Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»4 / 2009

Анализ деятельности стратегических альянсов алюминиевой промышленности на протяжении всего жизненного цикла деятельности

Федоренко Наталья Александровна, Старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии Северо-Западного государственного заочного технического университета, Россия

The analysis of activities of strategic alliances in aluminum industry throughout the life cycle - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 19

Аннотация:
Российская алюминиевая промышленность в последние годы находится на этапе экономического роста. Но в ближайшем будущем ситуация может быть осложнена серьезными проблемами, берущими свое начало еще в 90-х годах. По мнению автора, стабильный экономический рост в будущем возможен только в том случае, если начнется реструктуризация ведущих предприятий страны, причем как на государственном, так и на предпринимательском уровне.
Цитировать публикацию:
Федоренко Н.А. Анализ деятельности стратегических альянсов алюминиевой промышленности на протяжении всего жизненного цикла деятельности // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 4. – С. 91-96.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В настоящее время Россия является одним из мировых лидеров в производстве цветных металлов. Их экспорт по объему и значению для экономики страны сопоставим с экспортом нефти. Несмотря на то, что в металлургической и других сырьевых отраслях промышленности России стабилизация наступила несколько раньше, чем в других, в настоящее время острота проблем в данной отрасли не только не ослабла, но и продолжает усиливаться.

Данные проблемы в первую очередь относятся к внешним факторам, влияющим на ситуацию в отрасли. Прежде всего, речь идет о том, что в различные периоды экономического развития стратегические альянсы алюминиевой промышленности России могут преследовать разные стратегические цели и выбирать разные направления развития.

Перечислим некоторые из наиболее важных проблем, которые могут затормозить развитие отечественной алюминиевой промышленности в будущем:

— преобладание монополистических структур в экономике (сырьевых и энергетических); — концентрация иностранных инвестиций в сырьевом секторе и нежелание иностранных инвесторов вкладывать деньги в другие отрасли промышленности;

— нерешенность проблемы социальной сферы крупных предприятий;

— устаревание производственных фондов, недостаточное финансирование их модернизации;

— неэффективность применяемых систем менеджмента и структур управления крупных производственных комплексов;

— избыточная величина непроизводственных активов и непрофильных производств.

Этапы макроэкономического развития

Поскольку предметом деятельности стратегических альянсов является участие в макроэкономических процессах, в качестве внешней окружающей среды выступает макроэкономика в целом и ее основные составляющие. Решающее значение для стратегического анализа приобретает, помимо мониторинга макроэкономической, межотраслевой и отраслевой конъюнктуры рынка, выявление объективных закономерностей циклического развития внешней окружающей среды.

Для стратегических альянсов, объединяющих предприятия, стратегический анализ, прежде всего, должен учитывать закономерности развития системы производительных сил в отдельных фазах экономического цикла [2].

Динамику макроэкономической среды, внешней для стратегических альянсов, можно охарактеризовать следующей упрощенной схемой, описывающей основные тенденции изменений рыночной активности (см. рис. на ???)

    Уровень

  рыночной

активности

Устойчивый

рост экономической

активности

Спад экономической

активности

                    

Стабилизация

экономической

активности                                                                                                                                                 Время

                           Этап            Этап         Этап         Этап              Этап

                        внедрения     роста    зрелости      спада         вторичного    Этап b1      Этап b2

                                                                                                    насыщения

                                                                                                                                  

                                                               Этап А                                                        Этап В                      Этап С

Рис. Основные тенденции изменений рыночной активности

По мнению автора, этапы макроэкономического развития входят в различные фазы экономического цикла, а именно:

Этап А — это этап продолжения спада экономической активности (например, жизненный цикл предприятия на отдельном этапе).

Этап В — это этап (фаза) стабилизации экономической активности. Данный этап включает в себя два отдельных этапа b1 и b2. Этап b1 является периодом окончания спада и наступления момента стабилизации экономической активности. Этап b2 является периодом окончания стабилизации и этапом начала экономического роста.

Этап С это этап продолжения устойчивого роста экономической активности.

Представляется, что различное расположение отдельных этапов на траектории экономического цикла предполагает проявление разных закономерных тенденций развития системы производительных сил и рыночных отношений. В свою очередь, изменения производительных сил и рыночных отношений с их закономерностями тенденций развития — это и есть внешняя окружающая среда, изменение которой определяют характер управленческих решений по поводу стратегических целей альянсов алюминиевой промышленности.

