Управление качеством на электросетевых предприятиях

Петров М.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (162), Июль 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Петров М.С. Управление качеством на электросетевых предприятиях // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 7. – С. 74-80.

Аннотация:
В статье рассмотрены инструменты аудита качества планирования в системе управления структурными преобразованиями экономики предприятий, эксплуатирующих объекты и распределительные сети электроснабжения потребителей.

Ключевые слова: менеджмент качества, энергетическая безопасность, внутрифирменное планирование, электросетевые предприятия, аудит качества, распределительные сети электроснабжения, электроснабжение потребителей

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Инструменты аудита качества в системе стратегического внутрифирменного управления структурными преобразованиями экономики предприятий, эксплуатирующих объекты и распределительные сети электроснабжения потребителей – это инструменты общего формирования и реализации внутрифирменных стратегических планов управления качеством электроснабжения потребителей конкретных регионов и территорий страны. Этот вид управления появился совсем недавно.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что для текущего периода на основе рекомендаций стандартов ИСО задан лишь импульс формирования эффективной типовой методологии внутрифирменного управления поведением предприятий, эксплуатирующих объекты и сети электроснабжения.

Внутрифирменное планирование и управление качеством

В условиях становления нового для России рынка топливно-энергетических ресурсов известные ранее инструменты стратегического и внутрифирменного планирования деятельностью по электроснабжению процессов жизнедеятельности страны были полностью отвергнуты новой либерально-рыночной демократией.

Поэтому процесс улучшения инструментов внутрифирменного планирования и обеспечения качества управленческой деятельности находится на первой стадии зарождения поступательного движения к созданию инфраструктуры стратегического планирования как важного аспекта аудита качества поведения электросетевых предприятий для обоснованного и верифицированного представления гарантий энергетической и экологической безопасности, системной надежности и экономической эффективности электроснабжения жизнедеятельности страны на базе рекомендаций стандартов ИСО и Международной электротехнической комиссии.

Основными целевыми функциями при разработке и внедрении систем менеджмента качества (СМК) планирования деятельности предприятий электросетевого хозяйства является снижение риска аварий и повышение надежности электроснабжения потребителей. При этом, наряду с надежностью важно сохранение экономических интересов как поставщиков, так и потребителей электроэнергии.

Поэтому генезис СМК и аудита качества внутрифирменного планирования для управления мероприятиями структурного преобразования экономики предприятий, эксплуатирующих объекты и распределительные сети электроснабжения потребителей, формирует идеологию целей качества этих мероприятий.

Основные составляющие генеральной линии управления качеством деятельности предприятий, эксплуатирующих объекты и распределительные сети электроснабжения, для создания необходимой формальной основы внутренних и внешних аудитов и методов самооценок эффективности планируемых мероприятий в сфере безопасности и приемлемости любых управленческих воздействий и мероприятий по изменению состояния и будущего поведения объектов и сетей электросетевого хозяйства могут быть представлены схемой, показанной на рис. (см. на с. 77).

Стратегической целью СМК планирования деятельностью любого предприятия является обеспечение результативной реализации контрактных (договорных) обязательств посредством проведения самопроверок деятельности и поиск путей улучшения этой деятельности. Для таких проверок предлагается рассматривать следующие классификационные группы задач улучшения инструментов планирования внутрифирменного управления.

1. Разработка и реализация архитектуры системы менеджмента качества

Разработка и реализация оригинальной архитектуры СМК деятельности предприятия по стратегическому планированию. В перечень основных задач этой группы входят:

– адаптация и корректировка типовой структуры СМК стандарта ИСО к фактической организационной структуре предприятия электросетевого хозяйства для выполнения конкретных обязательств перед потребителями электроэнергии, с учетом имеющегося потенциала по электроснабжению;

– корректировка фактической документации для процессов и процедур в СМК деятельностью предприятия относительно типовой рекомендации стандарта ИСО с учетом необходимых изменений;

– ресертификация СМК деятельности предприятия в системе ГОСТ Р ИСО, включая этап подготовки исходной информации и последующие необходимые этапы для новой сертификации и получения соответствующих лицензионных документов;

