Выбор и развитие приоритетных отраслей науки и промышленности России в кратко- и долгосрочной перспективе

Кулумбегашвили Г.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (149), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кулумбегашвили Г.М. Выбор и развитие приоритетных отраслей науки и промышленности России в кратко- и долгосрочной перспективе // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 12. – С. 8-13.

Аннотация:
В статье речь пойдет о необходимости развития и выведения на достаточный уровень приоритетных, и не только приоритетных отраслей народного хозяйства на базе существующих предприятий научно-производственного комплекса. Однако не все ресурсы государства являются универсальными – некоторые из них ограничены. Как организовать их распределение таким образом, чтобы развивались не только приоритетные отрасли? Об этом пойдет речь в статье.

Ключевые слова: инновации, наукоемкая продукция, государственная стратегия, отраслевая экономика, промышленное развитие, рынок высоких технологий, приоритетные технологии, рынок потребления



Регулярные заявления высших лиц государства о необходимости перевода страны на новые технологические рельсы и приоритет инновационного развития нашли свое отражение в целой череде официальных документов, призванных обеспечить качественный рост наукоемких отраслей. За последние несколько лет были приняты:

– срочные стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации;

– Комплексная программа научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года;

– Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года [1].

Проблемы научно-технических отраслей — внутренние и внешние

В условиях планомерного и продолжительного роста государственного бюджета и соответственно расходов наукоемкие отрасли получили крупнейшие за последние годы заказы, которых так сильно не хватало в последние 15–20 лет. Однако в нынешней ситуации наукоемкие предприятия, в частности предприятия машиностроения, имеющие крайне капиталоемкие основные средства, столкнулись с проблемами несколько другого характера.

Самой распространенной ситуацией стала неспособность научно-производственных предприятий (НПО) машиностроения предоставить конкурентоспособную продукцию в необходимом объеме и в заданные сроки. Что можно слышать от представителей государства и руководства наукоемких организаций касательно низкой производительности и медленного научно-технического развития? Наиболее распространены следующие причины [2]: морально и физически устаревшая материальная база, тотальный дефицит средневозрастных специалистов и неготовность к высоким объемам производства.

Все перечисленные проблемы можно назвать ресурсными, то есть прямо зависящими от имеющихся в данный момент у предприятий материальных, кадровых, финансовых и научных ресурсов.

Расширив границы проблематики до национального масштаба, целесообразно разделить проблемы научно-технических отраслей на внутренние и внешние. Первые в основном связаны с собственной конкуренцией на свободном рынке, способностью реализовать свой потенциал с экономической выгодой – внедрением потребительских новинок и/или самобытных аналогов импортируемой продукции.

Внешние связаны с крупными заказами двух типов: государственными и крупно-корпоративными. Последние представляют собой заказы промышленных гигантов, распределяемые между многочисленными НПО по стратегически выбранному направлению развития. Однако и в этом случае большое значение имеет принятая государственная стратегия, так как крупный частный бизнес неохотно делает масштабные инвестиции, не заручившись поддержкой государства как партнера или хотя бы на уровне долгосрочного одобрения.

Универсальные и ограниченно применимые ресурсы государства

Все отрасли промышленности можно классифицировать по степени перспективности и уровню экономической отдачи для страны в целом. По нашему мнению, полностью правильной является позиция, согласно которой государство как важнейший регулятор инвестиционной активности не должно притеснять или каким-либо образом оказывать негативное влияние на развитие любого, даже самого малозначительного сегмента науки или промышленности.

В распоряжении государства имеется набор разнообразных инструментов для регулирования и стимулирования экономической и инновационной активности. В этой связи задача правительства состоит не в выделении перечня приоритетных направлений и их исключительного финансирования, а в поддержании всей сетки научных и промышленных сегментов с разграничением используемых для этого ресурсов на ограниченные и неограниченные.

К ограниченным ресурсам в распоряжении государства относятся в первую очередь средства финансирования, а также материально-техническая и кадровая база наукоемких предприятий. Если переброска финансовых ресурсов может происходить фактически в любых направлениях и объемах, то использование ресурсов предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности, как правило, ограничено их областью применения. Так, перепрофилировать научно-исследовательское предприятие аграрной отрасли в научно-исследовательское предприятие машиностроения не представляется возможным, однако в ряде случаев реален перевод специалистов из смежных областей.

В связи с этим можно выделить еще один квалификационный фактор: универсальность применения государственных ресурсов. Принимая такое разделение, финансовые ресурсы государства являются универсальными, в то время как материально-техническая и кадровая база являются ограниченно применимыми.

Международные аспекты развития отраслей

Возвращаясь к классификационному параметру ограниченности, перечислим основные условно неограниченные ресурсы, находящиеся в распоряжении государства. Это в первую очередь инструменты законодательного регулирования, а также пропагандистские и информационные каналы, дипломатическая и наддипломатическая внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность.

Под наддипломатической деятельностью следует понимать действия, не основанные на нормах международного права, все чаще нарушаемых в последнее время. Но при этом они молча принимаются международным сообществом как проявление превосходства отдельно взятого государства или ответ на подобные действия. Эти ресурсы, как правило, являются универсальными, то есть применимы к практически любой отрасли науки и промышленности.

Другой серьезный аспект планирования и разработки национальных экономических приоритетов зависит от того, каким будет в дальнейшем международное сотрудничество. В случае усугубления изоляции национальных экономик каждое национальное образование будет стремиться к наиболее выгодному перераспределению в свою сторону доходов от внешнеэкономической деятельности. Соответственно, национальный экономический приоритет будет смещен в сторону потребительских отраслей науки и промышленности. Как следствие, произойдет неэффективное в глобально-историческом отношении использование ресурсов [3].

В случае же последующего стирания границ между национальными экономиками и усиления международного разделения труда приоритет развития национальных экономик в глобально-историческом масштабе сместится в сторону непотребительских отраслей науки и промышленности.

Параллельное развитие отраслей

Итак, государство имеет комбинацию векторов приоритетов (цель) и набор инструментов (средства). Напрашивается необходимость взвешенного соотношения векторов целей и наборов средств для достижения конечного результата. Один из вариантов нахождения искомых соотношений может быть реализован по следующей схеме.

Поскольку мы имеем конечное число приоритетных отраслей, для каждой из них следует провести анализ текущего состояния с количественной оценкой измеримых ресурсов и качественной оценкой ресурсов, не имеющих исчисляемого значения.

На следующем этапе определяется необходимый уровень развития приоритетной отрасли за отчетный период и требуемый для этого объем инвестиций. Очевидно, что при таком подходе для удовлетворения всех потребностей в необходимом объеме ограниченных ресурсов будет недостаточно. Однако после анализа каждой отрасли и последующей консолидации данных по всем приоритетным отраслям будет выявлено некоторое среднее соотношение между необходимым и возможным уровнем финансирования, в соответствии с которым его можно скорректировать.

В этом случае развитие всех отраслей будет идти параллельно. К тому же подобный анализ покажет те отрасли, у которых имеется наибольшая потребность в условно неограниченных ресурсах и на которые, соответственно, следует обратить внимание законодателей и общественности для повышения уровня их социальной значимости. Ведь совершенно незачем, например, пропагандировать вложения в нефтедобывающую отрасль, в то время как аграрный сектор испытывает колоссальный недостаток инвестиций и информационная поддержка нужна ему куда сильнее.

Другим вариантом распределения ресурсов является выделение главных приоритетов среди всех приоритетных отраслей и финансирование остальных по остаточному принципу, но не ниже минимального необходимого для планомерного развития уровня.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:08:24