Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2010

Монополистическая и олигополистическая конкуренция как экзогенный фактор роста масштабов и концентрации производства

Самородова Елена Михайловна, Доцент кафедры экономической теории и мировой экономики Орловского государственного института экономики и торговли, Россия

Monopolistic and Oligopolistic Competition as an Exogenous Factor of Growth of Production Scale and Concentration - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 29

Аннотация:
Ускорение процессов концентрации производства и капитала является одной из объективных тенденций развития современных экономических систем. Концентрация производства функционально опосредуется монополистической и олигополистической1 конкуренцией, пособствующей накоплению капитала. Несовершенная конкуренция предполагает инвестиции в НИОКР для достижения онкурентных преимуществ, ведущих к временному монопольному положению, которое открывает возможности для новых инвестиций и новаций. Результатом этого является научно-технический прогресс.
Цитировать публикацию:
Самородова Е.М. Монополистическая и олигополистическая конкуренция как экзогенный фактор роста масштабов и концентрации производства // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 8. – С. 12-17.

В настоящее время в большинстве случаев объемы рынка для крупного производителя определяются размерами его рыночного сегмента по отношению к другим производителям, присутствующим в отрасли. При этих обстоятельствах условием концентрации капитала и производства становится наличие возможностей расширения доли рынка, пределом которой становится монополия. И монополия не выступает как цель концентрации, в большинстве случаев она является ее последствием.

В этой связи концентрация создает объективные предпосылки для последующего образования рыночных структур несовершенной конкуренции.

Во-первых, укрупнение производства требует большего масштаба рынка и охватывает физически весь объем отраслевого рынка. Во-вторых, за счет накопления изменяется органическое строение капитала в сторону его технического совершенства, что, в свою очередь, обеспечивает реализацию положительного эффекта роста масштабов производства и снижение стоимости продукции.

В результате, низкая цена конечной продукции становится барьером для вступления в отрасль мелких производителей. Таким образом, в настоящее время монополия не является целью и неожиданным последствием роста масштабов производства, а становится, скорее, средством, способом существования крупного предприятия в современной конкурентной среде, характеризующейся небольшим количеством участников и непредсказуемостью технических сдвигов.

Монополия, олигополия и современный рынок

На фоне концентрации производства наблюдается своеобразная эволюционная трансформация свободной конкуренции в конкуренцию монополистическую, монополии в олигополию. В итоге образуется некая усредненная структура, исключающая конфронтацию монополии и конкуренции. Имеет место диффузия противоположных форм рынка.

Монополия становится и стимулом, и средством современного развития, характеризующегося резкими технологическими сдвигами. В условиях монополистической конкуренции и особенно конкуренции олигополистической относительное монопольное положение дает возможность получать сверхприбыль, в то время как временность и непостоянство подобного положения заставляют эту прибыль направлять на развитие технологии.

Конфронтация и взаимоисключение механизмов совершенной конкуренции и чистой монополии сегодня в целом преодолена. И хотя модели рынка чистой монополии и рынка совершенной конкуренции присущи современным экономическим системам, их существование носит фрагментарный характер. Эти модели закономерно вытеснются олигополистическими структурами и рынками монополистической конкуренции, оптимально удовлетворяющим современным экономическим условиям.

Неопределенность, непредсказуемость современного рынка, его динамизм делают его исходно монополистическим. Действительно, в условиях монополистической и олигополистической конкуренции фирмы стремятся за счет новой номенклатуры выпускаемой продукции хотя бы временно получить господствующее монопольное положение.

Соотношение доли рынка и получаемой прибыли

Монопольная сверхприбыль используется для разработки новой технологии, а также компенсации рисков ее рыночной адаптации. В конечном итоге монопольная сверхприбыль, полученная в результате монопольного положения в настоящем, используется для более интенсивного накопления капитала, совершенствования технологии, что должно обеспечить новое монопольное положение в будущем.

Накопление капитала сегодня связано с накоплением монопольной сверхприбыли в рамках циклической зависимости (см. рис. ниже).

Рис. Циклический характер монопольного накопления как условие
непрерывного развития крупной корпорации

Исследования показывают, что существует прямая зависимость между контролируемой фирмой долей рынка и успехом ее деятельности. Западные экономисты выявили следующую зависимость. Если доля рынка предприятия не превышает 7%, то его норма прибыли не превышает 10%. При увеличении доли рынка до 18% норма прибыли возрастает до 14%.

