Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2010

Оборотный капитал предприятия: управление и оптимизация

Рудакова Ольга Викторовна, д-р экон. наук, доцент кафедры экономической теории и управления персоналом, Орловский государственный институт экономики и торговли, г. Орёл, Россия

Шатунов Александр Николаевич, аспирант кафедры экономической теории и управления персоналом, Орловский государственный институт экономики и торговли, г. Орёл, Россия

Working Capital Management in Industrial Entrepreneurial Structures - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 144

Аннотация:
Важную роль в предпринимательской деятельности промышленных предприятий играет размер оборотного капитала. Управление в этой области должно быть направлено на формирование оборотного капитала в необходимом
и достаточном объеме при наименьших затратах, а также на повышение эффективности его использования. Подробнее об этом читайте в статье.
Цитировать публикацию:
Рудакова О.В., Шатунов А.Н. Оборотный капитал предприятия: управление и оптимизация // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 9. – С. 77-81.

Неотъемлемой частью предпринимательской деятельности промышленных предприятий является наличие функционирующего капитала для осуществления бесперебойного процесса воспроизводства, наиболее эффективного его использования, обеспечивающего рост прибыли и создание необходимых накоплений для дальнейшего расширения производства, повышения конкурентоспособности продукции и завоевания новых рынков сбыта.

Управление оборотным капиталом – одно из наиболее значимых функциональных направлений системы управления предпринимательской структурой. Управление оборотным капиталом представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием оборотного капитала в необходимом и достаточном объеме при наименьших затратах и его эффективным использованием в различных видах деятельности предприятия. Правильная стратегия управления оборотным капиталом повышает эффективность его функционирования.

Стратегия управления оборотным капиталом представляет собой умение размещать, сохранять и наращивать оборотные средства предприятия и направлена на максимизацию его доходов. Предпринимательские структуры различаются по многим признакам, именно поэтому приоритеты в стратегии управления оборотным капиталом могут постепенно меняться по мере достижения конкретных целей.

От того, каким образом распределены приоритеты и на какие из компонентов делается основной упор, зависит положение предпринимательских структур в условиях нестабильности.

Формирование стратегии управления оборотным капиталом является частью общей стратегии в целях создания высокой стоимости компании. В различных предпринимательских структурах состав и структура оборотного капитала не одинаковы, поскольку зависят от формы собственности, специфики организации и производственного процесса, взаимоотношений с поставщиками и покупателями, финансового состояния и других факторов, меняющихся с течением времени.

Поэтому, оптимизируя структуру капитала, можно одновременно минимизировать его стоимость, что будет способствовать максимизации рыночной стоимости всего предприятия.

Стратегия управления оборотным капиталом

Формирование стратегии управления оборотным капиталом в наибольшей степени зависит от трех критериев.

Первый критерий – минимизация стоимости капитала, которая зависит от выбора способа оптимизации источников финансирования оборотного капитала. В генезисе теорий структуры капитала выделяются четыре этапа, связанные с формированием следующих концепций: традиционалистическая, индифферентности, компромиссная, противоречия интересов. В основе этих концепций лежат альтернативные подходы к возможности оптимизации структуры капитала предприятия и выделению приоритетных факторов, определяющих механизм такой оптимизации.

Второй критерий – максимизация платежеспособности предприятия, зависящая от выбора модели управления оборотным капиталом.

Третий критерий направлен на максимизацию рентабельности оборотного капитала, который базируется на результатах решений предыдущих задач по привлечению собственного и заемного капитала и их различных комбинаций. Рекомендуемый алгоритм формирования стратегии управления оборотным капиталом приведен на рис. (см. на с. 79)

Успешное управление оборотным капиталом заключается в том, чтобы обеспечить финансирование фондов, необходимых для текущей деятельности предприятия. Если предприятие успешно справляется со своими обязательствами, производство и реализация продукции происходит планомерно и без сбоев, нет недостатка в денежных средствах, то возможно применение идеальной модели управления оборотным капиталом. Если предпринимательская структура не справляются с текущими обязательствами, то следует перейти к агрессивной модели. Данный контур задач корреспондирует с ранее применяемой стратегией формирования оборотных активов и призван отражать общую философию управления предприятия с позиции приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности.