– совершенствование СМК деятельности предприятия в свете решения стратегических задач по электроснабжению и энергетической безопасности регионов или отдельных их территорий, промышленных зон и пр., политики качества услуг и продукции предприятия и своевременного обеспечение выполнения договорных обязательств;

– проведение внутренних аудитов и самооценок эффективности хозяйственной деятельности с целевым направлением на проверку ценности процессов, выполняемых участниками процессов управления деятельностью предприятия в соответствии с принципами построения типовой СМК по рекомендациям стандарта ISO;

– обучение и проверка знания у основных исполнителей управленческих мероприятий содержания процедурных документов СМК деятельности предприятия.

2. Разработка и реализация методологии, алгоритмов и процедур СМК

Разработка, верификация и валидация, реализация методологии, методов, алгоритмов и процедур СМК внутрифирменного планирования для условий практической деятельности предприятия электросетевого хозяйства. В перечень основных задач этой группы входят:

– разработка методов, способов и рабочих технологий оценки потенциала и фактической возможности хозяйственной деятельности предприятия, а также создание алгоритмов для аудиторской проверки готовности этого предприятия к сооружению новых компонентов (объектов, строительных конструкций, систем транспорта энергии, оборудования, измерительных и управляющих систем и др.) и/или их монтажу, вводу в эксплуатацию, включая процедуры пусконаладочных и испытательных операций, сопровождения мероприятий по безопасности эксплуатации новых объектов и охране труда персонала с последующей выдачей верифицированных деклараций;

– разработка и реализация процедуры, определение критериев соответствия для рассмотрения и согласование проектно-конструкторской и иной документации на продукцию и услуги предприятия на базе норм и правил по безопасности и требованиям контрактов на поставку электроэнергии;

– разработка и реализация процедур анализа отчетов о несоответствиях, выявленных при разработке документации по управленческим мероприятиям, в т.ч. для этапа изготовлении оборудования, систем или иных компонентов объектов электросетевого хозяйства;

– разработка процедур рассмотрения и согласования принимаемых мер по устранению дефицитов надежности, безопасности, эффективности и иных несоответствий или рассмотрения и согласования решений, направленных на обеспечение требуемой безопасности, надежности объектов, оборудования и различной техники электросетевого хозяйства, охраны труда персонала и пр.;

– разработка условий и технологий надзора за качеством объектов электросетевого хозяйства, а также условий и технологий проведение приемочных инспекций по всем индикаторам качества.

3. Реализация технологии процессов управления

Реализация технологии процессов управления деятельностью предприятия. В перечень основных задач этой группы входят технологии управления качеством для следующих основных этапов управления деятельностью предприятия:

– составление договора о предоставлении услуг;

– анализ исходной информации и документации;

– анализ достижений и промахов в системе управления предприятием.

Таким образом, в статье была представлена новая многоуровневая система классификации задач и процессов управления качеством планирования деятельности электросетевого предприятия при осуществлении процедур самопроверки соответствия этой деятельности заявленным показателям и требованиям по электроснабжению потребителей. Эта система классификации представляет собой исходную матрицу информации для разработки принципов, положений и информационной модели, описывающих основные процессы оптимизации системы самооценки качества надежности, культуры безопасности и экологической приемлемости объектов и сетей электроснабжения.


Источники:

1. Международная организация по стандартизации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.iso.org.
2. Смит Д., Симсон К. Функциональная безопасность. – М.: Технологии, 2004. –С. 208.
3. Махутов Н.А., Тутнов И.А., Фролов К.В. и др. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Функционирование и развитие сложных народнохозяйственных систем, систем связи и коммуникаций. Часть 1. – М.: Знание, 1998. – 488 с.
4. Руденко Ю.Н. Методические вопросы исследования надежности больших систем энергетики // Известия АН СССР. Энергетика и транспорт. – 1976. – № 1. – С. 7–24.
5. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 № 1234-р.
6. Захаров П.П. Информационно-аналитическая система исследования управляемых моделей надежности и эффективности // Надежность. – 2005. – №4 (15).

Страница обновлена: 29.03.2024 в 08:26:26