Постановка проблемы моногородов: поиск решений органами власти и корпоративным сообществом

Пыткин А.Н., Загоруйко И.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (165), Август 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Пыткин А.Н., Загоруйко И.Ю. Постановка проблемы моногородов: поиск решений органами власти и корпоративным сообществом // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 8. – С. 154-158.

Аннотация:
В статье рассматривается актуальная проблема развития моногородов, обострение которой вызвано мировым экономическим кризисом. Наличие проблемы констатируется органами власти, корпоративным и научным сообществом, имеет место резкая социальная реакция населения моногородов. В то же время мировым научным сообществом уже выработан подход к данной проблеме – это реализация принципа устойчивого развития, который является основополагающим принципом градостроительной деятельности. В статье обосновывается необходимость формирования методологической основы реализации этого принципа в условиях промышленных моногородов.

Ключевые слова: экономический кризис, устойчивое развитие, градообразующее предприятие, градозависимая экономика, промышленный моногород, экономическая теория города

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Начавшийся в 2008 году мировойэкономический кризис четкообозначил проблемы в разви-тии так называемых моногородов.Официально наличие такой проблемыв России констатировано в ПосланииПрезидента РФ Федеральному Собра-нию от 12 ноября 2009 г.

Правительством РФ одобрен перечень моногородов, в отношении которых будут разработаны и реализованы программы оздоровления. В 2010 году из федерального бюджета на эти цели выделено 10 млрд рублей в виде субсидий и еще 10 млрд рублей в виде кредитов регионам. При этом основной акцент сделан не на поддержке занятости на неэффективных градообразующих предприятиях, а на реструктуризации этих предприятий, создании альтернативных рабочих мест, диверсификации экономики моногородов, в том числе через формирование отдельных программ по развитию малого бизнеса в моногородах, включающие создание с привлечением бюджетных средств технопарков и бизнес-инкубаторов (на эти цели планируется выделить до 2 млрд рублей из общей суммы субсидий, предусмотренных на цели поддержки моногородов).

Острые проблемы более чем в 200 моногородах

Министерство регионального развития РФ считает, что системно решать острые проблемы сегодня необходимо более чем в 200 монопрофильных городах (моногородах). Кризис показал уязвимость населенных пунктов, жизнь в которых целиком и полностью связана с деятельностью одного предприятия. Градообразующие предприятия очень часто ориентированы на экспорт, их самочувствие зависит от состояния мировой экономики, которое сейчас оставляет желать лучшего. Поэтому среди собственников – а это, как правило, крупные группы и компании, региональные бизнес-структуры, естественные монополии – оказалась популярной одна антикризисная мера: сокращение расходов на персонал.

Для решения проблем на корпоративном уровне снижаются зарплаты и премии, увольняют или отправляют в неоплачиваемые отпуска сотрудников, урезают социальные программы. При этом речь идет о 14 процентах всех городов страны, в которых живет 11 млн человек (7,7% населения России).

На уровне Правительства РФ считают, что каждый моногород должен получить свою антикризисную программу. Минрегион России совместно с Минпромторгом России и Минэкономразвития России, органами власти регионов и собственниками предприятий выявили системные проблемы. Для их решения разрабатывается комплекс мер, в котором будет два основных направления:

– во-первых, это создание городских антикризисных программ, которые, надо полагать, призваны в числе прочего быстро снять остроту социальных проблем;

– во-вторых, речь идет о создании рабочих мест, не связанных с основным видом производства на конкретной территории.

Иными словами, моногорода должны перестать быть таковыми, чтобы их население не зависело целиком и полностью от экономического состояния одного предприятия и настроений его владельцев.

География моногородов

5 ноября 2009 г. в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) состоялось заседание круглого стола по теме: «Моногорода: от тактики выживания к стратегии развития». Ранее, после кризиса 1998 года, Экспертный институт РСПП провел соответствующее исследование проблемы в рамках проекта «Монопрофильные города и градообразующие предприятия». В сформированный список монопрофильных городов вошли 467 городов и 332 поселка городского типа (ПГТ). Всего в них проживает 24,5 млн человек.

Большая часть монопрофильных поселений образована при предприятиях лесной и дерево-обрабатывающей промышленности (20% от их общего числа), машиностроения (17%), пищевой промышленности (14%), топливной промышленности (11%), оставшаяся часть распределена по ряду других отраслей.

В сформированном списке монопрофильных городов присутствуют города с самым широким диапазоном численности жителей: от 5–6 тыс. до городов с почти полумиллионным населением. Наиболее часто под определение «монопрофильности» попадают небольшие по масштабам России города с численностью населения до 50 тыс. жителей. Из общего числа почти в пятьсот городов наибольшее количество монопрофильных городов расположены в Центральном экономическом районе. Но если говорить о доле монопрофильных городов по отношению к общему числу городов, то самый большой процент таковых в Уральском экономическом районе (из 150 городов 88 монопрофильные). Большая доля ПГТ, являющихся монопрофильными, отмечена как в дальневосточных районах, так и в ряде регионов средней полосы России. Наибольшее число жителей монопрофильных населенных пунктов сосредоточено в Уральском экономическом районе – 4,5 млн человек, в Центральном и Западно-Сибирском экономических районах – в каждом свыше 3 млн. В ряде регионов высока доля населения, проживающего в монопрофильных городах: к примеру, в Тюменской области – 61%, в Свердловской – 44%, в Тульской – 40% [4, 5].

