Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»2 / 2002

Какая пенсионная система сейчас в России?

Ярошенко С Г, вице-президент фонда поддержки МГУ, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 25

Аннотация:
Продолжение. Начало в 10, 11, 12/2001, 1/2002.
В России началась пенсионная реформа. При этом часто говорится о том, что сутью пенсионной реформы является переход от распределительной пенсионной системы к накопительной. Однако почему-то никто не задает очень важный вопрос: действительно ли пенсионная система в России является распределительной?
Цитировать публикацию:
Ярошенко С.Г. Какая пенсионная система сейчас в России? // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 2. – С. 85-89.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В России началась пенсионная реформа. При этом часто говорится о том, что сутью пенсионной реформы является переход от распределительной пенсионной системы к накопительной. Однако почему-то никто не задает очень важный вопрос: действительно ли пенсионная система в России является распределительной?

Откроем российские законодательные акты.

В статье 7 Конституции РФ говорится, что «Российская Федерация - социальное государство», в котором «устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Следуя нормам международного права, Конституция устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый (приемлемый) уровень жизни. Там же закреплены основные направления социальной политики государства, в том числе выплата государственных пенсий и социальных пособий.

Статья 39 Конституции конкретизирует положение о том, что Россия - социальное государство. В частности, в пункте 1 говорится, что «каждому гарантируется социальное обеспечение», а в пункте 2, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение. В настоящее время в России действует несколько федеральных пенсионных законов, основными из которых являются: 1) Закон о государственных пенсиях в Российской Федерации от 20.11.90 г. №340-1 (с последующими изменениями и дополнениями);

2) Закон о порядке исчисления и увеличения государственных пенсий от 20.07.97 г. №113-ФЗ.

В законах, входящих в пенсионное законодательство, определяются условия и порядок государственного обязательного пенсионного обеспечения. Таким образом, по действующему законодательству пенсионная система в России является государственной, и нигде в законах не говорится о ее распределительном характере.

Распределительными пенсионными системами называются такие пенсионные системы, в которых покрытие текущих пенсионных расходов производится из текущих поступлений. В таких системах величина пенсий не гарантируется и прямо зависит от величины поступлений. В России же выплата пенсий установленной величины гарантируется государством. Следовательно, юридически российская пенсионная система не является распределительной. Кроме того, у распределительных пенсионных систем не существует профицита, так как все поступающие средства тут же тратятся на текущие пенсионные выплаты. В то же время у Пенсионного фонда РФ имеется постоянно растущий профицит.

Конечно же, наше государство, особенно в последние годы, стремится «сбросить» с себя груз обязательств перед пенсионерами. Поэтому государственным чиновникам выгодно говорить о распределительной пенсионной системе, так как в ней у государства отсутствуют обязательства. Однако, чтобы не вступать в явное противоречие с Конституцией, столь желанный переход к распределительной пенсионной системе приходится скрывать, регламентируя его на уровне подзаконных актов.

Такая возможность у правительственных чиновников появилась после принятия в 1997 г. Закона о порядке исчисления и увеличения государственных пенсий от 20.07.97 №113-ФЗ (вступил в действие 01.02.98). В статье 1 (пункт 4) говорится: «Размер пенсии в рублях устанавливается исходя из среднемесячной заработной платы в стране за предшествующий квартал по индивидуальному коэффициенту пенсионера». Естественно, что законодатели имели в виду и неоднократно подчеркивали (см., например, стенограмму заседания Госдумы от 09.06.1999 г.), что при расчете пенсий за основу будет приниматься среднемесячная заработная плата, данные о которой будет предоставлять Госкомстат Российской Федерации. Однако чиновники решили считать по-своему.

Первый такой подзаконный акт был утвержден 25.12.1997 первым замминистра труда и социального развития РФ Михаилом Дмитриевым, который является, между прочим, одним из авторов нынешней пенсионной реформы. Он назывался «Временная методика расчета среднемесячной заработной платы в Российской Федерации для исчисления и увеличения государственных пенсий». В нем чиновники Министерства труда и социального развития решают задачу определения средней заработной платы с конца, исходя из величины пенсионных поступлений. Согласно данной методике берется величина пенсионных взносов, делится на 0,29 (с 2001 г. – на 0,28), в результате чего получают ту самую «среднюю зарплату по стране», исходя из которой рассчитывается пенсия. Именно эта «средняя зарплата» и утверждается затем правительственным постановлением. Конечно же, при такой методике государство в лице Пенсионного фонда всегда будет формально выполнять свои обязательства перед пенсионерами!

