Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2002

Информация и маркетинг

Шереметьева Елена Николаевна, кандидат технических наук, доцент, Самарский институт (филиал) Московского государственного университета коммерции, Россия

Степанова Татьяна Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент, Самарский институт (филиал) Московского государственного университета коммерции, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 19

Аннотация:
Осуществление маркетинговой деятельности основано на использовании разнообразной информации, необходимой для принятия соответствующих управленческих решений. Говорят, что рецепт для хорошего решения кроется в 90% информации и 10% вдохновения.
Цитировать публикацию:
Шереметьева Е.Н., Степанова Т.Е. Информация и маркетинг // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 3. – С. 69-72.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Осуществление маркетинговой деятельности основано на использовании разнообразной информации, необходимой для принятия соответствующих управленческих решений. Говорят, что рецепт для хорошего решения кроется в 90% информации и 10% вдохновения.

 

Информация ‑ это средство общения людей, которые путем ее передачи получают сведения об окружающем нас мире и происходящих в нем процессах. Сама по себе информация может быть отнесена к категории абстрактных понятий, но ряд особенностей, в частности возможность записи, стирания, передачи, приближает ее к материальным объектам. Информация имеет различные формы представления, чаще всего это печатный текст, содержание различных документов, таблицы и т.п.

С кибернетических позиций понятие «информация» трактуется как мера устранения неопределенности о каком-либо факте или явлении и представляется как совокупность сведений, выступающих объектом передачи, хранения и обработки. Известно, что информационные процессы распространены не только в живой, но и в неживой природе.

Необходимо различать понятия «информация» и «знание». Любое знание ‑ это информация, но не любая информация является знанием. Например, генетическая информация знанием не является, так как знание – это логически стройная система данных, которые обязательно осмыслены и попадают в систему социальных коммуникаций.

Маркетинг объединяет знание и предвидение, что лежит в основе эффективной коммерческой деятельности. Несколько переиначив известное выражение, можно сказать: «Кто владеет информацией, тот преуспевает на рынке». То есть маркетинговая информация – это отраженное разнообразие динамичных параметров рынка.

Информационной составляющей в маркетинге является социально организованная разновидность исследования рынка, которое выполняется в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности. Сущность маркетинговой информационной деятельности заключается в сборе сведений о состоянии рынка, их аналитико-синтетической переработке и представлении менеджерам и руководителям предприятия в соответствующее время и в определенной форме.

Целью маркетинговой информационной деятельности является предвосхищение ожидаемого результата, на достижение которого направлена предпринимательская деятельность.

Объектом информационной деятельности в маркетинге выступает рынок товаров и услуг, и, соответственно, потребительский спрос. Субъектами информационной деятельности являются отделы маркетинга, экспертные группы, которые занимаются маркетинговыми исследованиями.

И, наконец, предметом информационной деятельности служит потребность предприятий в сведениях о ситуации на рынке.

Принятие управленческих решений в маркетинге основано на процессе управления, который является информационным процессом. Правильность и ценность управленческих решений в маркетинге в значительной мере зависит от информационного обеспечения (ИО) процесса управления.

Информационное обеспечение есть процесс удовлетворения потребностей конкретных пользователей в информации, основанный на применении специальных методов и средств ее получения, обработки, накопления и выдачи в удобном для использования виде.

Чтобы успешно осуществлять маркетинговую деятельность, руководству предприятий необходимо получать адекватную информацию как до, так и после принятия решений. Без нее не обойтись при разработке, реализации и пересмотре маркетингового плана фирмы или каких-либо его элементов. Инструкции, суждения руководителей и прошлый опыт не заменят информации.

Тщательно подобранная объективная информация дает исследователям-маркетологам немалые преимущества. Она позволяет вернее определять отношение к фирме потребителей и реакцию внешней среды, правильнее оценивать деятельность, координировать стратегию и снижать финансовый риск своего предприятия, повышать его эффективность, заблаговременно предупреждать о грозящих опасностях, а также повышать доверие к рекламе, подкреплять интуицию маркетологов и получать поддержку при выработке решений.

Приведенные суждения указывают на важность рассмотрения, изучения и практического применения маркетинговой информационной деятельности.

Информация в системе маркетинга предприятия имеет ключевое значение, поскольку любая маркетинговая деятельность базируется на знании конкретной ситуации, сложившейся на рынке товаров и услуг. Бо́льшая часть маркетинговых исследований и мероприятий имеет ярко выраженную информационную направленность (например, изучение спроса на товар). Выполнение этих мероприятий требует первоначальных знаний об объекте деятельности, а сам процесс реализации порождает новые данные, необходимые для установления обратной связи с объектом в целях корректировки маркетинговых программ. Например, для организации продвижения товара на новый рынок необходимо изучить спрос на предлагаемый товар, провести оценку покупательной способности потребителей, проанализировать деятельность конкурентов на этом рынке и т.д.

Отсутствие необходимой маркетинговой информации, использование неточных или неактуальных данных может стать причиной серьезных экономических просчетов. Цель использования маркетинговой информации состоит в уменьшении неопределенности в процессе принятия управленческих решений. Это требует сбора, передачи, хранения, обработки и выдачи значительных объемов разнообразной по характеру информации. Поэтому маркетинговую деятельность следует рассматривать как часть объективно существующего и постоянно функционирующего информационного процесса. Основываясь на информации и порождая новые информационные потребности, современный маркетинг не может эффективно работать без использования компьютерных технологий, создания развитой информационной базы и системы коммуникаций. Для этого следует создавать информационные центры, которые имели бы соответствующие базы данных, необходимые для проведения маркетинговых исследований. Одним из первых шагов в этом направлении было создание в 1992 году в России Международного бюро информации и телекоммуникации.

Таким образом, каждый предприниматель должен учитывать, что информация играет определяющую роль при проведении всего комплекса маркетинговых мероприятий ‑ в процессе анализа, планирования, осуществления и контроля действенности любых маркетинговых разработок. Без адекватной информации предприятие не сможет функционировать должным образом.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241