Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2010

Постановка проблемы моногородов: поиск решений органами власти и корпоративным сообществом

Пыткин Александр Николаевич, профессор Пермского филиала Уральского отделения Российской академии наук, г. Пермь, Россия

Загоруйко Игорь Юрьевич, доцент Пермского филиала Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Пермь, Россия

Formulating the Problem of One-Industry Towns: Authorities and the Corporate Community are Looking for Solutions - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 39

Аннотация:
В статье рассматривается актуальная проблема развития моногородов, обострение которой вызвано мировым экономическим кризисом. Наличие проблемы констатируется органами власти, корпоративным и научным сообществом, имеет место резкая социальная реакция населения моногородов. В то же время мировым научным сообществом уже выработан подход к данной
проблеме – это реализация принципа устойчивого развития, который является основополагающим принципом градостроительной деятельности. В статье обосновывается необходимость формирования методологической основы реализации этого принципа в условиях промышленных моногородов.
Цитировать публикацию:
Пыткин А.Н., Загоруйко И.Ю. Постановка проблемы моногородов: поиск решений органами власти и корпоративным сообществом // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 8. – С. 154-158.

Начавшийся в 2008 году мировой
экономический кризис четко
обозначил проблемы в разви-
тии так называемых моногородов.
Официально наличие такой проблемы
в России констатировано в Послании
Президента РФ Федеральному Собра-
нию от 12 ноября 2009 г.

Правительством РФ одобрен перечень моногородов, в отношении которых будут разработаны и реализованы программы оздоровления. В 2010 году из федерального бюджета на эти цели выделено 10 млрд рублей в виде субсидий и еще 10 млрд рублей в виде кредитов регионам. При этом  основной акцент сделан не на поддержке занятости на неэффективных градообразующих предприятиях, а на реструктуризации этих предприятий, создании альтернативных рабочих мест, диверсификации экономики моногородов, в том числе через формирование отдельных программ по развитию малого бизнеса в моногородах, включающие создание с привлечением бюджетных средств технопарков и бизнес-инкубаторов (на эти цели планируется выделить до 2 млрд рублей из общей суммы субсидий, предусмотренных на цели поддержки моногородов).

Острые проблемы более чем в 200 моногородах

Министерство регионального развития РФ считает, что системно решать острые проблемы сегодня необходимо более чем в 200 монопрофильных городах (моногородах). Кризис показал уязвимость населенных пунктов, жизнь в которых целиком и полностью связана с деятельностью одного предприятия. Градообразующие предприятия очень часто ориентированы на экспорт, их самочувствие зависит от состояния мировой экономики, которое сейчас оставляет желать лучшего. Поэтому среди собственников – а это, как правило, крупные группы и компании, региональные бизнес-структуры, естественные монополии – оказалась популярной одна антикризисная мера: сокращение расходов на персонал.

Для решения проблем на корпоративном уровне снижаются зарплаты и премии, увольняют или отправляют в неоплачиваемые отпуска сотрудников, урезают социальные программы. При этом речь идет о 14 процентах всех городов страны, в которых живет 11 млн человек (7,7% населения России).

На уровне Правительства РФ считают, что каждый моногород должен получить свою антикризисную программу. Минрегион России совместно с Минпромторгом России и Минэкономразвития России, органами власти регионов и собственниками предприятий выявили системные проблемы. Для их решения разрабатывается комплекс мер, в котором будет два основных направления:

– во-первых, это создание городских антикризисных программ, которые, надо полагать, призваны в числе прочего быстро снять остроту социальных проблем;

– во-вторых, речь идет о создании рабочих мест, не связанных с основным видом производства на конкретной территории.

Иными словами, моногорода должны перестать быть таковыми, чтобы их население не зависело целиком и полностью от экономического состояния одного предприятия и настроений его владельцев.

География моногородов

5 ноября 2009 г. в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) состоялось заседание круглого стола по теме: «Моногорода: от тактики выживания к стратегии развития». Ранее, после кризиса 1998 года, Экспертный институт РСПП провел соответствующее исследование проблемы в рамках проекта «Монопрофильные города и градообразующие предприятия». В сформированный список монопрофильных городов вошли 467 городов и 332 поселка городского типа (ПГТ). Всего в них проживает 24,5 млн человек.

Большая часть монопрофильных поселений образована при предприятиях лесной и дерево-обрабатывающей промышленности (20% от их общего числа), машиностроения (17%), пищевой промышленности (14%), топливной промышленности (11%), оставшаяся часть распределена по ряду других отраслей.

В сформированном списке монопрофильных городов присутствуют города с самым широким диапазоном численности жителей: от 5–6 тыс. до городов с почти полумиллионным населением. Наиболее часто под определение «монопрофильности» попадают небольшие по масштабам России города с численностью населения до 50 тыс. жителей. Из общего числа почти в пятьсот городов наибольшее количество монопрофильных городов расположены в Центральном экономическом районе. Но если говорить о доле монопрофильных городов по отношению к общему числу городов, то самый большой процент таковых в Уральском экономическом районе (из 150 городов 88 монопрофильные). Большая доля ПГТ, являющихся монопрофильными, отмечена как в дальневосточных районах, так и в ряде регионов средней полосы России. Наибольшее число жителей монопрофильных населенных пунктов сосредоточено в Уральском экономическом районе – 4,5 млн человек, в Центральном и Западно-Сибирском экономических районах – в каждом свыше 3 млн. В ряде регионов высока доля населения, проживающего в монопрофильных городах: к примеру, в Тюменской области – 61%, в Свердловской – 44%, в Тульской – 40% [4, 5].

