Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2010

Развитие въездного и внутреннего межрегионального рынка туристских услуг

Овчаров Антон Олегович, Доцент кафедры экономики филиала Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Н.Новгород, Россия

Мирошкин Павел Петрович, Зав. кафедрой экономики филиала Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Н.Новгород, Россия

Степанова Марина Петровна, Ст. преподаватель кафедры экономики филиала Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Н.Новгород, Россия

Development of Inbound and Domestic Interregional Market of Tourist Services - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 44

Аннотация:
В статье раскрыта роль туризма в региональной экономике, и на этой основе показана взаимосвязь субъектов межрегионального рынка туристских услуг. Дана оценка уровню развития регионального туризма в России. Особое внимание уделено рынку речного туризма.
Цитировать публикацию:
Овчаров А.О., Мирошкин П.П., Степанова М.П. Развитие въездного и внутреннего межрегионального рынка туристских услуг // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 7. – С. 130-136.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Наиболее серьезным признаком перемен в российской экономике является переориентация производства от создания преимущественно материальных благ на предоставление широкого ассортимента услуг.

Развитие рыночных отношений, рост спроса на услуги способствуют стремительному развитию сферы услуг, которая является важным фактором структурной перестройки российской экономики. 

В то же время рынок услуг выступает важным условием международных экономических отношений.

Находясь в стадии формирования, он обеспечивает ежегодные темпы роста объемов во внешнеторговом обороте примерно в 1,5 раза выше темпов роста объемов материального производства.

Следует отметить, что рынок услуг становится с одной стороны, более разнообразным, а с другой – более структурированным. В нем все отчетливее можно выделить отраслевые сегменты: рынки финансовых, информационных, транспортных, туристских, сервисных услуг и других.

Возрастающая роль сегмента туристских услуг

Туризм является одним из самых перспективных и прибыльных отраслей в сфере услуг. Налоги в бюджеты разных уровней, новые рабочие места, насыщение валютой платежного баланса реализуются через экономическую деятельность в целом на основе включения всех отраслей экономики страны в хозяйственный оборот туризма. Средние темпы роста отрасли туризма в докризисный период составляли 5–7% в год, что превышало среднегодовые темпы роста мировой экономики в целом.

Возрастающая роль сегмента туристских услуг в секторе потребительского рынка регионов проявляется в том, что туризм:

– создает рабочие места в секторе туризма и в смежных с ним отраслях (каждый въезжающий в страну турист создает 8–10 рабочих мест);

– стимулирует развитие внутренних подотраслей:

гостинично- туристского и санаторно-курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно-информационных служб, туристско-развлекательных, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров;

– способствует притоку в регион иностранной валюты;

– стимулирует инвестиции в региональную туриндустрию, способствуя увеличению налогооблагаемой базы и доходов в бюджеты;

– стимулирует модернизацию региональных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем;

– способствует сохранению и восстановлению историко-культурного и природного наследия региона;

– стимулирует возрождение и развитие традиционных народных промыслов и ремесел, изготовление сувенирной продукции;

– экологически устойчивый туризм способствует продуктивному экоориентированному использованию земель, не имеющих сельскохозяйственного значения, что позволяет сохранять естественную флору на больших площадях, а также наглядно демонстрирует важное значение природных и культурных ресурсов для экономического и социального благосостояния общества;

– формирует престиж региона и страны в целом.

Рост популярности внутреннего туризма

Потребительский рынок туристских услуг формируется за счет сферы обмена между потребителями и производителями туристских услуг.

Схематически взаимосвязь субъектов рынка можно представить в следующем виде (см. рис. 1 ниже).

Рис. 1. Схема взаимосвязей субъектов межрегионального
потребительского рынка туристских услуг

Жизнедеятельность системы туризма невозможна без взаимодействия с другими смежными сферами народного хозяйства, к которым относят транспорт, общественное питание и торговлю. Развитие регионального потребительского рынка туристских услуг идет параллельно с развитием всех смежных сфер, что в конечном итоге сказывается на экономической привлекательности данной территориальной единицы.

Стабильное и динамичное развитие рынка туристских услуг в России обеспечивалось в основном за счет выездного туризма. Однако в последнее время наблюдается тенденция постепенного роста популярности внутреннего туризма. Охотнее всего россияне посещают по туристским путевкам Санкт-Петербург (16,1% количества обслуженных туристскими фирмами внутренних туристов), Краснодарский край (15,5%), Москву (10,1%). 

Для внутреннего туризма характерны в основном краткосрочные туры (1–14 дней) с целью досуга и отдыха (70,8% количества обслуженных туристов).

Россияне отдают предпочтение круизам на теплоходах и путешествиям в автобусах (12%), выезжают на лечение в республиканские курорты и здравницы (6%). Только 11% россиян могут позволить себе более продолжительный организованный отдых (15–28 дней). 

Число выбравших данный вид отдыха в 2008 году составило около 32 миллионов человек, что на 16% больше, чем в 2007 году (см. рис. 2 выше). При росте спроса на внутренние маршруты, большинство россиян выбирают не курорты Краснодарского края, а поездки на теплоходах вниз и вверх по Волге.

Рис. 2. Динамика туристских потоков, млн чел.

Возможности развития речного круизного туризма

Принимая во внимание размер культурно-исторического наследия России, равно как некоторые природно-климатические особенности страны, констатирующие практически полное отсутствие «пляжных» туристов, круизы по праву могут считаться одним из главных направлений развития рынка туристских услуг.

Российская Федерация располагает значительной сетью внутренних водных путей, используемых для транспортного судоходства. Их общая протяженность составляет 101,7 тыс. км. Внутренние водные пути обеспечивают транспортное обслуживание 26 республик, краев, национальных автономных округов и 42 областей Российской Федерации и внешнеэкономические связи России с иностранными государствами.

Это определяет потенциальные возможности развития речного круизного туризма в Центральном, Северо-Западном, Приволжском макро-регионе, преимущества которого связаны:

– во-первых, с выгодным для привлечения туристских потоков географическим положением.

Простираясь с севера на юг более чем на 1300 км, макро-регион открывает перед туристами самобытную природную зональность, разнообразие ландшафтов, начиная от тайги в Ярославско-Костромском регионе и заканчивая ландшафтами внутриматериковых полустепей в Прикаспийском регионе. Путешествуя по реке, всего за неделю можно побывать в разных природных зонах, природный потенциал которых отличается разнообразием и многогранностью;

– во-вторых, Поволжье имеет богатое историческое прошлое, вследствие чего характеризуется высокой концентрацией уникальных исторических и архитектурных объектов, что является предметом туристского интереса;

– в-третьих, речной туризм является перспективным сегментом региональных потребительских рынков, который позволяет решить одновременно несколько задач, удачно сочетая в себе преимущества всех других видов туризма. Обладая высокой привлекательностью, туризм удовлетворяет рекреационные потребности населения, способствует развитию экономики, пополняя региональные бюджеты.

Направления и центры развития речного туризма

Традиционно рынок речного туризма делится на два сегмента: въездной и внутренний. Принципы работы на данных сегментах кардинально отличаются, и большинство операторов работает лишь в одном из сегментов.

Круизный туризм ограничен рамками водных путей России, поэтому за последнее десятилетие сформировались основные направления, среди которых можно выделить следующие:

– Волго-Балтийское (Санкт-Петербург, Петрозаводск, о Валаам);

– Беломоро-Балтийское (ББК, Соловецкие острова);

– Средняя Волга (Нижний Новгород);

– Низовья Волги (Астрахань);

– Кама (Пермь).

Основными центрами речного туризма являются города: Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород и Самара. О высоком потенциале речного круизного туризма свидетельствуют финансовые результаты деятельности компаний за 4 докризисных года (см. табл. ниже).

Таблица

Финансовые результаты деятельности компаний
в сфере речного туризма

 

 

 

 

Рынок речного туризма рассматриваемого макро-региона имеет существенные предпосылки для дальнейшего развития, поскольку решает целый ряд задач: удовлетворяет рекреационные потребности населения, дает импульсы развитию экономики всех субъектов, образующих его, обеспечивает дополнительными средствами для поддержания и сохранения в надлежащем состоянии памятников природы, истории и культуры, создает новые рабочие места.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Алексеев А. Туризм в России: проблемы становления и развития // Парламентская газета. – № 86. – 8 августа 2006.
2. Беляев И.В. Стратегии развития туризма в Приволжском федеральном округе / И.В. Беляев, В.И. Жмачинский // Экономика, сервис и туризм: настоящее и будущее. – Н.Новгород, 2007.
3. Горбунов В.С. Туристический рынок и тенденции его развития. – М.: Юнити, 2007.
4. Ефремова М.В. Изучение услуг на нижегородском туристическом рынке // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. – № 1.
5. Юрик Р.А. Анализ современного состояния российского рынка туристских услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – № 2.