Экономико-математическое моделирование ставки единого налога для малых предприятий

Соколов Е.В., Руднев К.В., Волохова Т.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (26), Февраль 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Соколов Е.В., Руднев К.В., Волохова Т.В. Экономико-математическое моделирование ставки единого налога для малых предприятий // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 2. – С. 70-74.

Аннотация:
Актуальной задачей развития малых предприятий является их налоговое стимулирование, заключающееся в установлении таких ставок взимания налогов, которые заставляли бы предпринимателя развивать свое производство в определенных государством направлениях.

Ключевые слова: малый бизнес, налоговое стимулирование, налоги, налогообложение, малые предприятия

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Актуальной задачей развития малых предприятий (МП) является их налоговое стимулирование, заключающееся в установлении таких ставок взимания налогов, которые заставляли бы предпринимателя развивать свое производство в определенных государством направлениях.

С 1995 года законодательством Российской Федерации для малых предприятий с численностью до 15 человек и валовым доходом до 100 тысяч минимальных заработных плат предусмотрена возможность замены всей совокупности налогов одним – единым налогом, исчисляемым по итогам отчетного периода, с совокупного дохода или валовой выручки. При этом в бюджет субъекта федерации перечисляется не более 20% совокупного дохода МП, а нижняя ставка налога не ограничивается и определяется территориальным законодательством.

В Москве ставка единого налога на совокупный доход зависит от его доли в валовой выручке: 16% для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 40% до 45% включительно; 18% при доле совокупного дохода от 45% до 50% включительно; 20% при доле совокупного дохода более 50%.

Подобный подход не стимулирует развитие МП, так как эффективно работающие предприятия облагаются высокими налогами, что ослабляет их развитие. Малодоходным предприятиям так же нет смысла развиваться, поскольку это приведет к увеличению налогового бремени. Поэтому те и другие заинтересованы в утаивании доходов, что плохо для государства, так как оно не добирает определенную долю налогов.

В рассматриваемом в статье методе налогового стимулирования малых предприятий предлагается решение, при котором снижение ставки единого налога на совокупный доход (выгодное для МП) функционально увязывается с возрастанием величины совокупного дохода, получаемого за счет вложения части прибыли в переменные затраты предприятия. Это обеспечивает рост валовой выручки, который в свою очередь приводит к росту совокупного дохода и, следовательно, к увеличению налоговых поступлений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 222 – ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» совокупный доход (Д) исчисляется как разница между валовой выручкой и определенными затратами по формуле:

Д = В – З,

где В – валовая выручка;

З ‑ затраты, исключаемые при определении совокупного дохода.

Перечень затрат является исчерпывающим и состоит из:

Змат ‑ стоимости использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива;

Зэ ‑ стоимости эксплуатационных расходов;

Зрем ‑ стоимости текущего ремонта;

Зар ‑ затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности;

Зар.т ‑ затрат на аренду транспортных средств;

Зкр ‑ расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3%);

Зус ‑ стоимости оказанных организации услуг;

Зндс ‑ налога на добавленную стоимость, уплачиваемого поставщикам;

Зт ‑ налога на приобретение автотранспортных средств;

Зфон ‑ отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды;

Зтам ‑ уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.

В соответствии с приказом Минфина РФ от 22 февраля 1996 г. №18 в перечень затрат не включаются и, следовательно, относятся к совокупному доходу расходы на оплату труда и амортизационные отчисления по основным средствам, нематериальным активам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам. Поэтому, с учетом создаваемой на МП прибыли совокупный доход определяется по формуле:

Д = П + Рзар + А,

где П – прибыль МП;

Рзар – расходы по оплате труда;

А – амортизационные отчисления по основным средствам, нематериальным активам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам.

Основным принципом создания модели, отражающей зависимость снижения ставки единого налога и роста совокупного дохода, является постоянный уровень поступлений налоговых платежей в бюджет субъекта федерации. То есть ставка налога снижается ровно на столько, на сколько рост совокупного дохода МП компенсирует объем налоговых поступлений, вызванных снижением ставки.

В соответствии с выше изложенным подходом зависимость между снижением ставки единого налога и ростом совокупного дохода имеет вид:

Д (С – Х)

Н = --------------- (1)

100

где Н – постоянный уровень налоговых поступлений;

Д – совокупный доход;

С – ставка единого налога на доход;

Х – величина снижения ставки налога.

Под постоянным уровнем налоговых поступлений (Н) понимается величина налога, получаемого до уменьшения ставки налога, рассчитываемая по формуле:

Д1 х С

Н = --------------- (2)

100,

где Д1 – величина совокупного дохода МП в предшествующем отчетном периоде до снижения ставки налога С.

Преобразовав уравнение (1) и подставив в него значение Н из уравнения (2), получим зависимость между снижением ставки налога и необходимым уровнем совокупного дохода, обеспечивающим постоянный уровень налоговых поступлений – Н.

Д1 х С

Д =

С – Х

С учетом ограничений, накладываемых на Х и С, экономико-математическая модель зависимости снижения ставки единого налога и роста совокупного дохода примет вид:

Д1 х С

Д = целевая функция (3)

С – Х

0 < Х < С (4)

Х положительное число ограничения (5)

С ≤ П (6),

где П – предельная ставка единого налога.

Например, приняв Д1 = 100%, С = 17% и задав значения Х = 1, 2, … 16 (целые числа), получим значения Д представленные в табл. 1.

Таблица 1

Связь совокупного дохода со ставкой единого налога

Снижение ставки единого налога (Х) в %
1
2
3
4
5
6
7
. . .
16
Совокупный доход (Д) в %
106,25
113,33
121,43
130,77
141,67
154,55
170
. . .
1700

Из табл. 1 следует: чтобы снизить ставку единого налога на 1%, совокупный доход, полученный в предшествующем отчетном периоде (принятый за 100%, Д1 = 100%) необходимо увеличить на 6,25%; чтобы снизить ставку единого налога на 2%, совокупный доход необходимо увеличить на 13,33% и так далее.

Таким образом, имея экономико-математическую модель, выраженную в виде зависимостей 3, 4, 5, 6, можно для всех возможных значений ставки единого налога на доход (С) и величины снижения ставки налога (Х) смоделировать величину совокупного дохода Д, обеспечивающего постоянную величину налоговых поступлений.

Данный подход к снижению ставки единого налога позволит МП вкладывать свою прибыль в рост заработной платы, что является важнейшим стимулом их развития. Государство так же получает дополнительные выгоды, так как рост заработной платы населения снижает социальную напряженность, повышает потребительский спрос и стимулирует подъем народного хозяйства. Кроме этого рост заработной платы обеспечивает дополнительные поступления в бюджет за счет соответствующего роста подоходного налога.


Страница обновлена: 28.03.2024 в 21:58:29