Государственно-частное партнерство как механизм повышения уровня социальных обязательств отечественного бизнеса

Савичева Е.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (165), Август 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Савичева Е.Ю. Государственно-частное партнерство как механизм повышения уровня социальных обязательств отечественного бизнеса // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 8. – С. 37-42.

Аннотация:
В статье рассматривается государственно-частное партнерство (ГЧП) как механизм повышения уровня социальных обязательств отечественного бизнеса. Раскрыта содержательная сущность ГЧП, выявлены трудности его практической реализации на современном этапе. Предложен комплекс мер, направленных на более активное использование государственно-частного партнерства в повседневной хозяйственной практике.

Ключевые слова: государственная собственность, государственно-частное партнерство, социальная ответственность бизнеса, административные барьеры, социальные расходы, имидж компании, дефицит доверия

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Можно выделить три основные причины, обусловливающие низкий уровень социальных обязательств отечественного бизнеса.

С одной стороны, в предпринимательской среде имеет место недопонимание всей многогранности категории «социальная ответственность бизнеса».

Подавляющее число отечественных бизнесменов абсолютно искренне полагают, что социальная ответственность бизнеса перед обществом исчерпывается соблюдением социальных обязательств, предусмотренных законом.

С другой стороны, в отечественной бизнес-среде по-прежнему доминируют стереотипы мышления, согласно которым социальные расходы рассматриваются как безвозвратные потери. Имеет место недопонимание руководством компаний связи между социально ответственной линией поведения и возможностями создания положительного имижа компаний, улучшающего возможности позиционирования на рынке.

Кроме того, осложняет ситуацию отсутствие целенаправленной государственной политики в этой области. В частности, не разработана система поддержки со стороны государства компаний, строящих свою деятельность в соответствии с принципами социально ответственного поведения.

Сущность государственно-частного партнерства

Указанные проблемы одновременно определяют и направления по активизации уровня социальных обязательств отечественного бизнеса. При этом основной акцент, по нашему мнению, должен быть сделан на разработке механизма, создающего для бизнеса стимулы участвовать в решении социальных вопросов. Ведь, как верно подметили Генри Валлич и Джон Макгоуэн в 1970 году: «Если не демонстрировать, что социальная ответственность совместима с интересами бизнеса, она всегда будет оставаться спорным явлением» [2].

Нам представляется, что действенным инструментом вовлечения бизнеса в решение социальных вопросов может стать использование механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).

На сегодняшний день не существует однозначной трактовки сущности ГЧП. Все многообразие мнений можно свести к двум основным точкам зрения.

Так, сторонники первого подхода под ГЧП понимают любое взаимодействие бизнеса и государства в решении общественно важных вопросов. Такой широкий подход позволяет к ГЧП отнести государственные закупки, выделение субсидий предприятиям, льготное кредитование и т.д. Второй подход значительно более предметен и узок. Его сторонники рассматривают ГЧП как форму проектного финансирования.

Наша принципиальная позиция заключается в следующем.

1. Не всякое взаимодействие государства и частного капитала в смешанной экономике можно отнести к ГЧП, а лишь такое, когда бизнес по поручению и при поддержке государства выполняет функции, которые раньше возлагались на последнее. Иными словами, механизм ГЧП предполагает внедрение рыночных начал в традиционную сферу активности государства.

2. Предметом ГЧП выступает или государственная (муниципальная) собственность, или общественная услуга.

3. Механизм функционирования ГЧП подразумевает реформирование государственной собственности в целях ее более органичного включения в систему рыночных отношений, а именно: права собственности на объекты в рамках проектов ГЧП не передаются бизнесу в полном объеме. Как правило, частная компания получает только права владения и пользования объектами государственной и муниципальной собственности, а права распоряжения остаются за органами общественной власти.

4. В рамках ГЧП предполагается разделение рисков и расходов между государственными и частными контрагентами, а также совместное участие в использовании полученных результатов.

Именно совокупность вышеуказанных признаков, на наш взгляд, свидетельствует о том, что взаимодействие между государством и бизнесом носит характер ГЧП.

Правила игры на бизнес-поле

По нашему мнению, широкое применение ГЧП в хозяйственной практике может стать действенным механизмом повышения уровня социальной ответственности бизнеса, так как именно в рамках ГЧП происходит объединение частного интереса и общественной выгоды. Институт ГЧП сулит вполне ощутимые выгоды бизнесу от участия в решении социальных вопросов, что, в свою очередь, повышает заинтересованность последнего в подобных начинаниях.

Так, например, бизнес, идя на хозяйственное сотрудничество с государством, может получить дополнительные административные, материальные, финансовые, природные ресурсы государства. Бизнес получает для себя определенный набор гарантий, преференций и надеется снять многие барьеры, препятствующие его развитию. Государство также получает свои дивиденды.