Подобное исследование на тему «Моногорода России: как пережить кризис?» в 2008 году проведено Институтом региональной политики (Москва). В исследовании отмечается, что монопрофильные города на протяжении десятилетий являются основой российской экономики. На их долю приходится порядка 40% суммарного ВРП Российской Федерации.

Программы господдержки

Монопрофильные населенные пункты расположены практически повсеместно: в Европейской и Восточной частях России, на севере и на юге, вблизи крупных городов и в удаленных районах. В исследовании выделяется 460 монопрофильных населенных пунктов, которые концентрируют 25% населения. В течение продолжительного периода социальная среда моногородов находилась в непосредственной связи с производственным циклом.

Концепция территориально-производственных комплексов воплощалась в форме крупных промышленных городов в малоосвоенных районах, требующих создания полноценной социальной инфраструктуры. С распадом Советского Союза фактически исчезли территориально-производственные комплексы, а вместе с ними триада «природа – население – хозяйство»: социальная сфера моногородов, формально оставаясь в ведении местных властей, реально не поддерживалась никем [3]. 10 декабря 2009 г. Институт региональной политики провел круглый стол «Подходы к формированию долгосрочных инструментов развития монопрофильных городов» в Минрегионе России в преддверии заседания Общественного совета Минрегионразвития по теме «Монопрофильные города: анализ и пути оздоровления».

Опираясь на проведенные исследования, Правительство РФ выбрало 27 моногородов, наиболее нуждающихся в помощи государства. 22 декабря 2009 г. антикризисная комиссия Правительства РФ под руководством первого заместителя председателя Правительства И.И. Шувалова утвердила список моногородов, в которых в 2010 году будут действовать програм- мы господдержки.

29 января 2010 г. госкорпорация «Ростех нологии» обратилась с предложением к председателю Прави тельства РФ определить госкорпорацию, объединяющую оборонно-промышленный комплекс (ОПК), координатором проекта модернизации моногородов.

В письме это предложение объясняется тем, что большинство градообразующих предприятий входит в состав ОПК. Однако в списке Правительства РФ числится 335 моногородов, и лишь в 15-ти из них действуют градообразующие предприятия, находящиеся в составе ГК «Ростехнологии».

Реализация принципа устойчивого развития

Очевидно, что федеральных денежных средств на спасение всех моногородов не хватит. Это стало ясно уже с того момента, когда из моногородов начали поступать первые сигналы о помощи. Практические шаги органов власти и корпоративного сообщества показывают, что проблема моногородов гораздо глубже и нуждается в таком же глубоком научном исследовании. Вместе с тем, можно констатировать, что методологической основы решения проблемы промышленных монопрофильных городов до настоящего времени не выработано.

Следует особо обратить внимание, что мировым научным сообществом уже выработан подход к данной проблеме – это реализация принципа устойчивого развития, который является основополагающим принципом градостроительной деятельности и заключается в достижении баланса социальной, экономической, экологической, а также институциональной составляющих развития территориальных образований [1, 8].

Ранее нами уже отмечалось, что комплексному решению задачи устойчивого развития промышленных монопрофильных городов может отвечать экономическая теория города, действующая в совокупности с социальной, экологической и институциональной теориями города [1, 2].

Таким образом, решение данной проблемы заложено, в первую очередь, в выборе теоретико-методологической основы, позволяющей выстроить организационно-экономические механизмы таким образом, чтобы они способствовали предупреждению кризисных ситуаций в экономике промышленных моногородов, а также их дальнейшему устойчивому развитию.


Источники:

1. Загоруйко И. Ю. Вопросы экономической теории города и устойчивое развитие промышленных моногородов // Российское предпринимательство. 2010. – № 7.
2. Загоруйко И. Ю., Главацкий В. Б. Определение понятия «город» как концептуальная основа разработки механизмов устойчивого развития моногородов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. – № 15 (72), С. 29–33.
3. Моногорода России: как пережить кризис? Анализ социально-экономических проблем моногородов в контексте мирового финансово-экономического кризиса… М.: Институт региональной политики, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.regionalistica.ru/files/2009/monogoroda_crysis.doc (дата обращения: 01.06. 2010).
4. Монопрофильные города и градообразующие предприятия: аналитическое исследование проблемы градообразующих предприятий и моногородов в национальном масштабе / под ред. И. В. Липсица; Экспертный институт. – М.: Юридическая литература, 2005. – 115 с.
5. Монопрофильные города и градообразующие предприятия: база данных о градообразующих предприятиях и моногородах России / под ред. И. В. Липсица; Экспертный институт. – М.: ИД «Хроникер», 2000. – 312 с.
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 г. // Российская газета, 13 ноября 2009 г. – № 214.
7. Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 № 42 «Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Феде рации на 2010 год».
8. Пыткин А. Н., Загоруйко И. Ю. Постановка проблемы моногородов: поиск решений научным сообществом // Российское предпринимательство. 2010. № 4, вып. 2. – С. 132–137.

Страница обновлена: 27.03.2024 в 09:43:55