Стратегия развития внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий автомобилестроения

Трифонова Е.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (133), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Трифонова Е.Ю. Стратегия развития внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий автомобилестроения // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 4. – С. 102-106.

Аннотация:
В современных условиях важнейшей стратегической задачей отечественного автомобилестроения является повышение конкурентоспособности на мировом рынке. Реализовать поставленную цель можно посредством рациональных структурных преобразований в отрасли. В статье сформулированы содержательные аспекты стратегии развития внешнеэкономической деятельности отечественных автомобилестроительных компаний.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, иностранные инвестиции, финансовый кризис, стратегия развития, отечественное автомобилестроение

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Уровень развития автомобилестроения как высокотехнологичной отрасли, обладающей значительной величиной добавленной стоимости в выпускаемой продукции, во многом определяет уровень развития промышленности страны.

В 2007 году доля продукции автомобилестроения, производимой в Российской Федерации, в общем объеме продукции машиностроения составила 23%, а в ВВП страны – около 2% [1, 2]. В этой связи решение многочисленных проблем отрасли выступают стратегическими задачами. Важнейшей является эффективная интеграция в мировое автомобилестроение, что должно стать результатом успешной реализации верно выбранной стратегии развития внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий.

Импорт и экспорт

Мировой автомобильный рынок испытал на себе сильнейшее негативное влияние глобального финансового кризиса, разразившегося в 2008 году. Некоторые ведущие мировые производители автомобильной техники оказались на грани банкротства. В сложившихся экономических условиях проблема обеспечения конкурентоспособности отечественной автомобилестроительной продукции, в том числе на зарубежных рынках, которая и до наступления кризиса продолжала многие годы оставаться весьма низкой по сравнению с мировыми стандартами, приобретает еще большую актуальность.

Россия выступает на мировом автомобильном рынке главным образом как импортер, а не как экспортер автомобилей. Это обусловлено рядом причин, важнейшей из которых является несоответствие отечественной автомобильной техники мировому уровню по ряду экологических, технико-экономических и других параметров. Это, а также насыщенность данного рынка, чрезвычайно высокий уровень конкуренции между его участниками и процессы глобализации, привели к вытеснению российских производителей из многих его секторов. В первую очередь, это касается сектора легковых автомобилей.

В табл. 1 и табл. 2 представлены данные по экспорту из Российской Федерации и импорту в страну важнейших видов продукции автомобилестроения.

Таблица 1

Динамика экспорта из Российской Федерации важнейших видов продукции автомобилестроения [3]


1995
2000
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Автомобили легковые – всего, тыс. шт., в том числе:
210
116
120
119
131
131
126
131
в страны дальнего зарубежья
193
67,8
75,7
67,4
64,1
36,4
27,0
14,1
в страны СНГ
17,4
50,1
44,5
51,1
67,4
95,0
99,4
117
Автомобили грузовые – всего, тыс. шт., в том числе:
22,9

12,9

35,9

37,2

41,4

49,2

51,6

55,0
в страны дальнего зарубежья

11,2
5,4
10,1
3,9
8,1
9,2
4,5
5,0
в страны СНГ
11,7
7,5
25,8
33,3
33,3
40,0
47,1
50,0

Таблица 2

Динамика импорта в Российскую Федерацию важнейших видов продукции автомобилестроения [3]


1995
2000
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Автомобили легковые – всего, тыс. шт., в том числе:
82,5
71,7
138
214
525
774
1052
1600
из стран дальнего зарубежья
41,6
57,5
127
195
489
719
951
1442
из стран СНГ
40,9
14,2
11,2
19,6
36,2
55,3
101
158
Автомобили грузовые – всего, тыс. шт., в том числе:
10,1
19,2
35,5
49,5
38,7
50,1
63,4
137
из стран дальнего зарубежья
4,3
7,7
25,2
39,6
29,5
40,5
53,1
125
из стран СНГ
5,8
11,5
10,3
9,9
9,2
9,6
10,3
11,6

Стратегическое взаимодействие с зарубежными партнерами

Учитывая текущие кризисные явления, можно поставить под вопрос не только более или менее реальный объем потенциального экспорта, но и реальный объем производства отечественных автомобилей для внутреннего рынка.

