Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2010

Бюджетные полномочия участников государственного финансового контроля

Лукин Андрей Геннадьевич, доцент кафедры финансового управления Самарского государственного технического университета, начальник отдела внутреннего контроля Управления федерального казначейства по Самарской области, Россия

Budgetary Authorities of the Participants of the State Financial Control - View in English

 Читать текст

Аннотация:
На сегодняшний день государственный финансовый контроль в России имеет такую особенность, что сбором и предоставлением информации разным заинтересованным пользователям занимается ряд органов, выполняющих, по сути, аналогичные функции. В статье предлагается один из способов решения этой проблемы.
Цитировать публикацию:
Лукин А.Г. Бюджетные полномочия участников государственного финансового контроля // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 7. – С. 24-28.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Государство, формируя денежные потоки, вынуждено оперативно реагировать на изменения, которые противоречили бы принятой кредитно-денежной политике и могли бы привести к нежелательным результатам. Своевременному выявлению этих изменений призван служить, прежде всего, государственный финансовый контроль.

Сегодня в Российской Федерации принята концепция государственного финансового контроля как основного направления реализации функции контроля в сфере бюджетных отношений [3]. Хотя полного отказа от негосударственного финансового контроля нет, он в качестве обязательного аудита присутствует в ходе контроля за деятельностью государственных унитарных и автономных предприятий.

Система государственного финансового контроля

Государственный (муниципальный) финансовый контроль определяется как деятельность уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления по контролю:

– над обеспечением соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

– подтверждением достоверности, полноты и соответствия бюджетной отчетности нормативным требованиям;

– повышением экономности, результативности и эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [3].

Формы и порядок осуществления финансового контроля в бюджетной сфере установлен Бюджетным кодексом РФ (БК РФ).

На федеральном уровне субъектами государственного финансового контроля являются (см. рис. ниже):

– Счетная палата РФ;

– Главное контрольное управление Президента РФ;

– Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного и валютного надзора, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная налоговая служба и др.);

– главные распорядители средств федерального бюджета (ГРБС).

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Рис. Система государственного финансового контроля
в бюджетной сфере Российской Федерации

Бюджетные полномочия

Полномочия по осуществлению государственного финансового контроля указанных участников закреплены в законах Российской Федерации. Их изучение позволило синтезировать и сравнить функции участников государственного финансового контроля федерального уровня – Счетной палаты РФ, Федеральной службы финансово-бюджетного и валютного надзора РФ (в таблице – ФБН) Федерального казначейства (в таблице – ФК) и главных распорядителей бюджетных средств (в таблице – ГРБС) (см. табл. на с. 27).

Таблица показывает, что различные органы государственного финансового контроля осуществляют анализ одной и той же информации. При этом заинтересованные пользователи информации у различных участников государственного финансового контроля разные. У Счетной палаты – Совет Федерации РФ, у вневедомственного контроля – Минфин России и Правительство РФ, у ведомственного контроля – руководство главного распорядителя бюджетных средств.

Реформирование системы государственного финансового контроля

Одна и та же по составу информация, но собранная различными органами, поступает различным пользователям. Налицо главное противоречие существующей системы государственного финансового контроля в Российской Федерации – отсутствие единого центра, который, с одной стороны, собирал бы необходимую информацию от различных участников системы, осуществляя при этом координацию их действий, а с другой, направлял бы её заинтересованным пользователям.

Идет активная работа по реформированию системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. Как уже отмечалось, организация и осуществление государственного финансового контроля напрямую зависит от финансовой, а в Российской Федерации – от бюджетной политики государства, которая находится сегодня в стадии реформирования. Итогом этих реформ должно стать создание единой системы финансового контроля, которая объединила бы на единых принципах и стандартах сегодняшних разрозненных участников государственного финансового контроля.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. 2. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
3. Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Одобрена на заседании Президиума Правительства Российской Федерации 20.05.2010.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».
5. Приказ Минфина России от 25.12.2008 № 146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля».