Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2009

Разработка механизма взаимодействия субъектов управления занятостью населения региона

Поварич Илья Прохорович, Зав.кафедрой менеджмента Кемеровского госуниверситета, д.э.н., профессор, Россия

Соколова Юлия Валерьевна, Стар. преподаватель Кузбасского гостехуниверситета, Россия

Working up an interaction mechanism for entities managing employment in the region - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 27

Аннотация:
В статье предлагается один из возможных вариантов механизма взаимодействия субъектов управления занятостью населения региона. Раскрывается его сущность и структура. Определены требования к формированию и эффективному использованию описанного механизма.
Цитировать публикацию:
Поварич И.П., Соколова Ю.В. Разработка механизма взаимодействия субъектов управления занятостью населения региона // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 11. – С. 158-162.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Успешная реализация любой программы содействия занятости населения возможна только при условии четкой координации действий всех субъектов управления конкретной программой. Выполненный нами анализ показывает, что ни в одной из разработанных до настоящего времени программ содействия занятости населения вопросы такого взаимодействия не рассматриваются. Исключением является попытка дифференциации выделяемых финансовых ресурсов по отдельным мероприятиям за счет федерального бюджета, регионального бюджета и внебюджетных источников.

Об отсутствии четкой координации действий по вопросам регулирования различных аспектов занятости населения региона говорит и выполненный нами анализ соглашений между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, администрацией Кемеровской области и работодателями за последние 10 лет. Основной упор с точки зрения обеспечения занятости работоспособных жителей региона в этих документах делается на работодателей [1]. Однако никакого конкретного механизма трехстороннего взаимодействия в его реализации не предусматривается.

При таких условиях соглашения данного типа носят декларативный характер и не могут быть реализованы без выработки соответствующего механизма взаимодействия их участников по всему комплексу вопросов, связанных с обеспечением эффективной занятости населения конкретного административно-территориального образования.

Взаимодействие субъектов управления занятостью населения

На наш взгляд, социально-экономический механизм взаимодействия субъектов управления занятостью населения региона представляет собой совокупность субъекта (органа) управления взаимодействием, средств, способов и методов, с помощью которых он регулирует (координирует) действия конкретных субъектов управления занятостью населения, самих объектов управления, то есть населения административно-территориальных образований, и органов, контролирующих результативность функционирования механизма в целом. Остановимся подробнее на специфике функционирования предлагаемого механизма.

Орган управления взаимодействием осуществляет оценку ситуации в сфере занятости населения региона и его административно-территориальных образований (городских округах и муниципальных районах). В результате будут выявлены те округа и районы, в которых ситуацию следует оценить как напряженную или же критическую [2]. Применительно к таким территориальным образованиям делается детальный анализ объекта управления, то есть их населения, с точки зрения возможностей обеспечения жителей экономически и социально эффективной занятостью.

Далее орган управления взаимодействием по результатам оценки ситуации с занятостью населения в различных муниципальных образованиях конкретного субъекта федерации и специфики их социально-экономического развития и проживающего в нем населения вырабатывает для них целевые установки по улучшению ситуации с занятостью населения. Безусловно, что все целевые установки должны вытекать из главной (стратегической) цели – достижения экономически и социально эффективной занятости.

То есть, речь идет о необходимости декомпозиции главной цели на подцели или целевые установки. Количество этих подцелей, их конкретная формулировка будет определяться спецификой как социально-экономического развития того или иного муниципального образования, так и спецификой ситуации, складывающейся с занятостью населения, проживающего на его территории.

Трехсторонняя комиссия

Выработанные целевые установки являются основой для разработки локальных программ содействия занятости населения конкретных муниципальных образований, в которых формируется пакет программных мероприятий, позволяющих достичь желаемых результатов в сфере занятости населения. Для обеспечения их реализации уточняется перечень всех субъектов управления занятостью населения, которых необходимо и целесообразно привлечь для выработки совместных действий по достижению поставленного пакета целей.

В соответствии с «Кузбасским соглашением между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, администрацией Кемеровской области и работодателями на 2007–2009 годы» при исполнительном органе власти или самоуправления создается трехсторонняя комиссия, состоящая из представителей крупных работодателей, профсоюзных организаций и администрации региона или же муниципальных образований. Данная комиссия:

– осуществляет распределение мероприятий и необходимых финансовых средств для их выполнения между субъектами управления занятостью населения;

– разрабатывает и утверждает перечень способов, методов, средств и рычагов воздействия на субъектов управления, которые направлены на наиболее результативное выполнение ими мероприятий по стабилизации занятости населения в конкретном муниципальном образовании.

Обобщенная информация с предложениями трехсторонней комиссии по взаимодействию о распределении мероприятий локальной программы содействия занятости, соответствующих ресурсов и критериев оценки их выполнения доводится до сведения соответствующих субъектов управления. После уточнения возможностей по реализации предложенного пакета мероприятий и возможной их корректировки субъекты управления приступают к непосредственной работе на объекте управления.

В зависимости от сложившейся ситуации и утвержденных целевых установок в качестве объектов управления может выступать как население в целом конкретного муниципального образования или же отдельные его категории, классифицированные по различным признакам: видам деятельности, квалификационным, образовательным, возрастным, половым и т.д. Орган контроля осуществляет сравнение результатов функционирования объектов управления до и после воздействия на них со стороны субъектов управления с точки зрения изменения ситуации в сфере занятости населения.

В случае отклонения результатов функционирования от заданных целевых установок соответствующая информация передается в орган управления взаимодействием для анализа сложившейся ситуации и корректировки (при необходимости) входных воздействий на субъекты управления занятостью населения.

Эффективное функционирование механизма взаимодействия

Для эффективного функционирования предлагаемого механизма необходимо соблюдение ряда требований к его формированию и использованию. Прежде всего, необходимо, чтобы цели и задачи, стоящие перед субъектом управления взаимодействием в целом формулировались с предельной точностью и детализацией и доводились в виде соответствующих целевых установок до каждого субъекта управления занятостью населения и каждого составного элемента управляемого объекта, то есть каждой группы или категории населения (и даже конкретного человека), на которые оказывается воздействие с точки зрения изменения ситуации с их занятостью.

Следующим требованием является необходимость систематического изучения и анализа складывающейся в регионе и его муниципальных образованиях ситуации в сфере занятости населения с целью обеспечения адресности и конкретности предлагаемых программных мероприятий и учета специфики социально-экономического развития конкретных административно-территориальных образований.

Важным является также анализ используемых в практике функционирования механизма взаимодействия методов, способов и рычагов воздействия со стороны органа управления на субъектов управления занятостью населения и выявление среди них наиболее результативных, способных оказывать действенное влияние на стабилизацию ситуации с занятостью населения.

Важной особенностью социально-экономического механизма взаимодействия является его непрерывное «старение» в связи с высокой динамичностью процессов, протекающих в обществе в настоящее время, ломкой устоявшихся хозяйственных стереотипов, финансовой нестабильностью и т.д. Данная ситуация требует постоянного анализа эффективности функционирования сложившегося механизма взаимодействия, совершенствования отдельных его элементов, а в ряде случаев и полной его реконструкции в соответствии с условиями функционирования того или иного субъекта или же объекта управления.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241