Построение бизнес-кластера региона на основе системы потребительской кооперации

Денисова И.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (162), Июль 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Денисова И.Н. Построение бизнес-кластера региона на основе системы потребительской кооперации // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 7. – С. 149-154.

Аннотация:
Статья посвящена актуальным проблемам построения конкурентоспособного кластера на основе организаций системы потребительской кооперации как системообразующего элемента в парадигме устойчивого социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: глобализация, потребительская кооперация, кластерный подход

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Масштабные преобразования в России на протяжении двух последних десятилетий сопровождаются усилением роли организаций системы потребительской кооперации в решении экономических и социальных проблем сельских территорий. Действительно, хозяйственная деятельность потребительской кооперации как многоотраслевой системы включает всю технологическую цепочку «от поля до магазина» – сельскохозяйственное производство, закупочную деятельность различной продукции и изделий личных подсобных хозяйств и промыслов, торговлю продовольственными товарами, общественное питание. Социальная миссия организаций потребкооперации, ориентированная на повышение жизненного уровня сельских жителей и снижение социальной напряженности в обществе, связана:

– с доставкой товаров в отдаленные населенные пункты;

– содержанием планово-убыточных магазинов;

– продажей товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации;

– оказанием помощи в обучении пайщиков и их детей в вузах и техникумах образовательной системы потребительской кооперации;

– обслуживанием бюджетных организаций (школ, детских домов, больниц и др.);

– организацией школьного питания;

– предоставлением товарного кредита населению и пр.

Реализация всего комплекса социально-экономических функций в сложных условиях динамично изменяющейся рыночной среды при необходимости преодоления последствий кризисных явлений требует от организаций потребительской кооперации существенного повышения эффективности управленческих технологий на основе развертывания многоаспектных интеграционных и кооперационных связей с различными хозяйствующими субъектами.

Стратегия развития кластера и направления интеграции

Построение регионального кластера конкурентоспособности будет способствовать развитию как системы организаций потребительской кооперации – важнейшего хозяйствующего субъекта, так и малых и средних предприятий различных организационно-правовых форм, функционирующих в рыночном сельскохозяйственном пространстве, наращиванию уникальных конкурентных преимуществ кластерного образования и региона в целом.

Залогом успешного функционирования участников кластера может явиться постоянная готовность к конкурентной борьбе за потребителя, нацеленность на производство высококачественного конкурентоспособного товара, освоение новых приоритетных видов деятельности, построение эффективной системы сбыта, наличие собственной стратегии в области управления конкурентоспособностью и т.д. При этом стратегия развития кластера потребительской кооперации должна учитывать экономическую конъюнктуру нишевого районного рынка, сегментацию регионального рынка, расчетный уровень цен, ожидаемый уровень конкуренции, возможность эскалации перспективных рынков.

Наиболее рациональное направление интеграции – объединение на добровольной основе множества всех видов кооперативов, близко расположенных на территории одного региона, в единый интегральный союз. Таким образом, основу кластера, по нашему мнению, должна составлять совокупность сельскохозяйственных кооперативов (производственных и потребительских), снабженческо-сбытовых кооперативов, промысловых кооперативов, кредитных кооперативов и др. предприятий кооперативного сектора экономики региона, охваченных многофункциональными связями с системой потребительских обществ, являющейся кластерообразующим элементом и носителем «корневых видов хозяйственной и социальной деятельности».

Иерархическая структура бизнес-кластера

Структурно кластер представляет собой сложную многоуровневую систему, обеспечивающую социально-экономический рост, повышение инновационного потенциала и конкурентоспособности регионального хозяйства в целом. Субъектами кооперационного взаимодействия в региональном бизнес-кластере на основе потребительской кооперации являются организации и предприятия, составляющие его основу, отраслевые образовательные и научно-исследовательские учреждения и центры, региональные органы власти, региональные органы сертификации и лицензирования, финансово-кредитные учреждения, транспортные организации и др.

