Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»2 / 2002

Репортаж - интервью

Дыховичная-Торриери Мария Юрьевна, специальный корреспондент журнала “рп” в Италии, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 21

Аннотация:
Одним из крупных производителей насосов широкого применения является итальянская компания CSF. В компании работает 190 человек. Более 30% продукции идет на экспорт в страны ЕЭС, на Украину, в Малайзию, Китай, Филиппины, в Африканские страны. Объем продаж – 65 млрд. лир в год. Компания является обладателем самых престижных сертификатов качества ISO 9001, европейского сертификата EHEDG. По классификации известной компании «Dun and Bradstreet» компания CSF имеет самый высокий рейтинг, подчеркивающий максимальную надежность выпускаемой продукции.

Ключевые слова:

Цитировать публикацию:
Дыховичная-Торриери М.Ю. Репортаж - интервью // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 2. – С. 104-111.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Одним из крупных производителей насосов широкого применения является итальянская компания CSF. Сегодня 128000 насосов, произведенные фирмой за 30 лет, работают везде, где требуется что-нибудь перекачивать. Они «качают» воду и молоко, соки и лекарства. Часто к фирме обращаются те, кто столкнулся с трудностями перекачивания того или иного продукта, а иногда и те, кому кажется, что это сделать технически невозможно. Тогда компания CSF поступает, как портной – «шьет костюм на клиента с нестандартной фигурой». Кроме насосов компания выпускает почти 25000 видов узлов и других компонентов технологической оснастки, изготавливаемых из нержавеющей стали. Они верой и правдой сегодня работают на консервных заводах, на фармацевтических предприятиях, в молочной и химической промышленности.

В компании работает 190 человек. Более 30% продукции идет на экспорт в страны ЕЭС, на Украину, в Малайзию, Китай, Филиппины, в Африканские страны. Объем продаж – 65 млрд. лир в год. Компания является обладателем самых престижных сертификатов качества ISO 9001, европейского сертификата EHEDG. По классификации известной компании «Dun and Bradstreet» компания CSF имеет самый высокий рейтинг, подчеркивающий максимальную надежность выпускаемой продукции.

Вот что рассказала наш собственный корреспондент в Италии М. Ю. Дыховичная-Торриери, которая встретилась с президентом компании CSF господином Роландо Патерлини (Rolando Paterliny).

Здание компании органично вписано в холмистый пейзаж сельской местности, среди виноградников и садов области Реджо Эмилия на севере Италии. О специализации фирмы можно узнать задолго до входа на ее территорию. Сверкающее на солнце ограждение из нержавеющих трубочек, бесшумно открывающиеся ворота и сам суперсовременный контур здания, погружают в мир нержавеющей стали.

Я иду на встречу с президентом фирмы CSF Роландо Патерлини, которого я знаю много лет. Ему 62 года, он «кавалер труда» и работает президентом компании уже более 30 лет, то есть бессменно руководит фирмой многие годы, которая за это время стала европейским лидером в своей области. Одно время наши фирмы были деловыми партнерами…

В начале 90-х годов компания размещала заказы на российских предприятиях. По чертежам фирмы они изготавливали детали из нержавеющей стали: различные штифты, втулки, некоторые сборочные единицы. Однако в связи с резким скачком цен на нержавеющую сталь взаимовыгодное сотрудничество было прервано и больше, увы, не возобновилось. Тем не менее, наши дружеские контакты сохранились. На этой же встрече фирма продемонстрировала какой гигантский прогресс произошел в компании за последние 10 лет. Она возбудила чувство уважения и восхищения.

Интервью происходило в кабинете господина Р. Патерлини, за его столом. Вместо стены ‑ окно, которое открывается прямо в цех. В этом кабинете ежедневно в 7.15 и начинается его рабочий день.

рп: Господин Патерлини, расскажите, с чего все начиналось?

Р.Пат.: Сегодня нашей компании 30 лет. Столько лет прошло, но все было словно вчера. Вначале я закончил механическое отделение техникума, и в 60-х годах начал работать на фирме «Ing. Rossi», выпускавшей оборудование для консервной промышленности. За 11 лет проведенных в этой компании, я занимался всем: работал рабочим, начальником цеха, проектировщиком и менеджером по закупкам. Без этих «университетов», я не смог бы состоятся как предприниматель.

Когда у меня появилась семья и дети, мне захотелось зарабатывать больше. К этому времени из компании «Росси» уволились два первоклассных рабочих–токаря, и стали работать на себя по заказу третьих фирм. В течение полутора лет после основной работы до полуночи я работал с этими двумя парнями, помогая им делать чертежи, подыскивать клиентов. До сих пор они мои компаньоны: один отвечает за склад, другой за производство.

