Развитие корпоративной социальной ответственности в условиях мирового финансового кризиса

Савин Е.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (147), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Савин Е.И. Развитие корпоративной социальной ответственности в условиях мирового финансового кризиса // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 11. – С. 10-16.

Аннотация:
В работе рассматриваются коррективы в социально-ответственной деятельности зарубежных и российских компаний, вызванные первыми результатами мирового финансового кризиса. Анализируются возможные сценарии развития корпоративной социальной ответственности в посткризисный период.

Ключевые слова: социальная политика, корпоративная социальная ответственность, мировой финансовый кризис, социально-ответственный бизнес



Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) зародилась в США в середине прошлого века. Она стала следствием возрастания роли американского корпоративного сектора со второй четверти ХХ века и превращением его в глобальную силу в последние 25 лет прошлого столетия. Усиление роли транснациональных корпораций (ТНК), как главной движущей силы американского экономического превосходства, во многом было связано с расширением их деятельности в развивающихся странах, которые открывали для них новые возможности в сферах разработки природных ресурсов, более дешевой рабочей силы и рынках сбыта. На сегодняшний день без участия ТНК сложно представить борьбу с глобальными вызовами. По мнению крупного американского исследователя Джоэля Макоуэра, в ХХI веке власть, в течение последних четырех столетий игравшая роль главной силы в обществе, передает свои «полномочия» бизнесу [11].

В развитых странах Запада концепция корпоративной социальной ответственности (основу современного подхода к социальной ответственности корпорации заложил в 1953 году американский экономист Говард Боуэн) стала продуктом эволюции социально-экономических отношений. Основываясь на более чем полувековом зарубежном опыте, можно утверждать, что для ее возникновения и успешной реализации в рамках одной страны необходимы сформировавшийся национальный бизнес, крепкое демократическое государство и развитое гражданское общество. Характерным для понимания места КСО в западной философии бизнеса можно считать мнение авторитетного американского экономиста Майкла Портера, который считает, что успешной корпорации необходимо здоровое общество, так же как и общество нуждается в здоровом бизнесе [10].

Тенденции, повышающие значимости корпоративной социальной ответственности

Можно выделить несколько основных тенденций последнего десятилетия, которыми определяется повышение значимости социальной ответственности ТНК [7], в том числе, в контексте реализации концепции глобального устойчивого развития, принятой в 1992 году на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро.

Во-первых, наконец, стал общепризнанным факт, что природные ресурсы нашей планеты ограничены, а население растет. Человечество слишком быстро использует невозобновляемые ресурсы, с каждым годом создавая все больше проблем для будущих поколений.

Загрязнение окружающей среды и глобальное потепление ставит под угрозу жизнь людей сегодня и существование бизнеса завтра. Ухудшение качества почвы, воздуха и воды является результатом деятельности компаний.

Многие государства принимают законы, регулирующие использование ресурсов и производство вредных выбросов. Крупнейшие транснациональные корпорации добровольно внедряют в свою деятельность социальную и экологическую отчетность. Для международного бизнеса важное значение приобретает этический контроль за природоохранной и социальной деятельностью со стороны стейкхолдеров (т. е. всех лиц, так или иначе связанных с деятельностью предприятия) в регионах присутствия.

Четвертая тенденция, повышающая значимость КСО — глобализация информации. О событиях, происходящих на другой половине земного шара, мы узнаем всего через несколько минут благодаря новейшим информационным технологиям, сети Internet и СМИ. Зачастую, непродуманность социальной и экологической политики наносит урон финансовой стабильности и рыночной стоимости компаний.

Весьма существенным фактором является глобализация рынков капитала. Инвесторы, в том числе институциональные, становятся все более информированными, и они отдают предпочтение более устойчивому бизнесу не только с точки зрения финансовых, но социальных и экологических показателей. В США действует целый ряд инвестиционных фондов, которые активно ищут так называемые «зеленые предприятия», имеющие хорошую репутацию с точки зрения заботы о социальной сфере и об экологии.

Ситуации, когда расходы на социальную сферу не сокращаются

Очевидно, что в период неблагоприятной конъюнктуры на рынке, спада производства и ухудшения финансовых показателей руководитель компании любого уровня будет стремиться к сокращению издержек. В первую очередь в тех направлениях деятельности компании, которые не являются профилирующими. Представляется, что деятельность в сфере КСО, наряду с другими направлениями, занимающимися обеспечением бизнеса, должна непременно попасть под сокращение. Последние же результаты западных компаний в сфере КСО, не позволяют сделать столь однозначный вывод.