Вступая в партнерство с бизнесом, оно получает не только возможность привлечения дополнительных источников финансирования, снижающих нагрузку на бюджет, но и более гибкую и действенную, чем традиционная бюрократия, систему управления проектом, повышающую эффективность государственных расходов.

Кроме того, что особенно немаловажно, механизм ГЧП предполагает качественно новый формат взаимоотношений между бизнесом и государством. До сих пор правила игры на бизнес-поле в России не просто устанавливались государством, а отражали главным образом лишь интересы государства. При этом правовое содержание этих правил преимущественно исходит из презумпции «вины» бизнеса перед государством.

В отличие от стран Запада, где бизнес выстрадал свободу предпринимательства в социальных революциях, в длительной борьбе за свое место под солнцем, современному российскому бизнесу свобода досталась бесплатно, как подарок властей [3].

Взамен государство сохранило за собой возможность оказывать давление на бизнес.

Однако дальнейшее нарастание давления на бизнес со стороны государства может привести не к мобилизации бизнеса как субъекта социальной политики, а его уходу с поля социальной политики там, где это возможно. Вот почему так важно перейти от прямого диктата государства к выстраиванию партнерских отношений между этими субъектами.

А сделать это возможно именно в рамках ГЧП, где равноправные взаимоотношения сторон должны быть отражены в официальных документах (договорах, контрактах и др.).

Сдерживающие факторы

Несмотря на все преимущества ГЧП, его развитие в России сдерживается целым рядом обстоятельств.

По нашему мнению, основная причина – это колоссальный дефицит доверия между бизнесом и властью. В свою очередь, недоверие бизнеса к власти обусловлено отсутствием механизмов реальной ответственности самого государства за реализацию проекта.

Согласно мировой практике, государственные структуры в случае приостановления или расторжения договора должны предоставить компенсацию частным партнерам за наступление таких рисков.

Однако на практике правительства часто уходят от выполнения этих обязательств. Поэтому не случайно эту причину, в качестве основного сдерживающего фактора ГЧП, назвали 44,9% отечественных бизнесменов [4].

Сдерживают механизм развития ГЧП отсутствие единой программы действий, наличие многих центров регулирования ГЧП. Как следствие, отсутствие координации действий в этой сфере приводит к затягиванию сроков рассмотрения проектов, нестыковкам в нормативно-правовом обеспечении. Сохраняется неясность в вопросах передачи части прав собственности от государства к бизнесу, отсутствует ряд основополагающих нормативных актов (например, закон о госсобственности). Это повышает риски вложений частного капитала в проекты ГЧП.

Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что практика построения и реализации ГЧП в России в основном рассчитана на сотрудничество государства преимущественно с крупным бизнесом.

Подтверждение этого может выступать стоимость реализуемых проектов: не менее 5 млрд руб.

Очевидно, что такие масштабные проекты не приемлемы для малого бизнеса. Кроме того, в нашей стране не разработаны особые правовые и финансово-экономические механизмы, способствующие вовлечению малого бизнеса в ГЧП, учитывая специфику последнего.

Поэтому нам представляется, что дальнейшее становление ГЧП в России требует существенного приложения усилий со стороны государства для развития благоприятной среды. В частности, необходимо:

– усилить нормативно-правовое обеспечение ГЧП;

– увеличить уровень поддержки и гарантий государства партнерам из частного сектора;

– сформировать благоприятную институциональную среду развития ГЧП (снижение административных барьеров, борьба с коррупцией и т.д.);

– создать единый орган по вопросам ГЧП;

– осуществить правовое и финансовое обеспечение ГЧП с учетом специфики малого предпринимательства.

Комплекс предложенных мер будет не только способствовать активному вовлечению бизнеса в ГЧП, но и, как следствие, повышать уровень социальных обязательств последнего.


Источники:

1. Пресс-выпуск ВЦИОМ от 26.02.2008 № 884. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wciom.ru/.
2. Wallich H., McGowan J. Stockholder interest and the corporation’s role in social policy. // Baumol W. (ed.) A New Rationale for Corporate Social Policy. – New York.: Committee for Economic Development, 1970. – P. 23.
3. Нещадин А., Горин Н. Общество, бизнес, власть: условия цивилизованного взаимодействия // Общество и экономика. – 2005. – № 10–11. – С.16.
4. Национальный доклад «Бизнес и общественное развитие России: проблемы и перспективы». / Под общ. ред. С.Е.Литовченко. – М.: Ассоциация менеджеров, 2006. – С. 75.
5. Клинова М.В. Государство и частный капитал в поисках прагматичного взаимодействия. – М.: ИМЭМО РАН, 2009. – 122 с.
6. Матвеев Д.Б. Государственно-частное партнерство: зарубежный и российский опыт. – СПб.: Наука, 2007. – 171 с.
7. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство. В 2 томах. – М.: ИМЭМО РАН, 2009.

Страница обновлена: 16.04.2024 в 18:27:09