Сложная иерархическая структура бизнес-кластера представлена собственно кластером – «ядром» и «стратегическим блоком», «периферией» и «институциональной средой»:

– «ядро кластера» образуют потребительские общества и др. предприятия кооперативного сектора экономики региона, а также координационный совет регионального кластера;

– «стратегический блок» включает «образовательный сектор кластера» (кооперативные учебные заведения – ВУЗы, колледжи, техникумы) и «научно-исследовательский сектор кластера» (научно-исследовательские институты, учебные и деловые центры и т.п.);

– «периферия кластера» образована многочисленными самостоятельными малыми и средними предприятиями-поставщиками оборудования, технологий, специализированных услуг, рабочей силы и т.п., дилерами, экспортирующими продукцию кластера на отраслевой, межрегиональный, национальный и мировые рынки;

– «институциональная среда кластера» представлена: «инфраструктурным сектором кластера» (инжиниринговые фирмы, консалтинговые компании и др.), «обеспечивающими структурами кластера» (логистические организации, транспортные компании, поставщики энергии, услуг связи и т.п.), связующими рыночными структурами (консультанты, региональные органы власти), инфраструктурой финансового капитала (банки и финансово-кредитные учреждения, лизинговые и факторинговые фирмы, страховые компании, инвестиционно-инновационные центры и т.п.).

Координационный совет регионального кластера

Особая роль отводится координационному совету регионального кластера, который является постоянно действующим коллегиальным (консультативно-совещательным) органом по оказанию координирующего и регулирующего воздействия на функционирование кластера. В состав координационного совета в соответствии с уставом (положением о координационном совете) входят представители бизнеса, органов региональной власти, образовательных учреждений и др. организаций и учреждений.

Задачами координационного совета является формирование региональной политики по развитию кластера, создание новых производств, обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции, привлечение инвестиций, формирование квалификационных требований по подготовке и переподготовке кадров и др.

Координационный совет регионального кластера выполняет функции своеобразного рыночного коллектора по регулированию товарно-денежных потоков участников кластера, что позволяет уменьшать издержки, сокращать различного рода риски, планировать деятельность на длительную перспективу.

Как представительный орган, координационный совет поддерживает деловые отношения с региональными кооперативными союзами, региональными профессиональными и общественными организациями, региональным центром поддержки и развития предпринимательства, региональным представителем Ассоциации кооперативных организаций России (АКОР) и др. внешними коммерческими и некоммерческими структурами.

Региональный и районный бизнес-кластеры

При реализации кластерного подхода как парадигмы регионального социально-экономического развития региональные органы власти в целях стимулирования новых направлений государственной политики осуществляют, как правило, комплекс мер по нормативно-правовому обеспечению построения кластеров, созданию необходимой рыночной инфраструктуры – «оболочки» кластеров, формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе, содействию росту инновационного потенциала региона, усилению социальной миссии потребительской кооперации, формированию эффективной системы социально-трудовых отношений, пропаганде кооперативных идей, повышению качества жизни населения региона (см. рис. на с.152–153).

Очевидно, что синергетический эффект, вызванный интеграционными процессами в системе потребительской кооперации, начинает проявляться лишь на уровне районного звена и выше, поскольку разрозненная деятельность отдельных предприятий или организаций обеспечить его в полной мере не может. Именно в этом контексте, наряду с региональным бизнес-кластером, имеет смысл выделять районный бизнес-кластер конкурентоспособности потребительской кооперации.

Функции регионального координационного совета в районном бизнес-кластере выполняет районный кооперативный центр деловой активности, который координирует хозяйственную деятельность районного кластера в целом. Перспективы развития районного бизнес-кластера связаны с широким вовлечением малого и среднего предпринимательства, а также личных подсобных хозяйств района в общую социально-экономическую деятельность.

Профессиональную подготовку и переподготовку кадров, стимулирование и всестороннюю поддержку молодых людей осуществляет районный кооперативный учебный центр, стратегия развития кластера разрабатывается в рамках пилотных научных площадок.


Источники:

1. Денисова И.Н. Методология построения бизнес-кластера на основе организаций потребительской кооперации в контексте устойчивого социально-экономического развития региона: Монография. – М.: «Компания Спутник +», 2010. – с. 344.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:27:52