Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2010

Роль государства в деятельности агропромышленных предприятий Карачаево-Черкесской Республики

Пучкина Юлия Валерьевна, аспирантка Карачаево-Черкесской государственной технологической академии, коммерческий директор ЗАО «Карачаево- Черкесский мукомол», г. Черкесск, Россия

Кубанов Ахмат Муссаевич, д-р экон. наук, профессор Карачаево- Черкесской государственной технологической академии, г. Черкесск, Россия

The State»s Role in the Activities of Agricultural and Industrial Enterprises in the Karachay-Cherkess Republic - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 57

Аннотация:
В работе освещаются вопросы государственного регулирования деятельности предприятий агропромышленного комплекса Карачаево-Черкесской Республики. Предложен ряд мер по стимулированию развития предприятий АПК.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Пучкина Ю.В., Кубанов А.М. Роль государства в деятельности агропромышленных предприятий Карачаево-Черкесской Республики // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 7. – С. 166-171.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Карачаево-Черкесская Республика (КЧР) является аграрным регионом. АПК республики специализируется на мясомолочном животноводстве, производстве зерна, картофеля, овощей, а также птицеводстве. Население Карачаево-Черкесии составляет 427,2 тыс. человек, из них 56,2%, или 240,2 тыс. человек, – сельское население.

В республике функционируют 134 сельскохозяйственных предприятия различных форм собственности, 22 предприятия агросервиса, пищевой и перерабатывающей промышленности, 2,5 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств. Валовое производство сельхозпродукции в 2008 году составило в денежном эквиваленте 12,7 млрд руб., или 37,6% от валового регионального продукта.

Перспективы развития животноводства 

В Карачаево-Черкесской Республике принята целевая программа по развитию сельского хозяйства, рассчитанная до 2012 года. Объем ее финансирования составляет более 1,5 млрд руб. Эта программа предусматривает динамичное развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения и его трудоустройство. В регионе разрабатывается еще одна программа – «Развитие мясного скотоводства в Карачаево-Черкесской республике на 2009–2012 годы». Она предусматривает разведение в течение трех лет 13 тыс. племенных нетелей (Нетель – молодая, ни разу не телившаяся корова – прим. ред.) специализированных мясных пород. В ближайшие пять лет на базе завезенного племенного скота в КЧР будет создана сеть племенных репродукторов по выращиванию специализированного мясного скота.

Из бюджетов разных уровней на поддержку экономически и социально значимой программы предусмотрено 160 млн руб. В Соединённых Штатах Америки специалистами Минсельхоза Карачаево-Черкесской Республики и ОАО «Агроплемсоюза» произведён отбор поголовья абердин-ангусской породы в количестве 1450 голов.

При интенсификации отрасли животноводства поголовье крупного рогатого скота в ближайшие пять лет можно довести до 400 тыс. голов, а ежегодное производство мяса всех видов до 80 тыс. тонн.

Даже при использовании нагула на летних пастбищах мы получаем от неплеменного скота свыше 1000 среднесуточного прироста живой массы. При использовании интенсивного откорма по современным технологиям и разведении специализированного скота мясных пород среднесуточный прирост живой массы можно довести до 1500 граммов.

Программы, проекты, господдержка

В Карачаево-Черкесской Республике существует программа – «Ускоренное развитие животноводства». По 9 предприятиям региона были представлены на рассмотрение комиссии Министерства сельского хозяйства РФ проекты на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов за счет инвестиционных кредитов до 8 лет на общую сумму 1125 млн руб.

Вне рамок национального проекта получено субсидированных кредитов для приобретения  сельскохозяйственной техники десятью сельхозтоваропроизводителями республики на сумму более 36 млн руб. Кроме того, инвестиции ООО «Эркенагроинвест» (входящее в «Группу компаний «Разгуляй») в технику для возделывания сахарной свеклы превысили только в текущем году более 100 млн руб. В 2010 году предприятие начало выращивание сои. В Карачаево-Черкесской Республике данная сельскохозяйственная культура возделывается впервые, возможности для хранения имеет элеватор ЗАО «Карачаево-Черкесский мукомол».

Проводятся мероприятия по дальнейшему развитию перерабатывающей отрасли республики с целью создания благоприятных условий для сбора и переработки продукции, производимой сельхозпредприятиями, крестьянско-фермерскими и личными подсобными хозяйствами. В период уборки зерновых урожая 2010 года Министерством сельского хозяйства республики проводится работа с ЗАО «Карачаево-Черкесский мукомол» о принятии зерна на льготных условиях для производителей региона.

Финансовая инфраструктура агропромышленного комплекса

В республике еще не развита инфраструктура производственного предпринимательства. На основе анализа деятельности страховых компаний делается вывод о сужении конкурентной среды в этой сфере бизнеса, с одной стороны, и механизма поддержки и инфраструктуры развития предпринимательства – с другой.