Так вот, уже через год нашей «внеурочной деятельности» работы стало так много, что я решил, что можно увольняться. Я ушел с благословения моего хозяина из фирмы «Ing. Rossi», которая на протяжении многих лет была нашим заказчиком номер один. Какое-то время мы работали на других, а потом мне в голову пришла мысль том, что надо делать что-нибудь свое и срочно начать развивать торговую сеть для собственной продукции. С1971г. по 1980 г. мы сделали гигантские шаги ‑ мы начали делать насосы, а затем ‑ смесители для холодной воды.

рп: Но где Вы черпали идеи? Как получилось так, что сегодня ваша фирма стала одной из лучших в Италии?

Р.Пат.: Я всегда смотрел и анализировал данные о том, что промышленность закупает у компаний APV или Alfa Laval и начинал это делать сам ‑ попросту копировал и внедрял в производство. Было понятно, что главное преимущество – быть первым в Италии. В этом случае ты получаешь хорошую прибыль и укрепляешь свои позиции на рынке. Так мы стали выпускать поршневые насосы, работающие повсюду: на заводах по производству мороженого, молока и т. д.

Второй шаг, принесший нам успех – это приобретение заводов, делающих сходную или взаимодополняющую продукцию. Поясню свою идею. По мере того, как развивалась торговая сеть для нашей продукции, я думал, как ее использовать в полной мере и стремился включать все новые компоненты. CSF за эти годы приобрела 7 компаний. В каждой из них CSF она владеет 50-тью процентами акций, не больше. И в этой политике у меня не было не одного промаха. Перечислю компании, вошедшие в нашу «семью»:

1. Bardiani Valvole изготавливает пневматические клапаны

2. OMAG – поршневые, лопастные насосы.

3. CMF производит электрические двигатели, является агентом по продаже двигателей Сименс, и является производителем специальных двигателей.

4. CSF – Франция (компания, занимающаяся монтажом и техническим обслуживанием).

5. COMET – насосы для сельского хозяйства.

6. UNIGREM – сельскохозяйственные машины.

7. CSF – насосы и компоненты из нержавеющей стали, оснастка.

рп: А почему Вы считаете, что 50% акций вашей компании при организации работ в новых ваших организациях является достаточным?

Р.Пат.: Формула «50% для закупленных компаний» означала ‑ 50% «свежего» капитала, давшего им кислород с одной стороны и энтузиазм прежних хозяев компании и их менеджеров, которые продолжали быть в роли хозяев, сохраняя основательную автономию и имея весомые дивиденды. Судите сами, постоянные издержки почти одни и те же (делаешь ли ты одну или десять деталей); проектное бюро, бухгалтерия, торговые агенты (мои агенты всегда вместо одного каталога в чемодане имели 4–5). Централизовав или стандартизовав некоторые функции, мы достигли значительной экономии. Ныне все перечисленные компании объединены в финансовый холдинг «Inox Pump». Это ‑ наш «банк».

рп: А как Вы работаете за пределами Европы?

Р.Пат.: Главное для нас ‑ продажи, но в нашем активе есть и одно совместное производство в Индии.

 

рп: Почему Ваше первое «Joint Venture» за пределами Италии Вы сделали именно в Индии?

Р.Пат.: Это наш давний партнер. В Индию мы долго поставляли насосы. С увеличением же таможенных пошлин, наша продукция становилась все более и более неконкурентоспособной. Но решению открыть производство способствовали и два других обстоятельства: во-первых, страна динамично развивается, и, во-вторых, Индия занимает третье место в мире по производству молока.

рп: Какой метод сотрудничества с вашими индийскими коллегами был вами избран и каковы его перспективы?

Р.Пат.: Нашему главному партнеру, индийской государственной компании, мы продали технологию, лицензию и помогли наладить производство. Насосы они производят для себя, а отдельные их компоненты и для нас по ценам во много раз дешевле итальянских. В течение 7 лет, мы будем получать роялти за каждый проданный насос, и как только в Индии будет предусмотрена возможность совместного предприятия, мы обязательно приобретем акционерное участие.

рп: А как Вы контролируете Вашу деятельность в Индии?

Р.Пат.: Несколько десятков предприятий нашей области, имеющие интересы в Индии; «скинулись», нашли итальянца, живущего с семьей в Мадрасе. Он и курирует наши интересы.

рп: Как Вы оцениваете перспективы и возможности выхода на российский рынок?

Р.Пат.: Безусловно ‑ это рынок огромного потенциала. Побывав на многих российских предприятиях, в том числе военных, я еще раз убедился, что Россия долгие годы строила гигантские объекты, и почти полностью игнорировала мелкие, которые в эпоху рынка играют решающую роль, делая экономику в целом конкурентоспособной.

