Концептуальная модель управления созданием и развитием конкурентоспособных машиностроительных предприятий

Андреев В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (163), Июль 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Андреев В.Н. Концептуальная модель управления созданием и развитием конкурентоспособных машиностроительных предприятий // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 7. – С. 106-111.

Аннотация:
В статье рассматривается концептуальная модель системы управления созданием и развитием конкурентоспособных машиностроительных предприятий. Применение данной системы позволит организациям сформировать устойчивые конкурентные преимущества за счет проведения обоснованного технического перевооружения и эффективного управления технологическим капиталом в рамках выбранной стратегии развития.

Ключевые слова: система управления, машиностроительные предприятия, конкурентоспособность предприятия, техническое перевооружение, управление созданием и развитием производства, технологический капитал предприятия, качество производственного менеджмента



Проведенные исследования показывают, что большинство проблем предприятий вызваны применением устаревших, неэффективных технологий управления, причем не только в области общего и финансового менеджмента, управления продажами и персоналом, но и в сфере управления производством. Поэтому представляется актуальным исследовать проблемы стратегического управления развитием машиностроительных предприятий.

В этой связи достаточно сложной научно-практической задачей является разработка научно обоснованной концептуальной модели управления. От успешного ее решения зависят требования к формированию и возможность построения в дальнейшем системы управления созданием и развитием конкурентоспособных машиностроительных предприятий (СУСиР КСМП).

Стратегии имитатора и консерватора

Стартовой точкой разработки СУСиР КСМП является анализ эффективности существующей стратегии и формирование (либо актуализация) стратегии развития предприятия. В качестве базовых при выборе соответствующей стратегии развития предлагается рассматривать стратегию лидера, стратегию имитатора и стратегию консерватора [4].

Для стратегии лидера характерна инновационность продуктовой политики, новизна применяемых конструкторских и технологических решений, ориентация на лучшие достижения науки и техники. Необходимо отметить, что именно реализация данной стратегии позволяет предприятию сформировать долгосрочные конкурентные преимущества, выдвигая при этом наиболее высокие требования к качеству управления.

Отличие стратегии имитатора от стратегии консерватора заключается в следующем. В первом случае предполагается копирование уже существующих продуктовых и технологических решений, доказавших свою эффективность в других компаниях, а во втором – консервация в неизменном виде существующего производственно-технологического потенциала предприятия.

Стратегия консерватора может быть в ряде случаев оправдана ограниченными инвестиционными возможностями предприятия, а также наличием внешних факторов, обеспечивающих локальную конкурентоспособность предприятия на четко очерченном товарном рынке.

Способы реализации стратегии

Способами реализации стратегии развития машиностроительного предприятия выступают:

– создание нового производства, что, безусловно, требует больших затрат всех видов ресурсов;

– осуществление технического перевооружения или модернизации существующего производства.

По сравнению с созданием нового производства, проекты по техническому перевооружению и модернизации при прочих равных условиях характеризуются относительно меньшими затратами ресурсов и обеспечивают более высокую скорость достижения запланированных результатов.

Разработка любой сложной системы требует взаимосвязанного осуществления работ по созданию и совершенствованию системы. Это может быть достигнуто только при использовании системного, проектного и ценностного подходов к управлению, которые формируют теоретический базис разработки концепции управления созданием и развитием КСМП [2].

Процесс управления созданием и развитием КСМП можно определить как комплекс процедур выбора и принятия управленческих решений, направленных на формирование и постоянное развитие устойчивых в долгосрочной перспективе конкурентных преимуществ за счет воздействия на стоимостнообразующие материальные и нематериальные факторы технологического характера.

В рамках реализации системного подхода к управлению был проведен анализ зарубежного и российского опыта осуществления стратегий развития машиностроительных предприятий. На основе результатов данного анализа, а также исследования технологических факторов управления конкурентоспособностью и стоимостью предприятия было установлено следующее. Агрегированными объектами управления в рамках СУСиР КСМП являются совокупность проектов по созданию нового или развитию существующего производства и технологический капитал предприятия.

Технологический капитал

Технологический капитал (ТК) предприятия в рамках настоящего исследования предлагается понимать следующим образом. Это совокупность объектов, формирующих активную часть основных производственных фондов, а также нематериальных активов (НА), включающих знания о процессах производства продукции и знания о процессах управления производством.

