Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2010

Цель и задачи внутрифирменного институционального предпринимательства

Слива Светлана Вячеславовна, Доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства Астраханского государственного университета, Россия

Goals and Objectives of Intra-Company Institutional Entrepreneurship - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 17

Аннотация:
Предпринимательство в современных условиях может расширенно трактоваться как институциональное предпринимательство. Его цель – изменение системы внутрифирменных формальных правил, что формирует траекторию необходимой поступательной динамики развития предприятия. Укрупненной задачей институционального предпринимательства, по мнению автора, является распределение ресурсов, обеспечивающих эффективное функционирование новых формальных правил.
Цитировать публикацию:
Слива С.В. Цель и задачи внутрифирменного институционального предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 6. – С. 28-32.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Функционирование фирмы можно рассматривать как процесс передачи во времени устоявшихся рутин (Рутины – сложившиеся на предприятии правила анализа и принятия решений в зависимости от изменений внутренней или внешней ситуации. Термин «рутины» связан с эволюционной теорией предприятия – прим. ред.) с целью ее самосохранения. Известно, что в ходе кризисных изменений для предприятия характерна институциональная инерционность, что выражается в мобилизации всех ресурсов для сохранения устоявшихся экономических отношений, достижению традиционных целей. Неизменной и глобальной целью деятельности коммерческих субъектов является прибыль. В условиях стабильного и устойчивого функционирования предприятия действует принцип максимизации прибыли. Руководствуясь данной рутиной, деятельность предприятия связана с достижением ее определенного уровня, обеспечивающего удержание определенной доли на рынке и определенного объема продаж. [3, с. 118] Однако установленный порядок целей необходимо скорректировать на новые условия окружающей социально-экономической среды – изменение структуры факторов производства, изменение потребительских предпочтений, изменение стандартов конкурентоспособности предприятия. Приходящийся на период экономической нестабильности этап зрелости рутины использования и распределения прибыли, связан с ее инновационной заменой.

Кризис, финансы и инновации

Механизм воспроизводственного самосохранения обладает максимальной эффективностью в условиях разработки и внедрения организационно-технических, организационно-экономических и организационно-управленческих новаций, которые формируют более эффективную модель самовоспроизводства фирмы. В этой связи необходимо отойти от инерционной модели максимизации и удержания эффективного объема прибыли и прейти к деятельности по финансированию за счет прибыли разработок и внедрений внутрифирменных организационных мероприятий. Направленность внутрифирменного институционального предпринимательства на переформатирование рутины использования прибыли может сформировать условия для эволюционного развития фирмы, что создаст ее новые динамические очертания.

Среди прочих условий рост прибыли современной фирмы обеспечивает ее лидерство в практике технологических новаций. Диспропорции межфирменной капиталовооруженности и в доступе к информационному продукту, обусловливают неравномерные возможности освоения технологических новшеств предприятиями. В этой связи существенное значение для фирмы имеет проблема финансового обеспечения инноваций. Период кризисного и депрессивного, или, иначе – рутинного развития экономики, сопровождается уменьшением финансовых ресурсов фирмы при одновременном росте потребности в инвестициях.

Технологическое лидерство обеспечивает устойчивость фирме в периоды внедрения нововведений, связанных с существенным вложением капитала.

Основание такой уверенности лежит в достижении оптимального соотношения запасов капитала и объемов финансовых ресурсов, направляемых в прикладные исследования.

Стабильное существование и рост фирмы обеспечивается выполнением такой ее новаторской задачи, как освоение и закрепление за собой инновационных технологических ресурсов.

Фундаментальные и операционные исследования

Инновационная фаза бизнес-цикла связана с ростом инновационных расходов предпринимателя.

Распространенным является тезис о том, что современная отраслевая структура экономики характеризуется неодинаковыми потребностями в темпах научно-практических изысканий и внедрений. Выделяются предприятия, нуждающиеся в систематических организационных и технологических исследованиях. Они традиционно являются центрами сосредоточения производства нового продукта или притяжения уже готового новаторского продукта. Наряду с ними функционируют предприятия, накапливающие и концентрирующие такого рода продукты постепенно, что связано с революционными прорывами в фундаментальных исследованиях и точечной потребностью их применения. В первом случае концентрация финансовых вложений в НИОКР возрастает, поскольку требуемое соотношение их объема много выше, чем у фирм, относящихся к отраслям с более низкой потребностью в инновациях. Однако в современных условиях такой исследовательский диспаритет и такая дифференциация предприятий представляется достаточной условной. В деятельности фирм, претендующих на конкурентные отраслевые преимущества, должно присутствовать взаимодополнение фундаментальных и операционных исследований. Такого рода саморегулирование конкурентной среды устанавливает новые стандарты эффективности институционального предпринимательства в области моделирования производственной функции предприятия.