Рис. Этапы принятия стратегических решений

Приоритеты и постановка целей

Стратегия управления оборотным капиталом должна быть эффективна и хорошо продумана. Одновременно стратегия не должна быть непредсказуемой суммой изолированных решений. Скорее, каждое решение должно составлять часть продуманной и понятной стратегии. Иначе работа только в одном направлении может оказаться контрпродуктивной для финансового состояния в целом. Поэтому для успешной работы в области управления оборотным капиталом необходимо быть готовым к принятию сложных и компромиссных решений при выборе между несколькими конфликтующими возможностями. Приоритеты в стратегии управления оборотным капиталом будут определяться динамикой развития отрасли. При этом, возможно, что стратегия будет выходить за рамки своих традиционных функций, состоящих в управлении элементами оборотного капитала. Основная ответственность должна быть возложена на менеджмент предпринимательских структур с целью выявления способов распределения оборотного капитала и источников его покрытия. Четко сформулированная стратегия позволяет осуществлять координацию возможностей предприятия и моделей оборотных активов с существующими в соответствующих отраслях требованиями, выполнение которых гарантирует успех.

Изменения в стратегиях или структурные сдвиги в промышленных отраслях, могут создавать пробелы, для устранения которых необходимо вносить изменения в систему приоритетов стратегии управления оборотным капиталом. В большинстве предпринимательских структур постановка целей представляет собой неоптимизированный, требующий слишком больших временных затрат и нестратегический процесс, значительно усложняющийся в результате различных структурных сдвигов. Поэтому предпринимательским структурам рекомендуется сосредоточить свое внимание на введении нескольких ключевых усовершенствований:

– в ходе определения целей пользоваться методикой, основанной на ориентировочных показателях и минимальных ожиданиях в отношении доходности предприятия;

– цели должны ставиться еще на этапе формирования самой стратегии. Для управления процессом постановки целей должны существовать четкие структуры управления;

– в соответствии с прогнозами и бюджетами, поставленные цели могут быть пересмотрены.

Оптимальный объем и структура оборотного капитала

Но стратегия управления оборотным капиталом – это не конечная цель. Это постоянная готовность к упреждающей деятельности, направленная на повышение эффективности предпринимательской деятельности в целом. 

Эффективность стратегии управления оборотным капиталом весьма важно рассматривать не только как конечный результат используемых в процессе производственной деятельности оборотных средств, но и как процесс, имеющий множество внешних воздействий. В общем смысле эффективность оборотного капитала – это отношение оборотных средств к финансовому результату. Даже с чисто математической точки зрения можно видеть, что все то, что влияет на входные или выходные параметры, вызывает изменения в эффективности. Это означает, что наряду с процессом управления оборотным капиталом необходимо рассматривать воздействие факторов внешней среды на входные и выходные величины.

Совершенствование инструментов и методов управления оборотным капиталом – наиболее приемлемый путь стабилизации предпринимательской деятельности и повышения доходности предпринимательских структур в целом. Особую актуальность приобретает определение оптимального объема и структуры оборотного капитала для производственных предпринимательских структур, поскольку именно в промышленности оборотный капитал проходит все стадии производственно-коммерческого цикла и отличается длительностью периода обращения. Результаты научных исследований свидетельствуют, недостаток оборотного капитала влечет за собой нарушение производственно-коммерческого цикла, потерю ликвидности и низкий уровень прибыли, а излишек – неоправданно завышенные размеры финансирования. Следовательно, возникает необходимость пересмотра существующих подходов к управлению оборотным капиталом предпринимательских структур с точки зрения стабилизации их деятельности.


Источники:
1. Акетонова О.В. Управление кризисным состоянием организации (предприятия): учебное пособие / Акетонова О. В. – М., 2004. – 342 с.
2. Антикризисное управление: учебное пособие / под ред. К.В. Балдина. – М.: Гардарики, 2006. – 271 с.
3. Артеменков Ю.П., Киселева Н.В., Тагатаров С.Р. Оценка регионального инвестиционного риска // Регион: экономика и социология. – 2001. – № 2. – С. 146–164.
4. Беляков А.В. Особенности применения вероятностных методов оценки финансовых результатов инвестиций // Финансы и кредит. – 1999. – № 56. – С.5-9.
5. Рудакова О.В. Предприниматель. Предпринимательская деятельность. Предприятие / О.В. Рудакова, С.П. Суворова, А.Н. Шатунов. – Орел: ООО ПФ «Картуш», 2009. – 141 с.
6. Скамай Л. Финансовые риски. Классификация по основным признакам, видам и подвидам // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. – № 12. – С. 40-47.