– осуществление градостроительного мониторинга территории;

– создание оптимальных условий для реализации градостроительных инвестиционных проектов, обеспечивающих его социально-экономическое развитие.

Основополагающими для развития территории Ростовской области, на наш взгляд, являются проектные решения схемы по выделению территориальных зон, имеющих различное функциональное назначение. Это обусловлено тем, что градостроительное зонирование значительно влияет на многие важнейшие характеристики, определяющие качество окружающей среды:

– объемы транспортных корреспонденций;

– уровни воздействия вредных выбросов на здоровье населения;

– комфортность мест проживания;

– качество жизни населения;

– инвестиционную привлекательность территории;

– стоимость недвижимости и др.

Развитие инфраструктуры и трансформация урбанизации

Изменения в использовании территорий требуют значительных капиталовложений и времени. Это вызывает необходимость их обоснования с учетом всех вероятностных последствий и затрат.

Не менее существенны решения, связанные с развитием транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, обеспечивающих надежность функционирования и возможность позитивного преобразования системы расселения на территории региона [3]. Поэтому мероприятия, связанные с развитием инфраструктур, должны обладать достаточной надежностью, обоснованностью и определенностью, предполагать минимум отклонений на последующих стадиях разработки градостроительной документации.

Особо пристальное внимание в градостроительной стратегии уделяется проблемам безопасности и экологии. В связи с этим, а также исходя из стратегии экономического развития Ростовской области, современного состояния ее хозяйственного комплекса, сложившейся системы расселения и общемировых тенденций в градостроительстве, выдвигается концепция эволюционного преобразования градостроительных систем региона на основе принципов устойчивого развития территории.

Это, по нашему мнению связано со следующим.

Спецификой и особенностью современного переломного периода в российском градостроительстве является смена типа урбанизации, трансформация ее источников, движущих сил с полным преобразованием характера социальной и ресурсной базы градостроительства.

Таким образом, на смену экстенсивному периоду урбанизации, характерному для фазы индустриальной, социалистической, государственно-обеспеченной, приходит интенсивный [2]. Он характеризуется, прежде всего, переходом в фазу постиндустриальной, побуждаемой лишь экономическими интересами частных субъектов экономики и соответствующим свободным выбором ими мест инвестиционно-строительной деятельности, местоположений своего нахождения и регистрации. Важной чертой этого периода является возрастающая мобильность трудовых и интеллектуальных ресурсов.

Урбанизация и субурбанизация Зачастую интенсивный период урбанизации территории региона вызывает развитие процессов субурбанизации. Это активное развитие периферии городских агломераций и пригородных зон крупнейших городов, где предполагается на основе коттеджного строительства расселить значительную часть населения региона.

Территории, находящиеся в зоне влияния крупных городов, в перспективе приобретают особую значимость в градостроительных процессах. Поэтому считаем целесообразным выделение этих территорий, а также предоставление им особого статуса «пригородных зон», установление в законодательном порядке режима особого регулирования инвестиционных процессов на этих территориях.

Границы данных зон не могут быть виртуальными, а, как правило, должны совпадать с административными границами соответствующих муниципальных образований.

Таким образом, в результате выполнения поставленной задачи устойчивого регионального развития территории будут иметь современную градостроительную документацию. Это позволит создать оптимальные условия для реализации градостроительных инвестиционных проектов, а также обеспечит благоприятные условия для проживания и жизнедеятельности человека.


Источники:

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации.
2. Постникова Е.А. Новейшие тенденции регионального развития России: некоторые фрагменты // Регион: экономика и социология. – 2009. – № 3. – С. 67–86.
3. Селиверстов В.Е. Мифы и рифы территориального развития и региональной политики России // Регион: экономика и социология. – 2008. – № 2. – С. 194–224.
4. Татаркин А.И. Стратегия сбалансированного планирования регионального развития // Общество и экономика. – 2008. – № 5. – С. 88–100.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:00:22