Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2009

Организационно-экономический механизм эффективных контрактов в промышленности

Манукайло Ирина Александровна, Аспирант-соискатель факультета «Экономики и управления» Невинномысского государственного Гуманитарно-технического института г. Невинномысска, Россия

Organizational and economic mechanisms of efficient contracts in the industry - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 22

Аннотация:
Основной идеей статьи является определение механизма повышения эффективности контрактной деятельности промышленных предприятий и разработка новых методов его реализации.
Цитировать публикацию:
Манукайло И.А. Организационно-экономический механизм эффективных контрактов в промышленности // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – С. 38-42.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Для жизненной поддержки и эффективного функционирования предприятия его неотъемлемой частью является разработка и заключение эффективных контрактов. Контрактная деятельность фирмы является одной из главных звеньев его жизни [5].

Вопрос анализа эффективности и модернизации функционирования контрактной деятельности актуален как для самих предприятий, проводящих мониторинг своей деятельности, так и для их окружения (групп влияния). В данной статье предлагается организационно-экономический механизм, функционирования контрактной деятельности промышленных предприятий, включающий, в том числе определение типологии и свойств контрактов предприятия, а также разработку методологии контрактной деятельности с целью изучения влияния контрактов на экономику фирмы.

Итак, по мнению автора, последовательность шагов механизма реализации эффективной контрактной деятельности должна быть следующей.

1. Определение роли контракта в организационной среде фирмы

Теория контрактов, определяя фирму как «сеть контрактов», решает проблему выбора оптимальной контрактной формы, обеспечивающей максимальную экономию агентских издержек, то есть издержек, сопровождающих отношения между агентами.

Фирма, представляет собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения: транзакционными издержками и издержками контроля (организационными издержками). Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма — как сеть внутренних контрактов.

Составной частью правовой системы нашего государства является международные договоры Российской Федерации [4]. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Применительно к внешнеэкономическим контрактам, важное значение имеют два вида международных договоров. К первому из них относятся договоры, устанавливающие режим торговли в отношениях между двумя государствами или группой государств. К примеру, договоры о торгово-экономическом сотрудничестве, товарообороте и платежах, платежные соглашения. Договоры второго вида содержат Гражданско-правовые правила, регулирующие имущественные отношения, возникающие из внешнеэкономических контрактов.

В российской правовой системе устные контракты подвергаются определенной дискриминации, то есть признаются объектом судебной защиты только в тех случаях, если величина сделки не превышает определенного, весьма небольшого предела. Для сделок большей стоимости требуется наличие письменного контракта.

В экономической теории принято различать по данному признаку три основных типа контрактов [7]:

1) классический контракт;

2) неоклассический контракт;

3) отношенческий (реляционный) контракт.

Договор (контракт) – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей [2].

Российским законодательством выделяются несколько основных видов договоров:

— договор купли-продажи;

— договор аренды;

— договор аренды предприятия;

— договор финансовой аренды (лизинг);

— договор подряда;

— договор займа;

— кредитный договор;

— договор поручения;

— агентский договор;

— договор о кооперации;

— договор о консорциуме;

— трудовой договор.

2. Моделирование контрактной деятельности с целью ее оптимизации

Можно воспользоваться всем набором показателей, используемых для анализа финансового состояния предприятия (чистая прибыль, себестоимость, количество контрактов, цена, сроки поставки и т.д.).

Для прогнозирования финансового состояния предприятия, зависящего от количества заключаемых контрактов и их эффективности, была построена многофакторная модель:

Yкд = 0,00018x1 + 0,00187x2 - 0,00157x3 + 20,269x4 + 191.96x5 - 59,323

R2 = 0.98788 F = 48,63

Методом экспертных оценок, решается задача нехватки эффективных контрактов, на основе чего было выявлено, что предприятие должно пересмотреть ценовую политику контракта (данный результат рассчитан для ряда российских предприятий).