Необходимо формировать конкурентную среду в сфере страхования различных предпринимательских и финансово-инвестиционных рисков хозяйствующих субъектов, понизив допустимую планку в уставном фонде. Необходимо отменить обязательное страхование и перейти полностью к добровольному виду страхования, стимулируя потребителя этого вида услуг снижением уровня страховых взносов и повышением процента по выплате страховой суммы на основе формирования конкуренции.

Высокое налоговое бремя снижает деловую активность, сокращает предложение труда и капитала. В этой связи уменьшение налогового бремени обеспечит экономический рост за счет увеличения предложения труда, капитала и деловой активности производственного предпринимательства (От редакции. Заметим, что налоговое бремя для сельскохозяйственных товаропроизводителей не так уж и велико. Наоборот, им представляются всевозможные преференции. Согласно ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ (в ред. от 24.07.2009) сельскохозяйственные товаропроизводители, не перешедшие на систему уплаты единого сельскохозяйственного налога, установленную гл. 26.1 НК РФ, до 2013 г. уплачивают налог на прибыль организаций по ставке 0%, начиная с 2013 г. будут уплачивать его по ставке 18%, и только начиная с 2016 г. – в общеустановленном порядке (по ставке 20%). А сельскохозяйственные товаропроизводители, применяющие в соответствии с гл. 26.1 НК РФ систему уплаты единого сельскохозяйственного налога, платят единый налог по ставке 6%, и при этом они освобождены от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость).

Лизинг и господдержка

На сегодняшний день остро возникла необходимость перехода от экономики кредитов к экономике векселей и лизинга. В связи с этим следует выделять из бюджета страны необходимые ресурсы не на кредитование АПК, а на лизинг. Необходимо сформировать такие условия, при которых можно будет получить инвестиции производственному предпринимательству при помощи долговых расписок (векселей), минуя сеть банков-посредников.

Эта мера значительно удешевит стоимость продукции АПК, и повысит ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. В связи с этим следует отметить, что экономическая политика в области кредитования также является инструментом планирования и управления инфляционными процессами в экономике.

В сложившейся кризисной ситуации необходимо укрепить роль государственных закупок сельскохозяйственного сырья, увеличить интервенционный фонд страны. При этом следует учитывать возможности бюджетов всех уровней, мировые цены на продукты питания и сельскохозяйственное сырье, приоритетность продуктов для страны.

Основные потоки денежных средств из федерального бюджета на финансирование АПК должны быть направлены на финансирование федеральных программ и должны соответствовать финансовым возможностям бюджета. Особая поддержка необходима наиболее жизнеспособным предприятиям АПК, в совокупности с которыми успешно функционируют и другие предприятия этой сферы.

Требуются новые стратегии и тактики аграрных реформ

В заключение необходимо подчеркнуть, что государственное регулирование – это комплекс рычагов и стимулов, при их воздействии на сельское хозяйство государство участвует в рыночных процессах, обеспечивая устойчивое развитие сельского хозяйства и АПК в целом. Следует учитывать, что кризис в сельском хозяйстве вызван не только природными условиями (для восстановления плодородия почв может потребоваться не один десяток лет), но и экономическими просчетами в реализации аграрной политики страны.

Динамика развития АПК за период 1990 по 2010 годы показывает, что экономическое, техническое и социальное положение в агропромышленном комплексе России остается напряженным.

Проведенные организационно-технические мероприятия не существенно изменили условия сельскохозяйственного производства, не привели к усилению мотивацию труда. Уровень рентабельности более чем 80% сельскохозяйственных предприятий составляет минус 20%.

Таким образом, требуется динамичное развитие новых стратегий и тактик аграрных реформ.

Основные направления аграрной политики, реализация которых будет способствовать стабилизации хозяйствующих субъектов и переходу к экономическому росту в сельском хозяйстве, нуждаются в совершенствовании.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Современная экономика. / Под ред. д.э.н. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
2. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. – М.: БЕК, 1997.
3. Экономика. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: Проспект, 1998.
4. Амосов А. Прогноз агропромышленного комплекса до 2003 года // Экономист. – 1998. – № 12. – С. 14–20.
5. Гордеев А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства // Экономист. – 1998. – № 6. – С. 90–93.
6. Зельднер А. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики // Вопросы экономики. – 1997. – № 6. – С. 83–90.
7. Иванова В.П. Обсуждаются проблемы АПК // Финансы. – 1999. – № 2. – С. 64.
8. Петриков А. Экономическая политика в АПК. // Экономист. – 1998. – № 7. – С. 31–39.
9. Селезнев А. АПК: итоги 1997 г. и перспективы на 1998 г. // Экономист. – 1998. – № 4. – С. 30–33.
10. Серова Е., Янбых Р. Государственные программы поддержки сельскохозяйственного кредита в переходных экономиках // Вопросы экономики. – 1998. – № 11. – С. 127–136.
11. Хорохорин А. О проблемах функционирования АПК и путях их решения // Экономист. – 1998. – № 9. – С. 88–92.