Оценки конкурентоспособности строительной продукции исходя предпочтительных характеристик потенциальных потребителей

Руденок О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (133), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Руденок О.В. Оценки конкурентоспособности строительной продукции исходя предпочтительных характеристик потенциальных потребителей // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 4. – С. 72-77.

Аннотация:
Вопросам повышения конкурентоспособности строительной продукции посвящены работы многих авторов, однако слабоизученным остается ряд важных проблем. К их числу можно отнести проблему оценки конкурентоспособности исходя из предпочтительных характеристик продукции для потенциальных потребителей конкретно рассматриваемого рынка. Целью данной работы является рассмотрение возможности применения маркетингового подхода для определения критериев и оценки конкурентоспособности продукции.

Ключевые слова: конкурентоспособность продукции, потребительские предпочтения, сегментирование, предпочтительные характеристики продукции, многоквартирный жилой дом, строительная продукция



Отмечая важность оценки потребительских свойств строительной продукции в системе конкурентоспособности, ученые не развивают этот аспект. В подавляющем большинстве работ главный акцент делается на характеристиках товара и товаров-конкурентов. Редко встречаются попытки рассмотреть конкурентоспособность товара исходя из свойств его потенциальных потребителей.

Все это предопределяет важность и актуальность совершенствования методики, позволяющей объективно оценить конкурентоспособность строительной продукции с целью разработки управленческих решений по ее повышению.

Конкурентоспособность строительной продукции зависит от ряда факторов, которые можно считать критериями конкурентоспособности и разделить на две основные группы:

1) факторы, имеющие определяющее значение при выборе фирмы-производителя;

2) факторы, значимые при покупке строительной продукции.

Набор критериев, определяющих конкурентоспособность внутри каждой группы, оказывается довольно значительным. Поэтому, на взгляд автора, для этих целей следует использовать маркетинговый подход к выбору критериев оценки посредством выявления предпочтительных характеристик на основании опроса потребителей более значимого для конкретного рынка строительной продукции сегмента с помощью специально разработанной анкеты.

Выбор критериев

Алгоритм выбора критериев оценки конкурентоспособности строительной продукции исходя предпочтительных характеристик потенциальных потребителей представлен на рис. 1. Такой подход позволяет учитывать запросы покупателей и избежать субъективных предположений экспертов.

Рис. 1. Алгоритм выбора критериев оценки конкурентоспособности строительной продукции.

Например, исследование рынка многоквартирных жилых домов как вида строительной продукции в одном из малых городов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2008 г. позволило выявить наиболее значимые критерии оценки (рис. 2).

Рис. 2. Предпочтительные характеристики многоквартирных жилых домов.

Все выявленные в ходе маркетингового исследования критерии оценки конкурентоспособности строительной продукции можно разделить на «жесткие» и «мягкие». Определение «жестких» критериев, а также расчет единичных показателей конкурентоспособности продукции строительной организации осуществляется на основании специально разработанных формул. Оценка «мягких» критериев осуществляется методом экспертных оценок по 5-тибалльной шкале.

Критерии оценки в разной степени значимы для потребителя. Соответственно, они в разной степени будут оказывать влияние на конкурентоспособность строительной продукции. Поэтому расчет показателя должен осуществляться с учетом коэффициентов значимости.

Интегральный коэффициент

Автором настоящей работы предлагается к рассмотрению методика оценки конкурентоспособности строительной продукции с помощью интегрального коэффициента конкурентоспособности методом многомерной классификации [1] на основе многомерных средних. Она позволяет оценить степень отклонения индивидуальных параметров оценки строительной продукции от среднерыночных значений:

, (1)

где:

– показатель конкурентоспособности i-й строительной продукции;

– величина критерия оценки для i-й строительной продукции;

– значение признака оценки конкурентоспособности для i-й строительной продукции;

– среднее значение признака оценки конкурентоспособности;

wj – коэффициенты значимости j-го критерия оценки конкурентоспособности строительной продукции;

i – номер единицы объекта совокупности;

j – номер критерия оценки конкурентоспособности строительной продукции;

n – число критериев оценки.

На основании расчета показателя конкурентоспособности оценивается уровень конкурентоспособности строительной продукции:

– если меньше 1,0, то строительная продукция неконкурентоспособна;

– если > 1,0, то строительная продукция является конкурентоспособной на рассматриваемом рынке.

Преимущества метода

Использование представленного подхода, опирающегося на методы многомерного статистического анализа, позволяет не только ранжировать объекты, но и выделить типические группы по уровню их конкурентоспособности. Это, по мнению автора работы, дает возможность дифференцированно подходить к выбору возможных направлений повышения конкурентоспособности строительной продукции.

Система решений по повышению конкурентоспособности продукции строительных организаций может быть разработана на основе рейтингового подхода к управлению отклонениями фактической величины каждого критерия оценки от средней с учетом коэффициентов значимости.

Предлагаемая методика позволяет оценивать конкурентоспособность строительной продукции. Кроме того, с ее помощью можно выявлять слабые стороны в деятельности предприятия и принимать обоснованные управленческие решения по повышению конкурентоспособности на основе целенаправленного воздействия на показатели, вызывающие ее снижение.

Проведение такого анализа возможно на всех стадиях производства (строительства) и реализации строительной продукции с изменениями параметров оценки конкурентоспособности, не соответствующих потребительским предпочтениям наиболее значимого сегмента рынка, и повышением конкурентоспособности продукции строительных организаций.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 21:41:52