Необходимость комплексной реструктуризации алюминиевых холдингов

Тенденции развития системы производительных сил характеризуют направления и динамику изменения внешней среды стратегических альянсов.

В рамках концепции стратегического менеджмента анализ внешней окружающей среды, выявляющий воздействие возможностей и угроз с ее стороны на стратегические альянсы:

Этап А. В период спада макроэкономической активности конкурентоспособное преимущество альянсов состояло в повышении ликвидности альянсов в целом и отдельных партнеров путем соединения и задействования неиспользуемых материальных, финансовых и нематериальных ресурсов (активов), имеющихся у партнеров по альянсу.

Этап В. В период стабилизации конъюнктуры рынка конкурентоспособное преимущество стратегических альянсов приобреталось путем использования возможностей совершенствования производственной структуры, повышения качества продукции и производительности труда, создание условий эффективного функционирования, при формировании системы производительных сил и системы финансирования нового производства, адекватных рыночным условиям периода окончания стабилизации и начала экономического подъема.

Этап С. В период начала подъема экономической активности конкурентоспособное преимущество стратегических альянсов обеспечивалось использованием возможностей, предоставляемых производителям продукции рынком в данном периоде, в том числе влиянием предложения на спрос, и реализацией стратегии управляемого роста альянса (слияния и поглощения).

Но на данном этапе стало очевидно, что мероприятия проводимые ранее на всех предыдущих этапах являются лишь фундаментом для развития компании в дальнейшем. Обеспечение же данного развития может быть достигнуто только путем более глубоких преобразований – проведением комплексной реструктуризации холдинга – его структур, функций подразделений, процессов и всей системы управления в целом.

Процессы реструктуризации предприятий отечественной промышленности в настоящее время развиваются очень активно. Так например: в настоящее время компанией РУСАЛ [1] проводится работа по повышению эффективности издержек, в том числе за счет продажи имущества, не задействованном в производственной деятельности (непрофильного). РУСАЛ уделяет пристальное внимание реструктуризации своих активов с целью повышения привлекательности компании для увеличения стоимости ее акционерного капитала.

Задачи реструктуризации

Основными задачами реструктуризации непрофильных активов являются:

— концентрация ресурсов предприятий компании на основной производственной функции;

— оптимизация структуры активов и пассивов предприятий, занятых производственным обеспечением основной продукции;

— достижение положительного экономического эффекта в результате реструктуризации;

— повышение ликвидности за счет поступлений от реализации непрофильных активов;

— получение доходов от реструктуризации;

— снижение затрат, связанных с содержанием и использованием непрофильных активов [7].

Проведение мероприятий по реструктуризации является единственным средством обеспечения успеха компании в будущем. Проведение реструктуризации в холдинге такого масштаба является уникальным примером для всей отечественной промышленности и от ее успешной реализации зависит будущее нескольких регионов, причем не Концепция реструктуризации предполагает одновременное осуществление стратегической и оперативной реструктуризации. Это объясняется тем, что зачастую необходимо не только реформировать предприятие, но и обеспечить его выживание в краткосрочной перспективе. Ведь до начала мероприятий по реструктуризации требуется провести анализ текущей ситуации, определить положение предприятия на рынке, перспективность отрасли, оценить конкурентоспособность его продукции. На это, как правило, уходит больше месяца, а за это время кризис может стать необратимым и объект реструктуризации может прекратить свое существование.

Как представляется, важнейшим условием обеспечения экономической устойчивости отраслевого комплекса является научное обоснование перспективных теоретических и методологических направлений управления бизнесом, определение реальных механизмов устойчивого развития промышленных предприятий.

Отечественная металлургия – базовая отрасль промышленности. Уровень ее развития должен отвечать стратегическим задачам обеспечения качественной продукцией российской экономики и стабильного позиционирования на внешних рынках. Актуальной остается задача формирования нового импульса развития и повышения конкурентоспособности российской металлургии.



[1] РУСАЛ — сокращение от «Российский алюминий» (United Company Rusal). На сегодняшний день это крупнейшая в мире алюминиевая компанию — прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241