Удивительно, но все это происходит в 1997 году при совершенно четкой позиции Президента РФ Б. Ельцина, который в одном из своих выступлений приходит к следующему выводу: «Размер государственной пенсии по старости поставлен в зависимость от суммы фактического поступления страховых взносов в Пенсионный фонд от работодателей», что «не соответствует заложенному в законодательстве Российской Федерации принципу, согласно которому выплата государственных пенсий и размер этих пенсий не зависят от поступления средств в Пенсионный фонд Российской Федерации».

Более того, в методике говорилось: «При наличии задолженности по финансированию выплаты пенсий для определения расчетного фонда оплаты труда из общего объема страховых взносов за каждый месяц квартала исключается сумма взносов, которая направляется на погашение задолженности по выплате пенсий в этом же квартале». Поэтому не удивительно, что если до 1998 г. задолженность перед пенсионерами постоянно росла, то к 1999 она была ликвидирована, а в настоящее время у Пенсионного фонда постоянно растет профицит, который сейчас достигает одной трети от годовой суммы пенсий.

Нет ничего временного, чтобы это не стало постоянным. И столь выгодный для чиновников порядок расчета средней заработной платы утверждается уже при Президенте В. Путине постановлением Минтруда и социального развития РФ от 4 апреля 2000 г. №27 "Об утверждении Порядка расчета среднемесячной заработной платы в стране за квартал для исчисления и увеличения государственных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране в соответствии с Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".

Не удивительно, что такой несправедливый порядок расчета пенсий, при котором государство отказывается от своих обязательств, вызвал негодование у пенсионеров, ряд из которых в своем протесте смог дойти до Верховного суда РФ. Однако у отдельного пенсионера нет никаких реальных возможностей противостоять всей государственной машине, и Верховный Суд, вопреки воле законодательной власти, не запретил такой порядок. Так, в своем решении от 12.02.98 г. №ГКПИ 98-4 Верховный Суд РФ утверждает: «Правительство РФ не вышло за пределы своей компетенции», аргументируя это тем, что:

во-первых, «Федеральный закон №113-ФЗ не установил какую именно методологию надо применять для исчисления среднемесячной зарплаты в стране»;

во-вторых, размер среднемесячной заработной платы в стране, указываемый Госкомстатом РФ, является лишь результатом выборочных статистических наблюдений, который не учитывает целый ряд категорий плательщиков взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации». Как говорится, без комментариев!

Аппетит приходит во время еды. Первоначально величина средней заработной платы, используемая для начислений пенсий, составляла 70,4% от статистической (760 тыс. руб. и 1080 тыс. руб. в IV квартале 1997 г.). Чиновники в 1997 г. эту разницу объясняли тем, что фактически выплаченная зарплата составляла как раз 70% от начисленной (760 тыс. руб. и 1080 тыс. руб. в IV квартале 1997 г.).

К настоящему времени задолженность по заработной плате практически ликвидирована: задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств предприятий и организаций на 01.03.2001г. составляла 28,575 млрд. руб., или 1,5% от фонда оплаты труда, где хранится, по данным 2001 г., 1900 млрд. руб.

Может быть, плохо собираются пенсионные взносы? Нет, в 2000 г. коэффициент сбора страховых взносов составил 96,9%, а в 2001 г., с переходом функции сбора пенсионных взносов от Пенсионного фонда к Министерству по налогам и сборам, собираемость еще более выросла. Однако сейчас величина средней заработной платы, используемая для начисления пенсий, стала еще меньше: 49,5% от статистической (1635 руб. и 3304 руб. в июне 2001 г.).

Вопрос о том, какая в России пенсионная система, оказывается не только общетеоретическим, а самым что ни на есть злободневным. Ведь главное, что должно произойти при пенсионной реформе, ‑ это приватизация пенсионной системы. Однако, если государство систематически отказывается от своих обязательств, то что получит работник при переходе из существующей государственной пенсионной системы в любую другую, будь то накопительная, страховая, частная или профессиональная?


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241