В современных условиях российские производители не выдерживают конкуренции даже на собственном национальном рынке (в первую очередь, это касается сектора легковых автомобилей). Кроме того, стремительно расширяется присутствие иностранных компаний в развивающихся странах (в том числе тех, в которые экспортируется российская автомобильная продукция). Поэтому говорить на данном этапе о наращивании экспортных возможностей первых вряд ли представляется возможным.

В сложившейся ситуации необходимо делать акцент не на экспорте отечественных автомобилей, во всяком случае, в краткосрочной перспективе, а на поиске других путей интеграции в мировое автомобилестроение.

Практика показала, что преодоление трудностей развития российского автомобилестроения только силами отечественных предприятий и государства вряд ли возможно. В этой связи приход иностранных инвесторов в отрасль является весьма своевременным.

Многие формы стратегического взаимодействия отечественных автомобилестроительных предприятий с зарубежными корпорациями уже имеют место на практике. Это слияния и поглощения, создание совместных компаний, производство автомобилей по лицензии с использованием производственной площадки российского предприятия и др.

Активное взаимодействие с ведущими иностранными концернами, по мнению автора, является необходимым условием вывода отечественных предприятий из сложившейся неблагоприятной ситуации, в которой они находятся. В этой связи стратегия развития внешнеэкономической деятельности отечественных автомобилестроительных предприятий должна быть построена, главным образом, на стратегическом взаимодействии с зарубежными партнерами.

Одновременно с этим необходимо стремиться к сохранению экспортных возможностей в отношении тех стран, где продукция российского автопрома все еще пользуется популярностью. В основном отечественные автомобили сохраняют пока достаточную конкурентоспособность только на рынках стран СНГ и ряда развивающихся стран мира, в которых многие потребители предпочитают недорогие и простые в обслуживании машины.

Антикризисные меры

Подчеркнем, что все, о чем шла речь выше, имеет отношение, в первую очередь, к стратегической перспективе развития отечественных автомобилестроительных предприятий. В кризисном же периоде необходима ориентация, прежде всего, на использование внутренних резервов, среди которых можно выделить:

– оптимизацию производственных процессов и снижение издержек производства;

– меры управленческого и административного характера;

– снижение непроизводственных издержек;

– поиск путей понижения цен на выпускаемую продукцию;

– оптимизацию складских запасов;

– приостановку набора новых сотрудников и др.

Кроме того, в преодолении кризисных явлений особое значение приобретает государственная поддержка предприятий отрасли.

Совершенно очевидно, что современные технологии и ноу-хау просто так не достаются. Поэтому рассчитывать на то, что ведущие участники мирового автомобильного рынка, быстро расширяющие свое присутствие в России, все сделают за отечественные предприятия, не приходится. Нужно активное стремление со стороны отечественных производителей, четкая позиция властей, законодательные и экономические условия, при которых приход зарубежных компаний будет с необходимостью означать привнесение технологий и развитие национального автомобилестроения в полном смысле этого слова.

Шансы на благоприятное развитие событий есть. Достаточно внимательно присмотреться к опыту Южной Кореи и Китая, которые еще 15 лет назад никем не воспринимались как автомобильные державы. История развития автомобилестроения этих стран может многому научить [4].

Итак, успешная интеграция отечественного автомобилестроения в мировую автомобильную промышленность должна осуществляться, главным образом, путем развития активного сотрудничества между отечественными и ведущими зарубежными предприятиями отрасли. В случае неблагоприятного сценария стране суждено остаться всего лишь сборочной площадкой для международных автомобильных концернов.


Страница обновлена: 28.03.2024 в 14:52:37