Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций

Орлов А.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (28), Апрель 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Орлов А.И. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 4. – С. 78-84.

Аннотация:
(Окончание. Начало в 2/2002). Особенностью предпринимательской деятельности, осуществляемой общественным объединением, является то, что при наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица в совершении сделки от ее имени необходимо предварительное одобрение ее коллегиальным органом, что аналогично сходным нормам, применяемым к деятельности коммерческих организаций при осуществлении их руководителями подобных действий.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, некоммерческие организации, общественные организации

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Особенностью предпринимательской деятельности, осуществляемой общественным объединением, является то, что при наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица в совершении сделки от ее имени необходимо предварительное одобрение ее коллегиальным органом, что аналогично сходным нормам, применяемым к деятельности коммерческих организаций при осуществлении их руководителями подобных действий.

Общественные и религиозные организации реорганизуются и ликвидируются по общим правилам, установленным для юридических лиц (за исключением не установленного для них действующим законодательством банкротства).

При этом возможна как их добровольная, так и принудительная (по решению суда) ликвидация. Остаток имущества организации после ликвидации подлежит использованию в целях, предусмотренных уставом или решением ее высшего органа, а если таковые не установлены, - в целях, определенных решением суда. Это имущество не должно распределяться между участниками организации, поскольку они не вправе получать какие-либо доходы от своего участия в ней. В то же время на практике имеют место факты, когда уставы некоммерческих организаций предусматривают возможность распределения имущества между участниками в случае их ликвидации.

Еще одним характерным, с точки зрения отношения к предпринимательской деятельности, видом некоммерческой организации являются учреждения. Они имеют статус юридического лица. Создаются собственниками для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируются полностью или частично учредителем. То есть уже при формировании статуса учреждения законодателем заложена потенциальная необходимость осуществления учреждением дополнительной деятельности, которая в силу частичного финансирования учредителем не может быть никакой иной, кроме как предпринимательской.

Учреждения подразделяются на три вида:

1) обладающие властными полномочиями (государственные и муниципальные органы исполнительной власти). Они имеют право издавать нормативные акты и предписания. Финансирование таких учреждений осуществляется из бюджета;

2) учреждения, не обладающие полномочиями (больница, библиотека, музей, театр, картинная галерея и другие, создаваемые для удовлетворения социальных потребностей и финансируемые также преимущественно из бюджета;

3) образовательные учреждения, деятельность которых регулируется Федеральным законом об образовании, предусматривающим освобождение образовательных учреждений от всех налогов, включая плату за землю.

Учредителями являются собственник имущества и (или) уполномоченные на то государственные органы. Образовательные учреждения могут быть созданы государственными органами, а также любыми физическими и юридическими лицами. Учреждения первого вида не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью.

Учреждения второго вида могут заниматься предпринимательской деятельностью. Четких ограничений видов предпринимательской деятельности, которыми такие учреждения не вправе заниматься, закон не устанавливает.

Образовательные учреждения (как государственные, так и негосударственные) имеют право заниматься предпринимательской деятельностью, виды которой определены законом.

Собственник имущества самостоятельно определяет условия пользования им в уставе учреждения (или в положении о нем). Собственник-учредитель определяет цели деятельности учреждения и его задачи. Собственник или уполномоченный им орган назначает исполнительный орган.

Учреждение обычно финансируется собственником по смете, в которой строго установлены виды расходов и размер выделяемых им средств. Имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Отчуждение или иное распоряжение данным имуществом без согласия собственника невозможно.

Уставом или положением об учреждении может быть разрешено осуществление некоторых видов деятельности, приносящих доход. Получаемые при этом средства, как и приобретаемое на них имущество, остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, но не становятся собственностью учреждения.

Учреждение не вправе создавать другие юридические лица, поскольку это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника. Однако создание им юридических лиц возможно за счет доходов от разрешенной предпринимательской деятельности или приобретенного на них имущества.

В отличие от других видов юридических лиц учреждения несут ответственность перед кредиторами не всём своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает субсидиарная ответственность их собственников-учредителей. Поэтому по отношению к ним процедура банкротства не предусмотрена.

Учреждение может быть реорганизовано, в том числе преобразовано в автономную некоммерческую организацию, в фонд или хозяйственное общество. Для государственных и муниципальных учреждений это допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. Ликвидация учреждения осуществляется по общим правилам гражданского законодательства, причем остаток имущества поступает в собственность учредителя, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами РФ и учредительными документами учреждения.

Следующей своеобразной формой некоммерческой организации является фонд. Он является некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной физическими и (или) юридическими лицами на основании добровольных взносов, преследующей благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели.

Число учредителей не ограничено. Минимальный состав учредителей ‑ одно лицо.

Фонд действует на основании устава, утвержденного учредителями. Устав фонда должен содержать:

‑ его наименование, включающее слово "фонд";

‑ цель его создания;

‑ сведения об органах фонда, в том числе о попечительском совете;

‑ описание процедуры назначения и освобождения должностных лиц фонда;

‑ данные о местонахождении фонда;

‑ описание порядка распоряжения имуществом фонда в случае его ликвидации.

Устав может быть изменен соответствующими органами фонда, органом, уполномоченным осуществлять надзор за деятельностью фонда, либо по суду при возникновении непредвиденных обстоятельств. Фонд может быть ликвидирован только на основании судебного решения.