На эффективность контрактной деятельности влияют не только процессы, составляющие эту деятельность, но также условия самих контрактов. Для прогнозирования объема заключающих контрактов, была построена многофакторная модель, где Yзк = f (цена, количество товара и сроки поставки). Полученная модель имеет вид:

Yзк= 0,0003x1 + 0,0148x2-0,0166x3

у

Построенные точечный и интервальный прогнозы, дали возможность увидеть, как поведет себя модель при изменении данных и насколько широк диапазон ошибок.

Таким образом, построенная модель может быть признана достаточно эффективной с 90% достоверности за исключением некоторых параметров.

Зная условия контракта, важно так же определить, с какой вероятность тот или иной набор параметров приведет к заключению договора.

Для этого, возможно, использовать пробит-модель [1]. Пробит вероятностная модель получается при использовании нормальной функции распределения.

Пробит модель предполагает, что zi* нормально распределенная случайная величина, так что вероятность того, что zi*=<z может быть описана функцией распределения F(z) [1].

Для перевода линейной модели в вероятностную возможно использовать логистическую модель или логит-модель [2]. Важным свойством логит модели является то, что она переводит, пробит-предсказуемые вероятности в прогнозирование элемента, описывающего все события, которые могут случиться на всем интервале.

Таким образом, на основе пробит- и логит-моделей можно с 95 % точностью рассчитать вероятность заключения или не заключения контракта, возможно варьирование параметров модели для получения эффективного результата.

На основе результатов моделирования процессов реализации контракта, вопрос, связанный с совершенствование контрактной деятельности, является необходимо важным, хотя и сложной задачей.

Эффективное решение данной задачи достигается за счет использования процессного подхода, в соответствии с которым экономический эффект от реализуемых контрактов должен учитывать два главных аспекта: эффект для производителя и эффект для потребителя.

По итогам проделанного анализа разрабатываеся бизнес-план.

Бизнес-план – это документ, в котором содержится необходимая информация об инвестиционном проекте [6]. Данный проект разработан для ряда российских промышленных предприятий. При большом количестве показателей целесообразно производить ранжирование.

3. Выявление наиболее эффективных стратегий предприятия в условиях неполной определенности

На данном этапе решается проблема привлечения контракта на предприятие.

Данный механизм был практически применен на ряде промышленных предприятий. Результатом его применения стала разработка бизнес-плана для разноотраслевых промышленных предприятий и его внедрение.

Итак, в данной статье разработан механизм для эффективного функционирования контрактной деятельности, а также предложена новая модель ее оптимизации путем применения процессного подхода. Была предложена модель прогнозирования объема заключаемых контрактов на основе корреляционно-регрессионого анализа, и, исходя из условий контракта, определена методика вероятности заключения контракта, при имеющимся наборе параметров.

Достоверность и обоснованность научных предложений достигнута с помощью базовых положений экономического анализа, теории оценки и исследования операций, а также изучения трудов отечественных и зарубежных ученых и практиков; кроме того, посредством сочетания общенаучных приемов анализа с экономико-математическими методами и статистическими данными, используемые в практике.

Особое значение разработанный механизм имеет при внутрикорпоративном анализе и в анализе внешней среды предприятия – основных конкурентов в условиях ограниченности информации.

Он может служить дополнительным инструментом для принятия решений.

На сегодняшний день проблема эффективной контрактной деятельности имеет немаловажное значение в связи с тем, что в условиях рыночной экономики необходимо иметь широкий вариантный ряд механизмов ведения контрактной деятельности, одним из которых и может стать предложенный в данной статье механизм.



[1] Пробит-модели (от англ. «probit» — единица вероятности) — вид эконометрических моделей, которые не поддаются исследованию стандартными методами регрессионного анализа, поскольку содержат дихотомические переменные (“все или ничего”). Примеры — модели принятия решений: заключать договор или нет — прим. ред.

[2] Логит-модель — эконометрическая модель, относящаяся к классу таких моделей, для анализа которых неприменимы обычные методы регрессивного анализа. В ней зависимая переменная может принимать лишь ограниченное число значений, в простейшем случае — либо 0, либо 1. Задача состоит в том, чтобы определить вероятность принятия зависимой переменной значения 0 или 1. Здесь в качестве аналитического средства применяется логистическая функция (выраженная в логарифмической форме) — отсюда и название — прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241