Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»4 / 2002

Различие понятий предпринимательства в западной и отечественной экономической литературе

Котилко Валерий Валентинович, доктор экономических наук, член корр. Международной академии информатизации, член Совета по изучению производительных сил при Минэкономразвития РФ, Россия

Орлова Дазмира Васильевна, канд. геогр. наук, член корр. Международной академии информатизации, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 29

Аннотация:
В современной экономической литературе, посвященной истории возрождения предпринимательства в России стыдливо умалчивается, что история отечественного предпринимательства насчитывает более тысячи лет. Рассмотрение этого необычного многогранного дискуссионного явления, как правило, сводится к изучению зарубежного опыта развития предпринимательства и формирования слоя предпринимателей.
(Продолжение. Начало в 3/2002)
Цитировать публикацию:
Котилко В.В., Орлова Д.В. Различие понятий предпринимательства в западной и отечественной экономической литературе // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 4. – С. 3-7.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В современной экономической литературе, посвященной истории возрождения предпринимательства в России стыдливо умалчивается, что история отечественного предпринимательства насчитывает более тысячи лет. Рассмотрение этого необычного многогранного дискуссионного явления, как правило, сводится к изучению зарубежного опыта развития предпринимательства и формирования слоя предпринимателей [1].

Традиционно возникновение термина «предпринимательство» и «предприниматель» относят к XVIII веку и связывают с именем Р. Кантильона (1725 г.), который под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска (торговец, фермер, ремесленник, мелкий собственник) и покупающего за определенную цену средства производства для производства продукции и последующей ее продаже с целью получения дохода. Другими словами, предприниматель покупает продукцию по одной цене, а продает по неизвестной, тем самым, принимая на себя обязательство по всем издержкам. В дальнейшем экономическое содержание и сущность этого термина меняется и дополняется новыми характеристиками. В частности, К. Бодо (1797 г.) наделяет «предпринимателя» особым интеллектом, позволяющим быстро оценивать многообразную информацию и использовать новейшие, для своего времени, достижения и знания.

Французский экономист Тюрго основное внимание уделяет наличию капитала, а также получению прибыли как цели успеха предпринимателя. Во времена А. Смита предпринимателем считали собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Ж.-Б. Сэй (1803 г.) подчеркивает организационные способности «предпринимателя», комбинирующего различные факторы производства, перемещающего экономические ресурсы из менее эффективной сферы в более прибыльные сферы деятельности. Ж.-Б. Сэй отмечал умение «предпринимателя» сочетать различные факторы производства со сбором информации и накопления необходимого опыта, который позволяет принимать решение и организовывать производственный процесс.

Ф. Уокер (1876 г.) считал, что «предприниматель» отличается от тех, кто представляет капитал и получает за это процент тем, что он обладает способностью получать прибыль благодаря своим организаторским способностям.

И. Шумпетер (1934 г.) и его последователи считают, что статус собственника не является определяющим и обязательным свойством предпринимателя. Это человек, который разрабатывает новые технологии, реализует новые комбинации факторов производства, основная функция которого сводится к инновационной деятельности.

Все последующие теоретики предпринимательства после И. Шумпетера определяют «предпринимательство» и «предпринимателя» аналогичным образом, добавляя к этому определению различные новые признаки. В обобщенной форме они представлены в учебнике Макконелла - К. Брю С. «Экономикс. Принципы, проблемы и политика» (М., 1992 г.), в которой отмечается:

1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в процессе производства товара и услуг, если этот процесс обещает стать прибыльным;

2. Предприниматель берет на себя задачу принятия основных стратегических решений в процессе ведения бизнеса, определяющий основной курс деятельности предприятия;

3. Предприниматель – это новатор, стремящийся ввести в обиход на коммерческой основе новый продукт, новые производственные технологии или новые формы организации бизнеса.

4.. Предприниматель ‑ это человек, рискующий своим временем, трудом, деловой репутацией, а также вложенными собственными и акционерными средствами.

К сожалению, раскрывая эволюцию понятий «предприниматель» и «предпринимательство» современные авторы либо недостаточно изучают традиции отечественного предпринимательства, либо излагают его в искаженной форме, или рассматривают его как явление прошлого, которое нельзя вернуть, что наиболее характерно для экономической литературы последнего десятилетия.