Подобное исследование на тему «Моногорода России: как пережить кризис?» в 2008 году проведено Институтом региональной политики (Москва). В исследовании отмечается, что монопрофильные города на протяжении десятилетий являются основой российской экономики. На их долю приходится порядка 40% суммарного ВРП Российской Федерации.

Программы господдержки 

Монопрофильные населенные пункты расположены практически повсеместно: в Европейской и Восточной частях России, на севере и на юге, вблизи крупных городов и в удаленных районах. В исследовании выделяется 460 монопрофильных населенных пунктов, которые концентрируют 25% населения. В течение продолжительного периода социальная среда моногородов находилась в непосредственной связи с производственным циклом.

Концепция территориально-производственных комплексов воплощалась в форме крупных промышленных городов в малоосвоенных районах, требующих создания полноценной социальной инфраструктуры. С распадом Советского Союза фактически исчезли территориально-производственные комплексы, а вместе с ними триада «природа – население – хозяйство»: социальная сфера моногородов, формально оставаясь в ведении местных властей, реально не поддерживалась никем [3]. 10 декабря 2009 г. Институт региональной политики провел круглый стол «Подходы к формированию долгосрочных инструментов развития монопрофильных городов» в Минрегионе России в преддверии заседания Общественного совета Минрегионразвития по теме «Монопрофильные города: анализ и пути оздоровления».

Опираясь на проведенные исследования, Правительство РФ выбрало 27 моногородов, наиболее нуждающихся в помощи государства. 22 декабря 2009 г. антикризисная комиссия Правительства РФ под руководством первого заместителя председателя Правительства И.И. Шувалова утвердила список моногородов, в которых в 2010 году будут действовать програм- мы господдержки.

29 января 2010 г. госкорпорация «Ростех нологии» обратилась с предложением к председателю Прави тельства РФ определить госкорпорацию, объединяющую оборонно-промышленный комплекс (ОПК), координатором проекта модернизации моногородов.

В письме это предложение объясняется тем, что большинство градообразующих предприятий входит в состав ОПК. Однако в списке Правительства РФ числится 335 моногородов, и лишь в 15-ти из них действуют градообразующие предприятия, находящиеся в составе ГК «Ростехнологии».

Реализация принципа устойчивого развития

Очевидно, что федеральных денежных средств на спасение всех моногородов не хватит. Это стало ясно уже с того момента, когда из моногородов начали поступать первые сигналы о помощи. Практические шаги органов власти и корпоративного сообщества показывают, что проблема моногородов гораздо глубже и нуждается в таком же глубоком научном исследовании. Вместе с тем, можно констатировать, что методологической основы решения проблемы промышленных монопрофильных городов до настоящего времени не выработано.

Следует особо обратить внимание, что мировым научным сообществом уже выработан подход к данной проблеме – это реализация принципа устойчивого развития, который является основополагающим принципом градостроительной деятельности и заключается в достижении баланса социальной, экономической, экологической, а также институциональной составляющих развития территориальных образований [1, 8].

Ранее нами уже отмечалось, что комплексному решению задачи устойчивого развития промышленных монопрофильных городов может отвечать экономическая теория города, действующая в совокупности с социальной, экологической и институциональной теориями города [1, 2].

Таким образом, решение данной проблемы заложено, в первую очередь, в выборе теоретико-методологической основы, позволяющей выстроить организационно-экономические механизмы таким образом, чтобы они способствовали предупреждению кризисных ситуаций в экономике промышленных моногородов, а также их дальнейшему устойчивому развитию.


Источники:
1. Загоруйко И. Ю. Вопросы экономической теории города и устойчивое развитие промышленных моногородов // Российское предпринимательство. 2010. – № 7.
2. Загоруйко И. Ю., Главацкий В. Б. Определение понятия «город» как концептуальная основа разработки механизмов устойчивого развития моногородов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. – № 15 (72), С. 29–33.
3. Моногорода России: как пережить кризис? Анализ социально-экономических проблем моногородов в контексте мирового финансово-экономического кризиса… М.: Институт региональной политики, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.regionalistica.ru/files/2009/monogoroda_crysis.doc (дата обращения: 01.06. 2010).
4. Монопрофильные города и градообразующие предприятия: аналитическое исследование проблемы градообразующих предприятий и моногородов в национальном масштабе / под ред. И. В. Липсица; Экспертный институт. – М.: Юридическая литература, 2005. – 115 с.
5. Монопрофильные города и градообразующие предприятия: база данных о градообразующих предприятиях и моногородах России / под ред. И. В. Липсица; Экспертный институт. – М.: ИД «Хроникер», 2000. – 312 с.
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 г. // Российская газета, 13 ноября 2009 г. – № 214.
7. Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 № 42 «Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Феде рации на 2010 год».
8. Пыткин А. Н., Загоруйко И. Ю. Постановка проблемы моногородов: поиск решений научным сообществом // Российское предпринимательство. 2010. № 4, вып. 2. – С. 132–137.