Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2009

Специфика формирования социально-экономической ответственности российских фирм в условиях становления гражданского общества

Кунцевич Вадим Александрович, Аспирант кафедры экономической теории и экономической политики ГОУ ВПО Волгоградский государственный университет, Россия

Specificity of the formation of social and economic responsibility of the Russian companies in conditions of formation of civil society - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 22

Аннотация:
Разработка мер устойчивого социально-экономического развития на путях формирования гражданского общества является ключевым направлением современного развития России. Постепенный переход к рыночным отношениям, либерализация экономической жизни российского общества усиливают значимость и актуальность изучения хозяйственных отношений между собственниками фирм, властью и обществом.
Цитировать публикацию:
Кунцевич В.А. Специфика формирования социально-экономической ответственности российских фирм в условиях становления гражданского общества // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – С. 19-24.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Современная действительность характеризуется снижением ресурсов, необходимых для удовлетворения ускоряющегося роста потребностей, сохранением значительного имущественного расслоения, возрастанием значимости фирм в жизни социума. Соответственно, возникает проблема разрешения данных противоречий мерами, обеспечивающими гармоничность взаимоотношений фирм и общества, удовлетворение потребностей развития гражданского общества, формирование социально лояльной и экономически самостоятельной хозяйственной среды.

Наиболее продуктивными являются меры, способствующие становлению социальной ответственности и повышающие полезность потребления ограниченных ресурсов в гражданском обществе. Искомый недооцененный фактор, причем фундаментально влияющий на тенденции в экономике, действительно существует – это состояние общественного сознания [1].

Легитимность приватизации государственных активов

Экономическая специфика формирования гражданского общества в России определена трансформацией отношений прав собственности на активы: тотальной приватизацией государственной собственности. В этой связи по критерию приобретения прав, можно выделить два типа собственников. К первому типу относятся индивидуумы, получившие права в результате проведения приватизации государственных активов. Ко второму типу — те, кто получил права собственности в результате рыночных операций обмена.

Осознание необходимости общественного признания принадлежности прав собственности в результате приватизации государственных активов конкретным индивидуумам должно сформироваться у последних благодаря экономическому потенциалу «положительных эффектов» собственности, когда права легитимно [1] закреплены.

В этих условиях проявление фирмами социально-экономической ответственности стимулирует общество легитимизировать результаты проведенной приватизации, убедиться в ее позитивном значении для развития всех групп населения. Пересмотр результатов приватизации с помощью государственных инструментов отчуждения прав собственности никак не соотносится с принципами становления гражданского общества.

Ключевая роль в становлении социально-экономической ответственности российских фирм отведена государству. Только при создании рыночных условий закрепления прав собственности на активы и согласования интересов субъектов социума будет достигнуто устойчивое развитие общества, соотнесенное с экономическим ростом фирм. Таким образом, если мы хотим свободы и материального процветания, то не можем не способствовать укреплению институтов, образующих основу рыночной экономики, следовательно, и базу правового государства [2, с. 16].

Социально-экономическая ответственность и гражданское общество

Экономический возраст гражданского общества в России составляет не более двадцати лет и характеризуется отсутствием динамики в развитии хозяйственной деятельности институтов и незначительным их влиянием на выполняемые фирмами функции.

Общая численность некоммерческих организаций (исключая учрежденные госорганами) в России с 1 января 2007 г. по 1 января 2008 г. сократилась с 675,6 тыс. до 655,4 тыс. [3, с. 42]. Это свидетельствует о неэффективности механизма социально-экономической ответственности российских фирм. Для разрешения данной проблемы институтам власти необходимо:

– создать экономически выгодные условия для объединения индивидуумов в группы интересов в области трудовой деятельности и реализации частных прав собственности на активы;

– разработать систему оценки и контроля эффективности деятельности институтов гражданского общества;

– создать условия свободного распространения информации и общественного обсуждения эффективности деятельности институтов гражданского общества для всех заинтересованных субъектов социума.

В условиях финансового кризиса наличие доверия к деятельности субъектов гражданского общества может послужить фактором, который позволит минимизировать издержки восстановления в область экономического роста.

Возникновение социально-экономической ответственности российских фирм напрямую зависит от становления гражданского общества в России, в условиях которого возникает механизм самоуправления. Он позволяет максимизировать результаты деятельности и справедливо их распределять между всеми участниками хозяйственных процессов.

Плановая экономика, переходная экономика и рыночная экономика

Исторический процесс развития социально-экономической ответственности фирм осуществляется в России на протяжении трех этапов: плановая экономика, переходная экономика и рыночная экономика. Социально-экономическая ответственность российских фирм в большей степени проявляется как меценатская помощь, а не как регулярная социально ответственная инвестиционная деятельность.

Отсутствие статистических данных, показывающих зависимость экономических показателей фирм от эффективности функционирования механизма социально-экономической ответственности, позволяет сделать вывод о том, что российские фирмы находятся на втором этапе развития.

Основные проблемы перехода на третий этап заключаются в следующем:

– отсутствие влияния институтов гражданского общества на функциональную деятельность фирм;

– отсутствие четких, формализованных общественных требований в области социальной политики фирм;

– отсутствие структурированной и достоверной информации о социально-экономической деятельности российских фирм и институтов гражданского общества.

Развитие социально-экономической ответственности российских фирм зависит от становления гражданского общества, в котором хозяйственная деятельность институтов гражданского общества оказывает влияние на выполняемые предприятиями функции.

Хозяйственная деятельность институтов гражданского общества должна быть направлена на создание условий, при которых социальная ответственность не есть следствие прибыли, а выступает как ее причина.

Эффективно функционирующие институты гражданского общества разрабатывают и совершенствуют законодательные механизмы процедур регистрации, переоформления и обмена частных прав собственности. Закрепленные права собственности формируют ответственность и безопасность управления, позволяют носителям прав трансформировать свою собственность в капитал – самовозрастающую стоимость.

Российская модель развития социально-экономической ответственности

Можно отметить ключевые характеристики российской модели развития социально-экономической ответственности фирм:

– обобществление производственных отношений;

– причиной удовлетворения общественных потребностей служит прибыль;

– отсутствием социальных инвестиций;

– развитыми патерналистскими отношениями в области благотворительной деятельности и заботы об окружающей среде.

Таким образом, можно выделить основные проблемы становления гражданского общества в России:

– отсутствие влияния институтов гражданского общества на функциональную деятельность фирм;

– отсутствие четких, формализованных общественных требований в области социальной политики фирм;

– отсутствие структурированной и достоверной информации о социально-экономической деятельности российских фирм и институтов гражданского общества.

Таким образом, можно определить ключевые направления развития социально-экономической ответственности российских фирм:

– формирование доверительных отношений между субъектами социума;

– организация экономически выгодных условий образования институтов гражданского общества;

– создание эффективной системы оценки и контроля хозяйственной деятельности институтов гражданского общества.

Реализация разработанных мер будет способствовать интенсификации эволюции гражданского общества, а значит, и проявлению фирмами социально-экономической ответственности перед социумом. Это, в свою очередь, позволит достичь зрелого состояния доверия между всеми общественными группами и обеспечит становление развитого гражданского общества в России.



[1] От слова легитимный, то есть законно признанный — прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241