Так, компания Intel перед оглашением финансовых результатов за последний квартал прошлого года выделила 300 тыс. долларов США на развивающие и образовательные программы в странах третьего мира. Это только часть обязательств компании в области устойчивого развития на 2009 год, которые предусматривают выделение 100 миллионов на образовательные программы по всему миру (за последние 10 лет Intel Foundation потратил на это около миллиарда), а также экологические инвестиции, связанные с повышением рационального использования энергии. Такие компании как General Electric, IKEA, Microsoft, Rio Tinto, Chiquita, Shell, входящие в международную деловую сеть Business for Social Responsibility (объединяет около 200 компаний по всему миру), на конференции в ноябре 2008 года подтвердили, что финансирование КСО будет сохранено на прежнем уровне. Однако не все выглядит так безоблачно для КСО в период кризиса: в Ford Motor заявили о сокращении на 40% финансирования корпоративной благотворительности, а Citigroup пошло на сокращение персонала, отвечающего за развитие КСО в компании. Эксперты отмечают, что те компании, в которых результаты в сфере КСО не связаны с основным бизнесом и репутацией, вероятно, будут сокращать расходы в сложный период.

Таким образом, подводя промежуточные итоги развития КСО на Западе в период общемирового спада, можно утверждать, что в большинстве компаний КСО вписана в основную деятельность и сильно влияет на репутацию и, как следствие, на экономические результаты компании. Руководители отдают себе отчет в том, что невыполнение объявленных раннее социальных обязательств может повлиять на репутацию компании, и не стремятся сокращать расходы в этом направлении. Ведь успешное преодоление кризиса без ущерба для социальной ответственности открывает для компании отличные перспективы в период роста, который несомненно последует за кризисом.

Три сценария: инерционный, оптимистический и пессимистический

Как скажется кризис на развитии КСО в России пока судить трудно. Но определенные коррективы в деятельности отечественных компаний в этом направлении уже наблюдаются. По данным благотворительного фонда CAF Russia объемы корпоративной благотворительности в России сократятся в 2009 году как минимум наполовину [1]. В ОК «Русал» и «Сибур» заявили, что в 2009 году будут пересмотрены бюджеты и формат реализации благотворительных и спонсорских программ.

Говоря о перспективах развития КСО в период кризиса, можно традиционно выделить три возможных сценария: инерционный, оптимистический и пессимистический.

При развитии инерционного варианта ожидать принципиальных изменений роли КСО в философии бизнеса, а также ее восприятия в обществе вряд ли можно. Все имеющие место проблемы, противоречия, а также отсутствие общепринятого понимания данной концепции будут иметь место в посткризисной системе социально-экономических отношений.

Оптимистический вариант будет возможен при условии, что под воздействием кризиса компании станут более тесно и ответственно взаимодействовать со своими стейкхолдерами (собственники, персонал, партнеры, местные сообщества, власть, СМИ, НКО) для решения социальных проблем, количество которых в обозримом будущем увеличится, и обеспечения устойчивого развития. Это станет сильнейшим стимулом для развития концепции КСО в России и внедрения ее принципов в практическую деятельность отечественного бизнеса.

При пессимистическом варианте, компании, ссылаясь на кризис, а также известное мнение о том, что основная обязанность компаний платить налоги, свернут многие социальные программы, а КСО будет восприниматься в обществе как далекий от основной деятельности способ позиционирования компании для создания благоприятного имиджа. Все достижения последних лет в развитии КСО в нашей стране сойдут на нет, и после преодоления кризиса придется приложить немало усилий, чтобы вернуть утраченные позиции.

Учитывая нынешнее положение КСО в нашей стране, наиболее вероятным представляется первый сценарий: в большинстве компаний социальная ответственность остается на декларативном уровне, и ухудшение общеэкономической конъюнктуры скажется лишь на количественном ухудшении показателей бизнеса в области социальной ответственности. Качественные же изменения в какую-либо сторону вряд ли возможны. Думается, что для дальнейшего развития КСО в нашей стране российское бизнес-сообщество в целом должно не только осознать необходимость, но и оценить долгосрочный экономический эффект от социально-ответственного поведения, что будет сложно сделать условиях общемировой рецессии.

[1] По данным Агентства социальной информации - http://www.soc-otvet.ru/Bases/SOB/sob.nsf/0/BF7D1230713E0906C325756F0038171B


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:12:11