Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»2 / 2002

Применение механизма международного финансового лизинга на российском рисковом инвестиционном рынке

Гнилитская Елена Валерьевна, ассистент кафедры «Экономика автомобильного транспорта», МАДИ (ТУ), Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 24

Аннотация:
Для пополнения предприятиями своих основных средств и, как следствие, расширения ими рынка сбыта производимой продукции мировая экономическая практика давно и широко использует механизм международного финансового лизинга. Представляет интерес применение этого опыта на российском инвестиционном рынке и анализ существующих на нем рисков сторон финансовой сделки, основным из которых, по мнению автора, можно считать аккумулирующий показатель риска. Этот показатель отражает трудность прогнозирования остаточной стоимости имущества, передаваемого по договору международного финансового лизинга, тем более, что 8 февраля 1998 года Россия присоединилась к конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге.
Цитировать публикацию:
Гнилитская Е.В. Применение механизма международного финансового лизинга на российском рисковом инвестиционном рынке // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 2. – С. 16-22.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Для пополнения предприятиями своих основных средств и, как следствие, расширения ими рынка сбыта производимой продукции мировая экономическая практика давно и широко использует механизм международного финансового лизинга. Представляет интерес применение этого опыта на российском инвестиционном рынке и анализ существующих на нем рисков сторон финансовой сделки, основным из которых, по мнению автора, можно считать аккумулирующий показатель риска. Этот показатель отражает трудность прогнозирования остаточной стоимости имущества, передаваемого по договору международного финансового лизинга, тем более, что 8 февраля 1998 года Россия присоединилась к конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

 Процесс создания российских лизинговых компаний начался в середине 1990 года. В октябре 1994 года была создана Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг», которая в том же году стала корреспондентским членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний - «LEASEUROPE». Международный лизинг становится важным инструментом инвестирования, что подтверждают многочисленные международные конференции и семинары, проводящиеся по лизинговой тематике, например, «Legal Principles for Leasing» (29.01.2001, Montreal), Euromoney Lease Training «Accounting for Leases» (13-14.03.2001 Toronto), Legal Principles for Leasing (27.03.2001 Vancouver). Что касается Европы (Центральной и Западной), необходимо отметить в качестве значительного события образование в мае 1972 года Совета Европейской федерации ассоциации лизинговых компаний «Евролиз» («LEASEUROPE»), которая является одной из наиболее крупных в мире лизинговых ассоциаций и аккумулирует более 90% европейского лизингового рынка.

Уровень развитости лизинговых отношений, как правило, является своеобразным показателем динамичности всей экономики государства. В России удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в производство составляет менее 1,5%, в то время как в ведущих и успешно развивающихся странах этот показатель достигает 25-30% и более (удельный вес лизинга по континентам: Азия – 27%, Африка – 1,3%, Северная Америка – 41,5%, Южная Америка – 31,1%, Европа – 24,6%, Австралия/Новая Зеландия – 1,7%). В США, например, лизинг является основным инвестиционным инструментом, на долю которого на протяжении многих лет приходится более 30% инвестиций в оборудование. При этом на долю США приходится более 9/10 североамериканского лизингового рынка, или 39,5% общего объема мирового лизинга.

Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории Российской  Федерации может финансироваться за счет:

а) собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных ресурсов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие средства);

б) заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

в) привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

г) денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

д) инвестиционных ассигнований из государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

е) иностранных инвестиций.

 Одним из перспективных механизмов прямых иностранных инвестиций является международный финансовый лизинг. По мнению автора, интересен анализ достоинств и недостатков проведения операций международного финансового лизинга по сравнению с традиционными для России формами финансирования инвестиций.

11 сентября 1998 года Государственной думой был принят Федеральный закон «О лизинге», целями которого являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования. В этом Федеральном законе определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга, выраженные в следующих основных понятиях: лизинг, предмет лизинга, субъекты лизинга (лизингодатель, лизингополучатель), лизинговые компании, лизинговая деятельность, формы (внутренний и международный), типы (долго- средне- и краткосрочный лизинг) и виды лизинга (финансовый, возвратный и оперативный). Причем любой из субъектов лизинга может быть резидентом Российской Федерации, нерезидентом Российской Федерации, а также субъектом предпринимательской деятельности с участием иностранного инвестора, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации

Лизинговая сделка может включать в себя условия по оказанию дополнительных услуг, т.е. услуг любого рода, оказанных лизингодателем лизингополучателю как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга, а именно:

а) приобретение у третьих лиц прав на интеллектуальную собственность («ноу-хау», лицензионных прав, прав на товарные знаки, марки, программное обеспечение и других);

б) приобретение у третьих лиц товарно-материальных ценностей, необходимых в период проведения монтажных (шефмонтажных) и пусконаладочных работ;

в) осуществление монтажных (шефмонтажных) и пусконаладочных работ в отношении предмета лизинга;

г) обучение персонала;

д) послегарантийное обслуживание и ремонт предмета лизинга, в том числе текущий, средний и капитальный ремонт;

е) подготовка производственных площадей и коммуникаций;

ж) услуги по проведению работ, связанных с установкой (монтажом) предмета лизинга;

з) другие работы и услуги, без оказания которых невозможно использовать предмет лизинга. Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг должны быть указаны в договоре лизинга.