Инновационная активность российских предприятий

Широкий спектр потенциальных инноваций создает условия выбора для фирмы из множества производственных возможностей. Инновации порождаются фундаментальными, прикладными и операционными знаниями. Фундаментальные исследования связаны с процедурой постепенного накопления научных результатов и имеют большую капиталоемкость.

Поэтому фирма всегда может увеличить свои знания за счет внутриотраслевых исследований, фундаментальных знаний, не имеющих четкой отраслевой и организационной принадлежности. Прикладное операционное знание не представляет существенной финансовой нагрузки для фирмы, поскольку компенсация расходов на эти цели осуществляется благодаря ускорению оборота произведенной продукции. Сдерживающим моментом практических инноваций можно считать тот факт, что в ряде случаев операционное знание может оставаться продолжительное время неявным, так как не может быть достаточно быстро артикулировано – систематизировано и изложено. [1, с. 121] Соответствующей задачей внутрифирменного институционального предпринимательства в условиях экономической нестабильности является быстрая визуализация и практическое использование латентных операционных знаний. Следовательно, разработка фундаментальных новаций определяет общий контур изменений, а операционные новации – механизмы и инструменты развития фирмы.

Поиск, разработка и закрепление за собой новационных разнопрофильных знаний фирмой, претендующей  на статус лидера, может не только обеспечить устойчивость в условиях разворачивающегося кризиса, но и заложить основы дальнейшего опережающего конкурентного развития.

Необходимость обращения к институциональному предпринимательству подтверждается недостаточным вниманием российских предприятий к вопросу обеспечения собственного эволюционного развития. Индекс инновационной активности российских предприятий остается по-прежнему на низком уровне. В частности, в 2005 г. минимальный уровень в 4,2% отмечен в электроэнергетике и топливной промышленности.

Максимальное значение показателя – 19,6% отмечено в машиностроении, металлообработке. [4, с. 3-20] Финансирование инновационных проектов осуществляется преимущественно по каналам бюджетного распределения ресурсов. Тогда как, предприятия, функционирующие в системе рыночной экономики, самостоятельно отвечают и за внедрение, и за инвестиционное наполнение своих программ развития.

Доходы фирмы – на прикладные исследования!

С предметно-методологической точки зрения необходимо понимать, что рутины как сложившиеся формальные правила внутрифирменной хозяйственной организации являются специфическими ресурсами, чья ценность неизбежно снижается. Сохранение внутренних формальных стереотипов в условиях изменения внешней среды маргинализирует фирму в новом бизнес-цикле.

Институциональное предпринимательство представляется новой формой экономической деятельности предприятия. Субъектам предпринимательской деятельности необходимо иметь четкое представление и понимание актуальности практики институционального предпринимательства. Хозяйственные традиции-рутины, действительно обеспечивают предприятию своеобразную унаследованную устойчивость.

Сохранению прочности позиций предприятия в условиях экономической нестабильности бизнес-цикла способствуют инновации. В связи с этим, рутина способа распределения прибыли должна быть заменена новацией обеспечения доходами прикладных исследований. Рутина обеспечения конкурентных преимуществ посредствам удержания достигнутых на рынке позиций должна быть заменена на деятельность по закреплению за фирмой фундаментальных и операционных знаний. Сохранение позиций благодаря новому способу их обеспечения, представляются конкретными прикладными задачами внутрифирменного институционального предпринимательства. Рекомбинация рутин и инноваций изменяет структуру формальных правил, оптимизирует производственную функцию, что в конечном итоге обеспечивает предприятию устойчивое эволюционное развитие.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. – М.: Дело, 2002.
2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.
3. Долан Р., Саймон Г. Эффективное ценообразование. – М.: Экзамен, 2005.
4. Ивантер В., Комков Н. Перспективы и условия инновационо-технологического развития экономики России. // Проблемы прогнозирования. – 2007. – № 3.