Между агрегированными объектами управления в рамках СУСиР КСМП, безусловно, существует взаимосвязь. Успешная реализация проектов по созданию или развитию производства должна приводить к увеличению стоимости ТК, что и является стратегической целью функционирования СУСиР КСМП. В то же время, справедливой является постановка в качестве самостоятельной локальной цели обеспечения конкурентоспособности предприятия совершенствование технологических процессов, что может быть осуществлено в рамках проектного подхода.

Формирование совокупности целей и задач управления созданием и развитием производства, необходимых для разработки СУСиР КСМП, может быть осуществлено только в разрезе конкретных объектов управления. С этой целью должна быть осуществлена декомпозиция агрегированных объектов управления, которую целесообразно проводить:

– по этапам проектов по созданию и развитию КСМП (этап моделирования, этап технологической реализации и этап эксплуатации) [1];

– по структуре ТК (активная часть основных производственных фондов и НА, связанные с производством). Задачи управления ТК в общем виде включают: создание НА, их инвентаризацию, систематизацию, оценку, выбор режима правовой защиты и использование.

Определение объектов управления создает основу для выявления цели управления по каждому из объектов, а также для установления характера этой цели (постоянная, текущая или разовая). Определение задач, которые должны быть выполнены для достижения поставленной цели, а также выбор адекватного организационно-экономического инструментария зависит от степени готовности менеджмента предприятия к реализации данных задач, которая может быть оценена на основе анализа качества производственного менеджмента (ПМ).

Оценка качества производственного менеджмента

При разработке метода оценки качества ПМ за основу также был взят ценностный подход, который дает четкое определение критерия эффективности системы управления предприятием – прирост ценности предприятия [3]. Выдвижение данного критерия эффективности предполагает выполнение оценки качества ПМ по элементам цепочки создания ценности.

В данном случае в целях обеспечения точности и достоверности оценки качества ПМ необходимо детализировать цепочку создания ценности в соответствии с предпроизводственным и производственным этапами жизненного цикла продукции.

Цепочка создания ценности в данном случае имеет следующий вид:

1) опытно-конструкторские разработки;

2) техническая подготовка производства, включающая конструкторскую и технологическую;

3) процессы, связанные с изменением геометрических характеристик и физико-механических свойств;

4) внутренняя транспортировка;

5) складирование;

6) испытания и контроль.

Для оценки качества ПМ необходимо в разрезе каждого элемента детализированной цепочки создания ценности сформировать совокупность единичных показателей, объединенных в группы показателей эффективности, результативности и превентивности. Цель управления может быть достигнута:

– когда организационные процессы будут эффективными, т.е. обеспечивают получение наилучших результатов на единицу затрат соответствующих ресурсов;

– когда организационные процессы будут результативными, т.е. обеспечат достижение запланированных результатов;

– когда организационные системы обладают превентивностью, т.е. способностью к предотвращению различных угроз до того, как возникнет необходимость в принятии крайних мер для их нейтрализации.

Проведение оценки единичных относительных показателей по выделенным группам в разрезе элементов цепочки создания ценности, а затем определение комплексных и интегрального показателей является базой для уточнения выбора объектов управления и определения содержания, полноты и глубины реализации задач управления. Очевидно, что в случае выявления низкого качества ПМ включение в число первоочередных задач управления развитием КСМП оценки стоимости ТК вряд ли будет рациональным.

Проведенные исследования и апробация разработанной системы на предприятии показали следующее. Предлагаемая концептуальная модель управления созданием и развитием КСМП позволяет:

– сформировать долгосрочные устойчивые конкурентные преимущества;

– оптимизировать структуру и увеличить стоимость ТК за счет нематериальных факторов;

– повысить эффективность управления проектами по техническому перевооружению и модернизации производства.


Источники:

1. Бирбраер Р.А., Альтшулер И.Г. Основы инженерного консалтинга: технология, экономика, организация. – М.: Дело, 2007. – 232 с.
2. Еленева Ю.Я., Просвирина М.Е. Андреев В.Н. Теоретические основы разработки системы управления созданием и развитием конкурентоспособных машиностроительных предприятий // Российское предпринимательство. – 2010. – № 5 (2). – С. 144–149.
3. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. / Пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2008. – 576 с.
4. Российская промышленность на этапе роста: факторы конкурентоспособности фирм. / Под ред. К.Р. Гончар и Б.В.Кузнецова. – М.: Вершина, 2008. – 480 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:17:53