Если доля рынка составляет не более 22%, то норма прибыли не превысит 18%. Но как только доля рынка начинает превышать 33–35%, норма прибыли резко возрастает до уровня 32% [2].

То есть, чем больше доля рынка предприятия, тем больше его оборот, а при одновременном увеличении нормы прибыли, сумма прибыли будет расти большими темпами, чем у конкурентов с меньшей долей рынка. Эта зависимость подтверждается данными официальной российской статистики по отраслям промышленности, приведенными в табл. (см. выше).

Таблица

Зависимость уровня рентабельности продаж от уровня концентрации
(по отраслям) [2]

Монополия и НТП

Каждая фирма стремится получить большую долю рынка, поскольку это предполагает возможность получения большей прибыли. Сущность конкуренции на современных рынках проявляется в движении каждой конкурирующей фирмы к монополии. 

Характер рынка складывается из стремления каждой конкурирующей фирмы к монополии для себя.

Лидерство в отношении большей доли рынка и большей нормы прибыли связано с получением фирмой значительных конкурентных преимуществ для более интенсивного накопления капитала, реализации положительного эффекта масштаба, обновления и совершенствования технологической базы. Соответственно, это требует значительных инвестиций. В этом отношении монополистическая конкуренция (не исключаем и вариант олигополистической конкуренции) несет в себе и стимул, и условие ускоренного накопления капитала, его концентрацию на современном этапе.

Монополия как фрагмент монополистической конкуренции или олигополии является функционально вплетенной в структурный процесс капиталистического накопления, который характеризуется высоким уровнем концентрации производства и капитала и ускорением НТП. В этом случае монополия становится условием НТП, а не сдерживающим фактором, как это зачастую предполагается. «Ослабление ценовой конкуренции выдвинуло на первый план конкуренцию в области качества и послепродажного обслуживания. Связанные с этим дополнительные издержки покрываются за счет монопольной цены. Борьба за повышение качества превратилась в столбовую дорогу НТП» [3].

Олигополия, инвестиции и инновации

Сегодня процессы концентрации производства функционально опосредуются монополистической и олигополистической конкуренцией, обеспечивающей условия и дополнительные предпосылки концентрации и накопления капитала. На современном этапе развития экономических систем экзогенные (монополистическая конкуренция, олигополистическая конкуренция) и эндогенные (концентрация и технологическое обновление) факторы роста масштабов и концентрации производства взаимообуславливают друг друга, становясь функциональными составляющими единого целостного процесса накопления капитала.

Многие экономисты рассматривают обособленно внутренние причины роста масштабов производства и внешний процесс образования монополий как последствие данного роста, игнорируя при этом обратное функциональное влияние олигополистической конкуренции на процесс инновационного роста производства. С одной стороны, они подтверждают факт концентрации НИОКР на базе крупных корпораций, с другой стороны, корпорации отожествляются с монополией, которая, по их мнению, препятствует техническому прогрессу, являясь главным сдерживающим фактором прогресса экономического.

В действительности олигополистическая конкуренция, инвестиции в НИОКР, исходный уровень концентрации производства функционально взаимосвязывают и взаимообуславливают друг друга как нераздельные моменты единого процесса накопления капитала и роста масштабов производства.

Олигополистическая конкуренция предполагает инвестиции в НИОКР для достижения конкурентных преимуществ, ведущих к временному монопольному положению, которое, в свою очередь, открывает возможности для новых инвестиций.

Монопольное положение и формирование резерва монопольной сверхприбыли в крупных корпорациях становится в современных условиях главным фактором прогрессивных структурно-динамических преобразований в экономике.


Источники:
1. Империализм – монополистический капитализм. / Под ред. В.В. Мотылева. – М.: Высшая школа, 1988. – С. 14.
2. Экономика отрасли: Учебное пособие. / Сост. Н.Н. Пушина. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elective.ru/arts/eko01-k0250-p14596.phtml.
3. Шемятенков В.Г. Между стихией и планомерностью. – М.: Мысль, 1987. – С. 159.
4. Швецов Д.Е. Сравнительный анализ государственной инновационной политики стран мировой «триады». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geopub.narod.ru/student/shvecov/1/5.htm.
5. Курченков В.В. Крупномасштабное производство в переходной экономике России: политэкономический аспект. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 1999. – С. 76.