Только историческая литература смогла прорвать эту блокаду.

Анализ исторической и экономической литературы позволяет сделать вывод, что российское предпринимательство в основе своей насчитывает более 1000 лет, уходя историей в древние века. Уже в VII-VIII веках русские предприниматели торговали с Царьградом, Хорезмом, Багдадом, со странами Востока, с городами Ольвия, Херсонес, Боспор и др.

Российское государство, опираясь, прежде всего, на предпринимательство и частную инициативу, сумело освоить безбрежные просторы страны, поскольку политическое освоение огромных территорий, которое осуществляла Россия шло одновременно с экономическим освоением этих пространств русскими предпринимателями, с развитием торговли, строительством городов и поселений.

К началу XI века государств? Киевская Русь, насчитывавшая уже два столетия своего существования, имела общую огромную площадь своей державы. Ее периметр составлял примерно 7 тысяч километров. Она простиралась от бассейна Вислы на западе до Камы и Печоры на востоке; от Черного моря (устье Днепра) до Белого моря и «Студеного моря» (Ледовитый океан) [2].

Уже во времена Ярослава Мудрого в Новгороде появились первые официальные юридические документы: Закон «Русская правда» и Устав, которые определяли штрафы за различные преступления и провинности против личности. Устав Ярослава ‑ Древнейшая «Русская Правда» ‑ имела 18 статей, которые защищали жизнь, честь и имущество новгородских мужей и простых славян от бесцеремонных посягательств варягов, нанятых для участия в усобицах [3]. Дальнейшие дополнения законов «Русской Правды» были при Владимире Мономахе в 1113 г. К этому времени русский свод законов «Русская Правда» была пронизана духом предпринимательства. «Правда» (как отмечает историк В.О. Ключевский) строго отличает отдачу имущества на хранение ‑ «поклажу» от «займа, простой заем, одолжение по дружбе, от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем ‑ от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда. «Правда» определяет порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, умеет различать несостоятельность злостную от несчастной. Что такое торговый кредит и операции в кредит ‑ хорошо известно «Русской Правде». Гости, иногородние или иноземные купцы «запускали товар» за купцов туземных, т.е. продавали им в долг. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на коммерцию для закупки ему товара на стороне; для оборота из бырыша» [4].

О предпринимательском кредите в Древней Руси было свое особое мнение. Считалось, что с точки зрения христианина брать высокие проценты за кредиты было не по-божески. Однако к 1110-1113 гг. пришлые люди, обосновавшиеся в Древней Руси, начали заниматься ростовщичеством под огромные проценты, что вызывало недовольство русского населения. В 1113 г. в Киеве разразился народный бунт против пришлых ростовщиков. Это заставило Владимира Мономаха ввести в устав ограничения суммы процента, выплачиваемого по кредиту, которая не должна была превышать 20% в год.

По данным историка Иловайского уже в Древней Руси сложился характер российского предпринимательства, который основывался на исторически сложившимся характере народа ‑ «деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жестокому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельству» [5].

Анализируя характер великороссов, историк, академик В.П. Безобразов отмечал следующие черты, которые способствовали развитию русского предпринимательства:

‑ «чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, движение увеличения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и силу наличных способов их достижения;

‑ практический расчет ‑ умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми и менее отдаленными, менее необходимыми и менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями;

‑ самообладание среди разнородных и противоположных потребностей жизни и стремления к их удовлетворению;

‑ трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от раз поставленной задачи, от начатого предприятия;

-          сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предаваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию при неудаче, всегда дающая рассудку господство над порывами чувств».6

Именно эти особенности характера стали важнейшим фундаментом для русского предпринимательства, определяя его успехи более чем на тысячу лет.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Шамхалов Ф.И. «Предпринимательство в России: становление и проблемы развития». - М.: ИЭ РАН, 1996; А.О. Блинов, Н.М. Голаенко «Малый бизнес в России: вчера, сегодня и завтра». ‑ Краснодар, «Адыгея», 1996 г. и др.
2, 3. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. ‑ М.: Молодая гвардия, 1987, 149 с., 154 с.
4 В. Ключевский. Курс русской истории. Ч. 1. М., 1904, с. 299
5 В. П. Безобразов. Народное хозяйство России. T.I, СПб., 1882. с. 65