Имущество, переданное фонду учредителями, является его собственностью. Фонд, как и некоторые иные некоммерческие организации, должен ежегодно публиковать отчеты об использовании имущества.

Порядок управления фондом определяется уставом, в котором может быть предусмотрено образование коллегиального или единоличного исполнительного органа.

Фонду разрешается заниматься предпринимательской деятельностью, которая соответствует его целям. Они могут создавать хозяйственные общества и участвовать в их деятельности. Учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по обязательствам учредителей. Фонд отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание. Учредители (участники) фонда не имеют членства. Имущественная основа ‑ добровольные имущественные взносы учредителей для достижения социально-культурных, благотворительных, образовательных и иных общественно полезных целей. Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда. Тем самым исключается и их ответственность по долгам фонда.

Фонд создается по решению учредителей, утверждающих его устав. Его особенностью является то, что в нем, помимо общих для всех юридических лиц данных, должны содержаться сведения о целях деятельности фонда, его органах, в том числе о попечительском совете, о порядке распоряжения имуществом фонда в случае его ликвидации. Закон ограничивает возможности внесения поправок в устав фонда исполнительными органами, что препятствует изменению статуса фонда вопреки воле учредителей. Изменения могут вноситься указанными органами самостоятельно лишь в тех случаях, когда устав (утверждённый учредителями фонда) прямо разрешает это, а при отсутствии таких указаний ‑ только по решению суда при наличии условий, предусмотренных законом.

В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и публично-правовые образования ‑ государство, его субъекты; административно-территориальные образования-города, поселки, селения и т. д. Учредитель может быть единственным (единоличным).

Важнейшей особенностью фонда является способ формирования его имущества и распоряжения им. Фонд может безвозмездно получать любое имущество от любых физических и юридических лиц в виде пожертвований и самостоятельно осуществлять благотворительную деятельность, передавая имущество по своему усмотрению на цели, не запрещенные действующим законодательством.

Учредители фонда имеют право контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондом имущества. Для этого ими создается попечительский совет фонда с участием учредителей или их представителей и иных авторитетных в обществе лиц. Попечительский совет ‑ высший орган фонда, осуществляет надзор за всей деятельностью организации, ее исполнительных органов и должностных лиц. В фонде могут образовываться коллегиальный (правление, совет и т.п.) и единоличный (президент, председатель и т.п.) исполнительные органы, обычно назначаемые или утверждаемые попечительским советом.

Фонд не может распределять полученное имущество между учредителями или сотрудниками. Наряду со взносами учредителей и другими пожертвованиями он вправе использовать для пополнения своего имущества результаты собственной предпринимательской деятельности, которая, как в иных некоммерческих организациях, непосредственно должна служить достижению целей фонда и полностью соответствовать им. На таких же условиях фондам разрешено создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества в качестве их единственного учредителя.

Фонды могут реорганизовываться по решению их учредителей или назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц. Закон предусматривает также особый порядок ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного фондами имущества, в частности при их самоликвидации, ликвидация фонда допускается только по решению суда. При этом остаток имущества направляется на цели, предусмотренные уставом фонда или на благотворительные цели, а при невозможности использования его таким способом обращается в доход государства, но не распределяется среди учредителей (участников).

Единственной формой некоммерческой организации (за исключением учреждений первого вида), которой прямо запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, является ассоциация (союз). Причем, видимо, на случай, если ее учредители все же поручат ей в нарушение установленной нормы осуществлять таковую, закон предусмотрел, что в этом случае она должна либо сама реорганизоваться в коммерческую организацию (хозяйственное общество), либо учредить таковое для осуществления предпринимательской деятельности.

Это ограничение представляется весьма удачным в той части, что при неопределенности перечня видов деятельности, которой разрешено заниматься иным некоммерческим организациям, на практике возникают интересные ситуации.

Например, руководитель одного учреждения (музея) заключила с индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица договор на реализацию картофеля на сумму 10000000 (один миллион) рублей. После продажи картофеля она перечислила полученную денежную сумму, но по другому закупочному договору, по которому товар поставлен не был, а коммерческая организация, в чей адрес эти деньги были перечислены, обанкротилась. Предприниматель предъявил иск к музею и арбитражный суд этот иск удовлетворил в полном размере. Однако в связи с тем, что на расчетном счете денег у музея не было, обеспечить свои требования он не смог. Тогда, основываясь на нормах законодательства о том, что при недостатке денежных средств у учреждения ответственность несет учредитель, каковым являлась мэрия, предприниматель предъявил иск к мэрии, который был удовлетворен.

Анализ рассмотренных норм и практики их применения свидетельствует о том, что предпринимателям и коммерческим организациям, заключающим хозяйственные договоры и коммерческие сделки с некоммерческими организациями, следует иметь в виду их юридическую природу и особенности пределов их ответственности по обязательствам, ибо при крупных сделках с некоммерческими организациями кредиторы соответственно крупно рискуют, поскольку у многих из них в силу их статуса нет надлежащего обеспечения.

Возможно, некоторые положения вызовут у читателей предложения или вопросы. Автор будет признателен читателям, направившим их по адресу: aleksandrorlov@mtu-net.ru


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:14:18