Этим же Федеральным законом оговорено понятие сублизинга как особого вида отношений, возникающих в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу, что оформляется договором сублизинга и международного сублизинга как разновидности международного лизинга.

В состав комплекса лизинговых отношений входят два договора:

а) договор купли-продажи между лизинговой компанией и изготовителем на приобретение оборудования, где изготовитель - продавец, а лизинговая компания – покупатель;

б) договор лизинга между лизинговой компанией и пользователем, в силу которого первая передает второму во временное пользование оборудование, купленное у изготовителя специально для этой цели.

Арендная форма экспорта машин и оборудования создает экономические выгоды для обеих сторон: арендатор получает возможность использовать дорогостоящую технику без больших капитальных начальных затрат, а также возможность оплаты аренды по мере получения прибыли от эксплуатации арендованного оборудования и машин; арендодатель расширяет сбыт при относительном снижении риска потерь от неплатежеспособности заказчика.

Большая часть международных лизинговых услуг приходится на США, Западную Европу и Японию. Арендодатели в США ‑ преимущественно промышленные концерны и их специализированные фирмы, а в Западной Европе ‑ специализированные лизинговые компании. Лизингополучатель вправе предъявить непосредственно продавцу имущества, являющегося предметом договора лизинга, требования, вытекающие из договора купли-продажи, заключенного между продавцом и лизингодателем, в частности, в отношении качества и комплектности имущества, сроков его поставки, и в других случаях ненадлежащего исполнения договора продавцом.

Лизингополучатель имеет права и исполняет обязанности, предусмотренные ГК РФ для покупателя, кроме обязанностей оплатить приобретенное имущество. Однако лизингополучатель не может расторгнуть договор купли-продажи с продавцом без согласия лизингодателя.

В отношениях с продавцом лизингодатель и лизингополучатель выступают как солидарные кредиторы, т.е. любой из них вправе предъявить продавцу требования в полном объеме, а до предъявления одним из солидарных кредиторов таких требований продавец вправе исполнять обязательства перед любым из них по своему усмотрению.

При определении ставок по международному финансовому лизингу, кроме чисто финансовых аспектов, учитываются налоговые и другие льготы, предоставляемые законодательством ряда стран инвесторам и владельцам отдельных видов имущества.

Лизинг имеет аналогию с товарным кредитом, однако, если при товарном кредите в чистой форме товаропользователь одновременно с получением товара вступает в право собственности с отсрочкой во времени оплаты стоимости товара, то при лизинге это право остается за лизингодателем до полной оплаты предмета лизинга лизингополучателем. Поэтому лизинговые платежи есть не что иное, как плата за пользование кредитом, взятым в форме имущества.

Гражданский кодекс РФ рассматривает лизинг как один из вариантов аренды, поэтому лизинговые платежи представляют собой арендную плату, а порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (в данном случае договором лизинга).

Арендная плата устанавливается на все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

а) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или одновременно;

б) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, доходов;

в) предоставления арендатором определенных услуг;

г) передачи арендатором арендодателю обусловленных договором вещей в собственность или в аренду;

д) возложение на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Основные методы расчета лизинговых платежей изложены в «Методических рекомендациях по расчету лизинговых платежей», разработанных Министерством экономики РФ и утвержденных 16 апреля 1996 года. Первый метод предусматривает, что общая сумма лизинговых платежей начисляется равными долями в течение всего срока договора в соответствии с согласованной сторонами периодичностью. При втором методе лизингополучатель в момент заключения договора лизинга выплачивает лизингодателю аванс, размер которого согласован в договоре. Оставшаяся часть лизинговых платежей за вычетом аванса начисляется и выполняется в течение срока действия лизинга аналогично первому методу. При третьем методе в общую сумму лизинговых платежей включаются: сумма амортизации лизингового имущества на весь срок действия лизингового договора; комиссионное вознаграждение; плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором. Если же договором лизинга предусмотрен выкуп лизингового имущества, в сумму лизинговых платежей включается выкупная стоимость имущества.

 

Основными факторами, сдерживающими развитие лизинга в России, являются вопросы финансирования. Ужесточение норм валютного регулирования со стороны ЦБ РФ (например, сокращение срока ввоза оборудования со 180 до 90 дней с момента оплаты аванса) делает существующие схемы финансирования лизинга менее эффективными. Наконец, российские банки на сегодня не имеют достаточно средств для вложения в крупные проекты, связанные с модернизацией российских предприятий. К тому же экономика самих проектов не позволяет привлекать те огромные денежные средства, которые работают внутри России. Методы преодоления сложившейся ситуации рассмотрим в следующих номерах журнала.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241