Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2009

Роль частно-государственного партнерства в развитии социальной инфраструктуры региона

Грабар Анна Анатольевна, Аспирант кафедры менеджмента и маркетинга Вятского государственного университета, Россия

Role of Public and Private Partnership in the Development of Social Infrastructure in the Region - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 23

Аннотация:
На уровне региона частно-государственное партнерство является эффективным инструментом для развития социальной инфраструктуры. Это связано с новыми возможностями, которые появляются при слиянии ресурсов бизнеса в виде финансов, менеджмента, предпринимательского опыта, инноваций и ресурсов государства в виде основных фондов (собственности), законодательной и информационной поддержки.
Цитировать публикацию:
Грабар А.А. Роль частно-государственного партнерства в развитии социальной инфраструктуры региона // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 12. – С. 20-24.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Частно-государственное партнерство представляет собой развитие механизмов взаимодействия между государством и частным бизнесом в целях разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации в различных сферах хозяйствования в виде долгосрочного партнерства.

Хозяйственное партнерство государства и бизнеса, на уровне региона, позволяет привлечь дополнительные ресурсы для решения бюджетных проблем. В первую очередь, это относится к таким объектам социальной инфраструктуры как, учреждения образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта и т.п.

Управление такими объектами и их финансирование при использовании частно-государственного партнерства позволит привлечь в государственный сектор экономики дополнительные ресурсы, переложить на предпринимательский сектор часть рисков и в то же время сохранить объекты в государственной собственности [2].

На уровне региона частно-государственное партнерство является эффективным инструментом для развития социальной инфраструктуры, так как происходит слияние ресурсов бизнеса в виде финансов, менеджмента, предпринимательского опыта, инноваций и ресурсов государства в виде основных фондов (собственности), законодательной и информационной поддержки.

Преимущества частно-государственного партнерства

Наиболее успешно реализация механизма частно-государственного партнерства в регионе происходит по следующей следующей схеме.

Одна или несколько частных организаций строят объект социальной инфраструктуры либо осуществляют капитальный ремонт или иным образом обновляют основные фонды объекта, осуществляют прочие финансовые вложения (коммерческие затраты) и осуществляют его последующую эксплуатацию. На данном этапе представители бизнеса получают от региональной власти поддержку в виде ускорения принятия решений на уровне регионального управления (выделение земельных участков, разрешение на строительство, выдача соответствующих лицензий и т.п.); организационную поддержку в виде помощи при проведении закупок, при подборе персонала и т.п.; информационную поддержку в виде освещения социально значимой деятельности организаций в региональных средствах массовой информации на льготных условиях; финансовую поддержку в виде выделения средств в рамках национальных или региональных проектов, грантов, субсидий.

На этапе строительства и ввода в эксплуатацию объекта регион получает дополнительные рабочие места, доходы от уплаты налогов.

С момента старта реализации услуг объектом социальной инфраструктуры партнеры со стороны бизнеса получают: предусмотренную договором часть чистой прибыли от реализации услуг, возможность предоставления услуг объекта социальной инфраструктуры своим работникам на льготных условиях. Среди косвенных финансовых выгод бизнеса: рост воспроизводственного потенциала человеческого капитала организации (особенно в случае строительства рекреационного либо образовательного учреждения), закрепление кадров на предприятии, рост корпоративной сознательности персонала (в связи с заботой работодателя о сотрудниках), увеличение ценности бренда работодателя. Регион, в свою очередь, получает предусмотренную договором часть чистой прибыли, налоговые поступления. Непрямые финансовые выгоды региона заключаются в удовлетворении потребностей населения в услугах, в снятии напряженности на рынке труда, росте воспроизводственного потенциала. К тому же, растет инвестиционная привлекательность региона: наличие развитой социальной инфраструктуры снижает риски инвесторов в области наличия квалифицированных кадров, обеспеченности жильем, бытовыми услугами, сетью общественного питания.

Важно отметить, что в случае частно-государственного партнерства объект социальной инфраструктуры либо полностью, либо частично остается в собственности государства, что немаловажно для осуществления контроля.

Полуприватизация

Социальная инфраструктура традиционно относится к сфере государственной ответственности. С чисто рыночной позиции некоторые объекты социальной инфраструктуры непривлекательны и могут исчезнуть, если их активы передать в частные руки. К тому же государство не может полностью передать их в собственность, так как существуют социально-незащищенные слои населения, которые не смогут оплачивать услуги по коммерческой стоимости. Поэтому на практике совершенно логично возникает так называемая полуприватизация, с которой часто отождествляют государственно-частное партнерство. Это дает основание рассматривать частно-государственное партнерство в качестве промежуточной формы между государственной и частной собственностью, а также как своеобразную управленческую альтернативу приватизации. [1]

Необходимость в частно-государственном партнерстве выше в экономически слабых (так называемых депрессивных регионах, по типологии Минрегиона России) регионах. Экономически развитые регионы обладают большими бюджетными ресурсами для вложения в развитие социальной инфраструктуры. Однако потребность в инвестициях в социальную инфраструктуру превышает бюджетные возможности. Во многих регионах России потребность в услугах социальной инфраструктуры выше, чем возможности ее покрытия. Особенно ощущается недостаток в образовательных, спортивных учреждениях, в качественном медицинском обслуживании, организации досуга. [3]

В сложившейся ситуации необходимости крупных инвестиционных вливаний в социальную инфраструктуру, частно-государственное партнерство является наиболее действенным механизмом по реализации развития данного сектора за счет привлечения капитала и управленческого ресурса бизнеса. Также частно-государственное партнерство открывает новые возможности для частного бизнеса в экономике и социальной сфере, ранее не доступные организациям.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241