Должен сказать, что когда мы работали с Вами, уважаемая госпожа Торриери, в России, то всегда были очень довольны и качеством стали, и качеством изготовления изделий. К сожалению после 2-х лет нашей работы в России, они оказались неконкурентоспособными. Продукция предприятий Венгрии, Чехословакии, Индии оказались более конкурентоспособными. Сейчас я то же самое закупаю у них.

рп: Но, возможно, эти вопросы можно решить, создав, например, совместное предприятие в России?

Р.Пат.: Что касается совместного предприятия или открытия своего собственного филиала в Москве, для моей области, это рановато. До этого в России должны вырасти инжиниринговые компании и компании, поставляющие комплектные заводы. Я вижу это так: российский клиент хочет купить или модернизировать, например, сыроваренный завод, тогда наш клиент ‑ это какая-нибудь российская компания-разработчик и поставщик этого завода, которая заказывает в рамках своего проекта насосы, клапаны, соединения и оснастку, производимые нашей фирмой.

рп: А сейчас заинтересованные клиенты как берут у Вас все необходимое?

Р.Пат.: Надо сказать, что есть и второй тип клиентов, к которым можно отнести существующие консервные, молочные, фармацевтические заводы. Они реконструируются, увеличивают свои мощности и т. д., обращаясь к нам, опять же за стандартной оснасткой, насосами, или нестандартным, специальными насосами. В этом случае, нам нужна сеть агентов, которые хорошо знают промышленность, ее слабые места, занимаются монтажом и ремонтом.

рп: Нам кажется, рынок такого рода, еще должен сложиться. И вот тогда наступит Ваш звездный час.

Р.Пат.: Этот рынок, безусловно, будет складываться, и среди нарождающегося  класса промышленных предпринимателей, наш опыт и наша продукция может быть затребована. Это очень важный промышленный сектор экономики: стандартизированные, высококачественные, надежные компоненты, из-за неполадки которых могут остановиться и простаивать целые заводы.

рп: Вы ‑ предприниматель в первом поколении. Какие качества по-вашему нужны человеку, чтобы состояться, как предприниматель?

Р.Пат.: Прежде всего – это огромное желание работать, но не менее важными являются простота и этика. Многие говорят: для успеха предприниматель должен быть жестким, уметь, образно говоря, переступать через трупы противников. Я так не считаю. Цели никогда не оправдывают средства. Честность и порядочность всегда приносят дивиденды.

рп: А как складываются Ваши отношения с рабочими?

Р.Пат.: За свою жизнь, я не уволил ни одного человека, несколько человек «отпочковались» основав свои фирмы, но продолжают с нами работать.

рп: В каких ошибках ты себя можешь обвинить?

Р.Пат.: Мои компаньоны иногда критиковали меня за излишнюю осторожность. Я действительно всегда иду к цели медленными шажками, не делая «шагов длиннее ноги», как говорят. Может быть, мы могли бы прийти к сегодняшним результатам более быстрыми темпами. Не знаю, оглядываясь назад, я бы заново повторил тот же путь... 

День, проведенный на заводе CSF, близился к концу. Мы побывали в цеху и на выставке заводской продукции, посмотрели реконструкцию склада с тысячами различных деталей, я познакомилась с двумя детьми господина Патерлини ‑ дочерью, работающей в бухгалтерии, сыном, отвечающим за закупки, увидела за работой его компаньона.

Выходя, я еще раз медленно прошлась по просторному вестибюлю, рассматривая многочисленные плакаты, как в галерее. На них изображалась продукция завода CSF, возведенная силами дизайнеров в произведения искусства. Были там и фотографии иного рода. Первый колодец, подаренный фирмой CSF племени Кикию в Кении, благодаря которому из глубины 40 метров, люди добывают чистую воду без всякого электричества. Теперь им не надо ходить за много километров за мутной водой из реки, неся ее в тяжелых кувшинах на голове.

А вот Патерлини в кругу многочисленных ребятишек. «CSF» открыла и полностью содержит в Кении школу «New bambini school», единственную в районе бесплатную школу.

«После трагической гибели нашего сына, ‑ сказал мне Роландо Патерлини, ‑ моя жена хотела усыновить ребенка. Разве не лучше, что мы усыновили целую школу, в которой обучаются самые чудесные ребятишки в мире? CSF полностью содержит эту школу, платит зарплату преподавателям, повару, сторожу, покупает книги и еду».

Патерлини – один из 30 предпринимателей, которые финансирует новый университет в Реджо Эмилии. А вот еще фотографии – многочисленные рыбалки. «Огромный» Патерлини с огромными рыбами, выловленными со своего катера на Адриатике. Это единственное хобби или страсть, кроме работы.

Уходя я медленно шла через вестибюль, снова рассматривая фотографии, и меня не оставляло ощущение, что я познакомилась с человеком с большой буквы, который полностью и по-настоящему профессионально состоялся.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241